Класс - это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность ребенка. Как классный руководитель я планирую и организую свою работу в соответствие с концепцией гуманистической воспитательной системы нашей школы, программой деятельности классного руководителя по созданию воспитательной системы класса.
Программа рассчитана на пять лет (2006-2011г.г.)
I этап (2006-2007 учебный год) 5 класс - этап диагностики и адаптации
обучающихся ,создание классного коллектива;
II этап (2007-2009уч.г.) 6,7 класс – этап становления классного коллектива;
III этап (2009-2011гг.) 8,9 класс – этап развития классного коллектива.
В воспитательной системе школы-комплекса детский коллектив играет особую роль. Он- один из важнейших инструментов воспитания и среда развития личности ребенка.
Под педагогическим мониторингом сформированности классного коллектива мы понимаем систему сбора, анализа, отслеживания и коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития воспитательной системы класса.
Основные принципы мониторинга:
- объективность
- последовательность
- систематичность
- научность
- комплексность
- гласность
Основные функции мониторинга сформированности классного коллектива - диагностическая, ориентирующая ( направляющая), мотивационно- стимулирующая, воспитывающая, оценочная, аналитическая, коррекционная и прогностическая.
Цель мониторинга сформированности классного коллектива - оценивание состояния и результативности функционирования гуманистической воспитательной системы класса, успешности воспитательного воспитательного процесса в ней и уровня развития классного коллектива.
Задачи мониторинга:
1. Разработать программу отслеживания развития воспитательной системы класса и классного коллектива, включающую использование различного инструментария и сроки контроля по годам обучения.
2. Создать критериально - диагностический аппарат для оценки сформированности классного коллектива.
3. Установить разнообразные связи и зависимости причин, факторов и условий осуществления мониторинга как механизма управления развитием классного коллектива.
В том понимании, в котором рассматривается мониторинг сформированности классного коллектива, субъектами мониторинга выступают следующие участники воспитательного процесса- класс, родители класса, учителя- прдметники, работающие в классе, психологи, социальный педагог. Степень их участия различна, но все они получают информацию, анализируют ее.
Объектом мониторинга являются воспитательная система класса.
Предмет мониторинга – детский коллектив как условие развития личности ребенка.
В воспитательной работе классного руководителя по формированию детского коллектива мы выделили три главных направления.
Первое связано с непосредственным воздействием на каждого ученика класса :
- изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов;
- программирование воспитательных воздействий;
- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;
- анализ эффективности воспитательных воздействий.
Второе направление связано с созданием воспитывающей среды класса:
- сплочение детского коллектива
- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
- включение учащихся в разнообразные виды совместной деятельности;
- развитие детского самоуправления классе.
Третье направление предполагает коррекцию влияния различных социальных отношений ребёнка:
- взаимодействие с педагогическим коллективом школы-комплекса;
- коррекция воздействия средств массовой коммуникации;
- нейтрализация негативных воздействий социума микрорайона школы.
Правильный выбор критериев и показателей сформированности детского коллектива– важнейшее требование, т.к. неверно выбранные критерии не позволяют достичь результатов, которые определены целью.
Критерии сформированности классного коллектива.
Критериально – диагностический аппарат для оценки сформированности классного коллектива включает две группы критериев с условными названиями: « критерии факта» и « критерии качества».
I группа – критерии факта ( определяют, сформирован ли классный коллектив или нет):
- упорядоченность жизнедеятельности в классном коллективе;
- наличие сложившегося единого коллектива класса;
- интегрированность воспитательных воздействий в комплексы.
II группа – критерии качества ( определяют уровень развития классного коллектива):
- степень приближенности классного коллектива к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы класса;
- общий психологический климат в классном коллективе, стиль отношений в нем, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт;
- уровень воспитанности выпускников класса.
По каждой группе критериев определены показатели, выбраны методы и методики педагогической диагностики, отобраны субъекты мониторинга и определены формы фиксации результатов.
I группа критериев - наличие классного коллектива.
Показатели | Методы ( методики) |
---|---|
1. Упорядоченность жизнедеятельности в классном коллективе | 1. Конкурс идей и проектов «Класс, в котором я хотел бы учится» «Мой класс сегодня и завтра» 2. Беседы 3. Анкетирование 4. Наблюдение |
2. Наличие сложившегося единого классного коллектива | 1.Методика А.Н.Лутошкина ( тестирование сформированности коллектива) 2. Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» 3. Определение уровня развития ученического самоуправления» 3. Игры « Лидер» и « Командные учения» ( определение состояния межличностных отношений) 3. Методика М.Г.Казакиной ( классный час «Мы-коллектив? Мы-коллектив…Мы-коллектив!» |
3. Интегрированность воспитательных воздействий в комплексы | 1. Беседа 2. Оценка 3. Ранжирование 4. Оценка |
II группа критериев – развитие воспитательной системы класса и ее эффективность.
Показатели | Методы ( методики) | Формы фиксации |
---|---|---|
1.Степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы класса. | 1. Социометрические исследования 2. Анкетирование 3. Наблюдение |
Аналитическая карта деятельности |
2. Общий психологический климат в классном коллективе, стиль отношений в нем, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт | 1. Конкурс рисунков « Я в своем классе» 2. Методика М.И. Рожкова (изучение социализированности ребенка) |
Журнал критериальных оценок |
3.Проявление индивидуальности каждого ребенка, развитие креативных способностей учащихся. | 1. Рейтинговая оценка деятельности 2.Участие в конкурсах, выставках 3. Творческие отчеты 4. Кейс-стади |
«Портфолио» учащихся класса |
4. Уровень воспитанности выпускников класса. | 1. Карта интересов и увлечений учащихся класса (опросник Айзенка, определяющий тип темперамента) 2. Методика Мюнстенберга (диагностика уровня интеллекта, оценка внимания) |
Модель выпускника класса |
Подробнее я остановлюсь на главном показателе- это наличие сложившегося единого классного коллектива. В качестве инструментария я выбрала такие методы педагогической диагностики :
- Информационно- констатирующие Методика А.Н.Лутошкина ( тестирование сформированности коллектива)
- оценочные Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива», определение уровня развития ученического самоуправления.
