Мониторинг сформированности коллектива образовательного объединения в условиях воспитательной системы класса

Разделы: Классное руководство


Класс - это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность ребенка. Как классный руководитель я планирую и организую свою работу в соответствие с концепцией  гуманистической воспитательной  системы нашей школы, программой деятельности классного руководителя по созданию воспитательной системы класса.

Программа рассчитана на пять лет (2006-2011г.г.)
I этап (2006-2007 учебный год)  5 класс   -  этап диагностики и  адаптации обучающихся ,создание классного коллектива; 
II этап (2007-2009уч.г.) 6,7 класс – этап  становления  классного  коллектива;
III этап (2009-2011гг.) 8,9 класс – этап развития классного коллектива.

В воспитательной системе  школы-комплекса детский коллектив играет особую роль. Он- один из важнейших инструментов воспитания и среда развития личности ребенка.
Под педагогическим мониторингом сформированности классного коллектива мы понимаем систему сбора, анализа, отслеживания и коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития воспитательной системы класса.

Основные принципы мониторинга:

- объективность
- последовательность
- систематичность
- научность
- комплексность
- гласность

Основные функции мониторинга сформированности классного коллектива  - диагностическая, ориентирующая ( направляющая), мотивационно- стимулирующая, воспитывающая, оценочная, аналитическая, коррекционная и прогностическая.

Цель мониторинга сформированности классного коллектива  - оценивание состояния и результативности функционирования гуманистической воспитательной системы класса, успешности воспитательного воспитательного процесса  в ней и уровня развития классного коллектива.

Задачи мониторинга:
1. Разработать программу отслеживания развития воспитательной системы класса и классного коллектива, включающую использование различного инструментария и сроки контроля по годам обучения.
2. Создать критериально  - диагностический аппарат для оценки сформированности классного коллектива.
3. Установить разнообразные связи и зависимости причин, факторов и условий осуществления мониторинга как механизма управления развитием классного коллектива.

В том понимании, в котором рассматривается мониторинг сформированности классного коллектива, субъектами мониторинга выступают следующие участники  воспитательного процесса- класс, родители класса, учителя- прдметники, работающие в классе, психологи, социальный педагог. Степень их участия различна, но все они   получают информацию, анализируют ее.

Объектом мониторинга являются воспитательная система класса.

Предмет мониторинга – детский коллектив как условие развития личности ребенка.

В воспитательной работе классного руководителя по формированию детского коллектива  мы выделили три главных направления.

Первое связано с непосредственным воздействием на  каждого ученика класса :
- изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов;
- программирование воспитательных воздействий;
- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;
- анализ эффективности воспитательных воздействий.

Второе направление связано с созданием воспитывающей среды класса:
- сплочение  детского коллектива
- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
- включение учащихся в разнообразные виды  совместной деятельности;
- развитие детского самоуправления классе.

Третье направление предполагает коррекцию влияния различных  социальных отношений ребёнка:
- взаимодействие с педагогическим коллективом школы-комплекса;
- коррекция воздействия средств массовой коммуникации;
- нейтрализация негативных воздействий социума микрорайона школы.
Правильный выбор критериев и показателей  сформированности детского коллектива– важнейшее требование, т.к. неверно выбранные критерии не позволяют достичь результатов, которые определены целью.

Критерии  сформированности классного коллектива.

Критериально – диагностический аппарат для оценки сформированности классного коллектива  включает две группы критериев с условными названиями: « критерии факта» и « критерии качества».

I группа – критерии факта ( определяют, сформирован ли классный коллектив или нет):

  1. упорядоченность жизнедеятельности в классном коллективе;
  2. наличие сложившегося единого коллектива класса;
  3. интегрированность воспитательных воздействий в комплексы.

II группа – критерии качества ( определяют уровень развития классного коллектива):

  1. степень приближенности  классного коллектива к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы класса;
  2. общий психологический климат в классном коллективе, стиль отношений в нем, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт;
  3. уровень воспитанности выпускников класса.

По каждой группе критериев определены показатели,  выбраны методы и методики педагогической диагностики, отобраны субъекты мониторинга и определены формы фиксации результатов.

I группа критериев - наличие  классного коллектива.

Показатели Методы ( методики)
1. Упорядоченность жизнедеятельности в классном коллективе 1. Конкурс идей и проектов «Класс, в котором я хотел бы учится»
«Мой класс сегодня и завтра»
2. Беседы
3. Анкетирование
4. Наблюдение
2. Наличие сложившегося единого классного коллектива 1.Методика А.Н.Лутошкина ( тестирование сформированности коллектива)
2. Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»
3. Определение уровня развития ученического самоуправления»
3. Игры « Лидер» и « Командные учения» ( определение состояния межличностных отношений)
3. Методика М.Г.Казакиной ( классный час «Мы-коллектив? Мы-коллектив…Мы-коллектив!»
3. Интегрированность воспитательных воздействий в комплексы 1. Беседа
2. Оценка
3. Ранжирование
4. Оценка

 

II  группа критериев – развитие воспитательной системы класса и ее эффективность.

