Цели:
- Ввести в круг чтения учащихся стихи К.Д. Бальмонта
- Учить различать стихи по темам, интонационному рисунку, закрепить понятие «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение», «олицетворение», «метафора».
- Учить выразительному чтению (определять задачу чтения, составлять партитуру чтения).
- Учить понимать мысли и чувства автора, анализируя лексику, ритм, художественные детали стихотворения.
Ход урока:
1. Эмоциональный настрой (Тренировочное чтение)
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, желаю вам интересной работы.
- Посмотрите на доску, прочитайте про себя, вслух, шёпотом, громче, очень громко
На коньках начнём кататься
Мы на звонком льду. ///
Будет смех наш раздаваться
В парке на пруду. ///
- Какую интонацию вы выберите для прочтения отрывка?(на доске рисунки лиц с разными эмоциями)
Ответ:
- Весёлую.
- Читаем весело. Кто знает, из какого произведения этот отрывок?
Ответ:
- «К зиме».
- Кто автор?
- К.Д.Бальмонт
- Какая модель обложки подходит к этому произведению?
Модели обложек раскрашены в три цвета: зеленый – о природе (З), желтый – о детях (Ж), красный – о родине (К). Треугольник на модели обозначает стихотворение.
- Почему вы выбрали вторую модель?
Ответ:
-Жанр – стихотворение, тема – о детях.
2) Проверка домашнего задания.
-Что было задано на дом?
Ответы детей:
- По выбору выучить наизусть произведения К. Д. Бальмонта «Россия», или «К зиме»
- Поработайте парами, послушайте друг друга, проверьте домашнее задание.
Скажите, кто вам очень понравился, кого вам очень хочется послушать?
Ответ:
- Мне понравилось, как рассказывал Слава, я хочу, чтобы все послушали его.
- А мне понравилось, как рассказывал Илья, я хочу, чтобы он рассказал всем у доски.
(Дети предлагают несколько человек, учитель просит выразительно рассказать наизусть стихотворение, ставит и комментирует оценки)
3. Новая тема
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством поэта Константина Дмитриевича Бальмонта .
На доске: Константин Дмитриевич Бальмонт
1867-1942)
- Послушайте произведение и определите его жанр и тему.
У доски рассказывает заранее подготовленный ребёнок.
- Понравилось вам произведение?
Что понравилось?
Ответы детей.
- Определите жанр и тему этого произведения.
Ответ:
- Это стихотворение о природе.
- Сделайте модель обложки.
Дети самостоятельно выполняют модель обложки, учитель вызывает несколько человек к доске для проверки.
- Почему вы выполнили такую модель?
Ответ:
- Жанр – стихотворение, тема о природе.
Учитель открывает свою модель на доске.
- Прочитайте название произведения
Ответ:
- К.Д. Бальмонт «Снежинка».
4) Работа над текстом. (Стр.47)
- Прочитайте название произведения.
Прочитайте начало произведения.
Что сказано о снежинке?
Какая снежинка?
Прочитайте, куда летит снежинка
Прочитайте, как качается на ветру снежинка?
Что покинула снежинка?
Учащиеся находят и читают вслух ответы на вопросы.
- Поработаем со словарным словом? Ваши предположения, что означает слово «низринула»?
Учитель выслушивает предположения детей
-Давайте прочитаем в словаре, как объясняется это слово. Прочитайте строчки с этим словом.
Ребенок читает строку с этим словом.
- Как скользила снежинка? Прочитайте. С чем сравнивается снежинка?
Ответ:
- Снежинка сравнивается со звездой.
- Найдите: сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры.
Ответы. Дети находят в тексте и доказывают, что это, например: сравнение – снежинка сравнивается со звездой, олицетворение – дрожит, взметается, как живой человек и т.д.
- Прочитайте на стр.47 внизу сноску о метафоре. Найдите и прочитайте в тексте метафоры.
Учащиеся находят в тексте и доказывают свои ответы.
- Какие строки говорят, что поэт восхищается снежинками? Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки? (Рассуждения детей) Кто из вас любовался снежинкой? Сколько лучей у снежинки? (Всегда 6) Подходит ли иллюстрация к этому произведению?
Ответы детей:
– Нет, не подходит, потому что в стихотворении снежинка красивая, блестящая, белая, как звезда, а на рисунке бледная и маленькая.
5) - Поработаем над выразительным чтением, разберём партитуру стихотворения.
Прочитайте первую строфу, вторую строфу и т.д.
Как написано стихотворение?
Ответ:
- Это четверостишие.
- Назовите рифмы в 1-м, 2-м, 3-м и.т.д. четверостишиях.
Учащиеся находят в тексте и доказывают, что это рифма.
- Какие это рифмы?
Ответ:
- Перекрёстные.
- Определите ритм стихотворения ( Дети считают гласные буквы в каждой строчке, и говорят, что количество гласных в строках одинаково и повторяется)
6) Работа в тетради стр.21
- Прочитайте 1-ое задание, поработайте парами.
Когда дети заканчивают работу в парах, они поднимают ладошку к ладошке вверх. Учитель видит, что работа закончена, проверяет работу у нескольких пар и предлагает детям стать ассистентами. Дети идут по классу и проверяют работу у других учащихся.
7) -Прочитайте стихотворение, расставьте логические паузы, потренируйтесь для пробного выразительного чтения, почитайте друг-другу.
Кто готов попробовать прочитать выразительно?
Проверка 1-2 человека, обсуждение.
8) Физкультминутка
Релаксация под музыку.