- поведенческие Методика М.Г.Казакиной ( классный час «Мы-коллектив? Мы-коллектив…Мы-коллектив!», наблюдение, анализ взаимодействия.
- игровые методы Игры « Лидер» и « Командные учения» ( определение состояния межличностных отношений)
Отслеживание уровня развития коллектива 6а класса происходило по следующим признакам :
- движение к общезначимой цели,
- самоуправление в классе,
- дисциплина,
- общественное мнение,
- согласованность в работе,
- соотношение руководства и подчинения,
- дружба в коллективе,
- общение в свободное время,
- общественные связи и 3-м уровням развития этого признака - допустимый, критический и недопустимый.
Если на начало 5 класса встречается по уровню развития признака критический и даже в некоторых случаях недопустимый, то на конец года в основном преобладает допустимый.
Отслеживание уровня развития коллектива.
Признаки кол-лектива | Уровень развития признака | ||
---|---|---|---|
Допустимый | Критический | Недопустимый | |
Движение к общезначимой цели | Большинство | Меньшинство | Есть сопротивление поставленной цели |
Самоуправление | Передается часть функций | Только при участии взрослых | Только при принуждении |
Дисциплина | У большинства | У меньшинства | Дисциплину держит только старший |
Общественное мнение | Большинство в результате разъяснения | Меньшинство | Полное безразличие |
Согласованность в работе | Нужно руководство кл. руководителя | Конфликтность | Согласованность в отрицательных поступках |
Соотношение руководства и подчинения | Большинство | Лишь те, кого выбирают постоянно в руководители | Часть учащихся не умеют подчиняться |
Дружба в коллективе | Доброжелательность в коллективе | Есть эпизодические конфликты | Есть отверженные в коллективе |
Общение в свободное время | Свободное групповое общение | Ограниченные групповые привязанности | Конфликтность между группами |
Общественные связи | Без взаимоотношений | Эпизодические | Эгоистические |
О развитии коллектива можно судить по уровню самоуправления в классе.
Главным органом самоуправления является – общеклассное собрание учащихся. В классе работает Совет министров во главе с Президентом класса и входящими в Совет Министерствами – образования, законности и порядка, культуры, информации и печати, творчества.
Как видно из таблицы процедура исследования носит поэтапный последовательный характер:
- начальный ( 5 класс, 10 класс сентябрь )
- промежуточные ( январь, май 5-9 класс и 10-11 класс)
- конечный ( 9 класс, 11 класс апрель),
Полученные данные свидетельствуют о том, что классный коллектив имеет достаточно высокий уровень сфрмированности. 87 % учащихся класса включены в активную творческую деятельность, креативны, коммуникативны. Остальные ребята хотя и не проявляют инициативы, однако охотно участвуют в делах ученического коллектива, с большой ответственностью относятся к поручениям. Все учащиеся класса принимают участие в общешкольных мероприятиях, КТД. Уровень самоуправления коллектива класса высокий, его средний арифметический показатель 0, 9. За два года класс нашел свое место в общешкольном коллективе и свою нишу в воспитательной системе школы. Жизненное пространство класса не ограничивается рамками школы. Ребята посещают городские спортивные клубы и секции, театральную студию, музыкальные школы, различные кружки и факультативы, являются членами школьной команды эрудитов и с успехом выступают в городских конкурсах и соревнованиях.
Для того чтобы подсчитать количество улыбок, расправленных плеч, живых взглядов, творческих инициатив, взаимных уступок, проявлений уважения, внимания, заботы, рыцарства, честности, бескорыстия … нужен УЧЕТ! Пресловутый, кропотливый, почти бухгалтерский. Одним из ориентиров качественного обновления оценки результатов является технология портфолио.
Я хочу представить одну из форм предоставления собранной информации – портфолио достижений учеников 6а класса- которое показывает, что уровень сформированности класса является основой успешного развития индивидуальных способностей учащихся. Дети проявляют себя в спорте, музыке, художественном творчестве, научном обществе учащихся. Основной смысл портфолио- «дать возможность каждому ребенку класса показать все, на что он способен». Это портфолио представлено в электроктронном виде. Основная программа Microsoft Office Power Point откуда идут различные гиперссылки на программы в которых представлены грамоты, дипломы, сертификаты, сами работы представленные на различных уровнях конкурсах, выставках, концертах. Ежегодно «портфолио» пополняется меняется рейтинговая оценка и переносится педагогическое ударение с оценки учителя на самооценку ребенка.
Результаты исследования были представлены на разных уровнях:
- на методическом объединении классных руководителей
- на гордских методических конференциях по вопросам воспитательной работы
- на районном профессиональном конкурсе классных руководителей «Самый классный классный»
- в средствах массовой информации и на школьном сайте и сайте издательского дома « 1 сентября» в Интернете.
Неоценим формирующий эффект мониторинга, если часть полномочий на всех его этапах передается самим учащимся: когда они принимают посильное участие в разработке, в организации, в анализе и интерпретации данных, оглашении результатов, в прогнозировании и планировании новых дел на новые сроки. Это мощное средство практического заинтересовывания ребят в развитие коллектива класса.
Таким образом, мониторинг сформированности классного коллектива на условиях гласности и свободного доступа к обобщенным результатам – основа становления и развития коллектива класса.