Цель урока: Выяснить выполнение закона Гука для резинки и выделить факторы, от которых зависит упругость.
Задачи:
- Повторить понятия и формулы, связанные с силой упругости.
- Выяснить, выполняется ли закон Гука для резинки.
- Определить, от каких характеристик зависит коэффициент упругости.
Оборудование: таблица «Лабиринт», итоговая таблица, раздаточный материал, компьютеры, для практической работы – резинки разной длины, динамометр, измерительная лента.
Ход урока.
1. Актуализация ранее изученного материала.
В начале урока необходимо повторить понятия и формулы, связанные с силой упругости. Для этого учитель задает вопросы, а учащиеся ответы заносят в специальную таблицу «Лабиринт», которая находится на доске (таблица). Необходимо пройти из «пункта А» в «пункт Б» по лабиринту. На таблице находятся клетки с подсказками – стрелка указывает направление движения. Слово записывается по вертикали, горизонтали или диагонали.
Вопросы.
1. Как называется изменение объёма или формы тела?
(Деформация)
2. Как обозначается коэффициент жёсткости?
(к)
3. В каких единицах измеряется коэффициент жёсткости?
(Н / м)
4. Как называется воздействие, в результате которого тело восстанавливает форму и размеры?
(Упругое)
5. По какой формуле можно определить удлинение пружины?
(ΔL = L – L0)
6. Название процесса, при котором происходит увеличение длины пружины.
(Растяжение)
7. Формула закона Гука.
(F = k ΔL)
2. Практическая работа.
Выдвижение проблемы: «Как вы думаете, выполняется ли закон Гука для резинки?». Учащиеся высказывают свои предположения. Для решения этой проблемы необходимо выполнить исследовательскую работу. Учащиеся разбиваются на группы по 2 – 3 человека. Каждая группа получает раздаточный материал с заданиями разного уровня сложности и выбирает свой уровень (задания);. Выполнив экспериментальное задание, учащиеся заполняют таблицу в программе Microsoft Excel и там же по этим данным строят графики, вычисляют коэффициент упругости. Работа группы сохраняется для дальнейшей проверки и оценивания. Каждая группа, сделав вывод, заносит его в ячейку итоговой таблицы, расположенной на доске, в соответствии с уровнем сложности, выбранным этой группой.
1 уровень сложности | 2 уровень сложности | 3 уровень сложности | |
1 группа | |||
2 группа | |||
3 группа | |||
4 группа |
3. Подведение итогов.
После заполнения итоговой таблицы делается общий вывод. Вывод формулируют сами учащиеся. Если это вызывает затруднения, то учителем задаются наводящие вопросы. При этом охватываются результаты работы трёх уровней сложности.
- Что вы можете сказать о выполнении закона Гука для резинки после выполнения работы? Почему вы так решили?
Если у кого-то графики – не прямая линия (искривлена), то можно задать вопрос:
Почему у вас не получилась прямая линия? - Какой коэффициент упругости резинки?
- Что произошло с коэффициентом упругости при изменении длины резинки?
- Что произошло с коэффициентом упругости при изменении толщины резинки?
Домашнее задание.
Повторить § 36, 37, практическая работа – (основной уровень) рассчитать коэффициент жесткости для домашнего безмена, (повышенный уровень) выяснить, от каких ещё факторов зависит коэффициент жёсткости.