- Расслабьтесь, закройте глаза, посидите спокойно, представьте, как по небу, кружась, летят снежинки, откройте глаза, посмотрите влево, вправо, вверх, вниз, встаньте, руки вверх, потянитесь и т.д.)
Тихо сядьте.
9) - Послушайте ещё одно произведение, определите его жанр и тему.
Рассказывает заранее подготовленный ребёнок
- Понравилось вам произведение? Что понравилось? Определите его жанр и тему.
Ответ:
- Жанр – стихотворение, тема о природе.
- Сделайте модель обложки.
Почему вы сделали именно такую модель. (у доски 3 человека для проверки)
Отвечают ученики:
- Жанр – стихотворение, тема о природе.
Учитель открывает модель обложки.
- Как называется произведение?
Ответ детей:
- Константин Дмитриевич Бальмонт «Камыши».
10) Работа над произведением стр.48
- Прочитайте начало стихотворения.
Что делают камыши? Что спрашивает поэт? Что происходит в полночь?
Дети читают ответы из текста стихотворения.
Вопросы учителя:
- А полночь когда наступает?
Ответ:
- В двенадцать часов ночи.
Учитель продолжает работу над текстом произведения:
- Чей лик – лицо в болоте?
Чем пахнет в болоте?Все свои ответы дети подкрепляют строками из произведения.
Что говорят камыши?
Как шуршат камыши?
Почему им тоскливо?
- Какие слова с шипящим звуком помогают услышать шорох? .
Ответ:
- В глуши, слышно, бесшумно, шуршат, и т.д.
Все ответы дети читают из текста)
- На стр.48 внизу прочитайте вопрос: Что же такое олицетворение?
Найдите эпитеты, сравнения и олицетворения в тексте».
Дети доказывают свои ответы
11) - Поработаем над структурой стихотворения
Прочитайте 1-ю строфу, 2-ю строфу, 3-ю строфу.
Как написано стихотворение?
Ответ:
- Это двустишие.
- Прочитайте рифмы. Какие это рифмы?
- Парные рифмы
- Посчитайте ритм этого стихотворения.
Сейчас мы поработаем над выразительностью, расставьте паузы в тексте.
Самостоятельная работа детей с текстом.
Проверка. Ребёнок читает по строчке и говорит: «Короткая пауза /, длинная пауза, // очень длинная пауза///», - в зависимости от знаков препинания и логических ударений.
- Подготовьтесь читать выразительно, выделите слова, подчёркивающие шелест, шуршание.
Учащиеся готовятся к выразительному чтению, читают текст про себя. После подготовки проверка выразительного чтения, 1-2 человека читают выразительно.
12) - Рассмотрите иллюстрацию, подходит ли эта иллюстрация к произведению?
Ответы детей: Кто-то говорит: «Да, подходит»,- и зачитывает строки, подтверждающие его правоту, кто-то из детей говорит: «Нет,не подходит, потому что болото страшное, по нему опасно ходить» и т.д.
13) Сравнение произведений. Учитель задает вопросы:
- С какими двумя произведениями мы познакомились?
Что в них общего? ( Автор, они о природе)
В чём различия? (Дети находят сходства и различия)
14) Работа в группах. Учитель говорит:
- Ветер подул, и перепутал строчки из стихотворений, расставьте их в нужном порядке.
Класс делится на четыре группы, каждой группе раздаются слова, напечатанные на карточках из стихотворений, дети выбирают лидера группы, и он на доске прикрепляет нужные строчки, в две колонки, соответствующие стихотворению.
Полночной порою в болотной глуши,
светло-пушистая,
Чуть слышно,
Бесшумно шуршат камыши,
какая чистая,
О чём они шепчут?
Легко проносится,
О чём говорят?
на землю просится,
И снова забрезжил блуждающий свет.
Дрожит, взметается,
Полночной порой камыши шелестят.
Светло-качается,
то месяц багряный печально поник,
Она утешена,
Трясина заманит, сожмёт, засосёт,
Кружится бешено,
Кого? Для чего? – камыши говорят,
лазурь чудесную,
Но месяц печальный безмолвно поник,
она покинула,
Себя в безвестную,
И, вздох повторяя погибшей души,
Страну низринула,
Скользит, умелая,
Сохранно-белая,
Земли касается,
Звезда кристальная,
Снежинка смелая, какая белая.
В результате этой работы на доске появляется схема.
Таким образом, на доске появляется запись опорных слов из стихотворений, расставленная в том порядке, в каком они находятся в произведении.
Учитель говорит:
- Молодцы ребята, кто хочет попробовать рассказать стихотворение наизусть, с опорой на эти слова?
Несколько детей хотят рассказать стихотворение наизусть, учитель вызывает по одному ученику к доске, ученик показывает указкой на слова и рассказывает стихотворение.
- А кто, ребята, не запомнил стихотворения наизусть, выучите дома по выбору то, которое вам понравилось больше.
15) Итог урока.
Учитель:
- Я благодарю вас, ребята, за совместно проделанную на уроке работу.
Понравился ли вам урок? Что понравилось? С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке? Кто автор этих произведений? Что общего у этих произведений? В чём их различия? Какие произведения писал Константин Дмитриевич Бальмонт?
Ответ детей:
- Жанр – стихотворения. Тема о природе, о родине, о детях.
- Какое произведение вам понравилось больше? Почему? Дома выучите по выбору одно из произведений на стр.47-48 наизусть. По тетради задание на стр.21 №3
Учитель комментирует оценки.
- А я хочу вам сказать большое спасибо за работу на уроке.