Показатели Методы ( методики) Формы фиксации
1.Степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы класса. 1. Социометрические исследования
2. Анкетирование
3. Наблюдение
Аналитическая карта деятельности
2. Общий психологический климат в классном коллективе, стиль отношений в нем, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт 1. Конкурс рисунков « Я в своем классе»
2. Методика М.И. Рожкова (изучение социализированности ребенка)
Журнал критериальных оценок
3.Проявление индивидуальности каждого ребенка, развитие креативных способностей учащихся. 1. Рейтинговая оценка деятельности 2.Участие в конкурсах, выставках
3. Творческие отчеты
4. Кейс-стади
«Портфолио» учащихся класса
4. Уровень воспитанности выпускников класса. 1. Карта интересов и увлечений учащихся класса (опросник Айзенка, определяющий тип темперамента)
2. Методика Мюнстенберга (диагностика уровня интеллекта, оценка внимания)
Модель выпускника класса

Подробнее  я остановлюсь на  главном показателе-  это наличие сложившегося единого классного коллектива. В качестве инструментария я выбрала такие методы педагогической диагностики :
- Информационно- констатирующие Методика А.Н.Лутошкина ( тестирование сформированности коллектива)
- оценочные    Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива», определение уровня развития ученического самоуправления.
- поведенческие  Методика М.Г.Казакиной ( классный час «Мы-коллектив? Мы-коллектив…Мы-коллектив!», наблюдение, анализ взаимодействия.
- игровые методы   Игры « Лидер» и « Командные учения» ( определение состояния межличностных отношений)

Отслеживание уровня развития коллектива 6а  класса  происходило по следующим признакам :
- движение к общезначимой цели,
- самоуправление в классе,
- дисциплина,
- общественное мнение,
- согласованность в работе,
- соотношение руководства и подчинения,
- дружба в коллективе,
- общение в свободное время,
- общественные связи и 3-м уровням  развития  этого признака   -  допустимый, критический и недопустимый.
Если на начало 5 класса встречается по уровню развития признака критический и даже в некоторых случаях недопустимый, то на конец года в основном преобладает допустимый. 

Отслеживание уровня развития коллектива.

Признаки кол-лектива Уровень развития признака
Допустимый Критический Недопустимый
Движение к общезначимой цели Большинство Меньшинство Есть сопротивление поставленной цели
Самоуправление Передается часть функций Только при участии взрослых Только при принуждении
Дисциплина У большинства У меньшинства Дисциплину держит только старший
Общественное мнение Большинство в результате разъяснения Меньшинство Полное безразличие
Согласованность в работе Нужно руководство кл. руководителя Конфликтность Согласованность в отрицательных поступках
Соотношение руководства и подчинения Большинство Лишь те, кого выбирают постоянно в руководители Часть учащихся не умеют подчиняться
Дружба в коллективе Доброжелательность в коллективе Есть эпизодические конфликты Есть отверженные в коллективе
Общение в свободное время Свободное групповое общение Ограниченные групповые привязанности Конфликтность между группами
Общественные связи Без взаимоотношений Эпизодические Эгоистические

  О развитии коллектива можно судить по уровню самоуправления в классе.

Главным органом самоуправления является – общеклассное собрание учащихся. В классе работает Совет министров во главе с Президентом класса и входящими в Совет Министерствами – образования, законности и порядка, культуры, информации и печати, творчества.
 Как видно из таблицы процедура исследования носит поэтапный последовательный характер:

  1. начальный (  5 класс, 10 класс  сентябрь )
  2. промежуточные ( январь, май   5-9 класс  и 10-11 класс)
  3. конечный ( 9 класс, 11 класс     апрель),

 Полученные данные свидетельствуют о том, что классный коллектив имеет достаточно высокий уровень сфрмированности. 87 % учащихся класса включены в активную творческую деятельность, креативны, коммуникативны. Остальные ребята хотя и не проявляют инициативы, однако охотно участвуют в делах ученического коллектива, с большой ответственностью относятся к поручениям. Все учащиеся класса принимают участие в общешкольных мероприятиях, КТД. Уровень самоуправления коллектива класса высокий, его средний арифметический показатель 0, 9. За два года класс нашел свое место в общешкольном коллективе и свою нишу в воспитательной системе школы. Жизненное пространство класса не ограничивается рамками школы. Ребята посещают городские спортивные клубы и секции, театральную студию, музыкальные школы, различные кружки и факультативы, являются членами школьной команды эрудитов и с успехом выступают в городских конкурсах и соревнованиях.

Для того чтобы подсчитать количество улыбок, расправленных плеч, живых взглядов, творческих инициатив, взаимных уступок, проявлений уважения, внимания, заботы, рыцарства, честности, бескорыстия … нужен  УЧЕТ! Пресловутый, кропотливый, почти бухгалтерский. Одним из ориентиров качественного обновления оценки результатов является технология портфолио.

Я  хочу представить одну из форм предоставления  собранной информации – портфолио достижений учеников 6а класса- которое показывает, что  уровень сформированности класса является основой успешного развития индивидуальных способностей учащихся. Дети проявляют себя в спорте, музыке, художественном творчестве, научном обществе учащихся. Основной смысл портфолио- «дать возможность каждому ребенку класса показать все, на что он способен». Это портфолио  представлено в электроктронном виде. Основная программа Microsoft Office Power Point откуда идут различные гиперссылки на программы в которых представлены  грамоты, дипломы, сертификаты, сами работы представленные на различных уровнях конкурсах, выставках, концертах. Ежегодно «портфолио»  пополняется  меняется рейтинговая оценка и переносится педагогическое ударение с оценки учителя на самооценку ребенка.

Результаты исследования были представлены на разных уровнях:
- на методическом объединении классных руководителей
- на гордских методических конференциях по вопросам воспитательной работы
- на районном профессиональном  конкурсе классных руководителей «Самый классный классный»
- в средствах массовой информации и на  школьном сайте  и сайте издательского дома « 1 сентября» в  Интернете.

Неоценим формирующий эффект мониторинга, если часть полномочий на всех его этапах передается самим учащимся: когда они принимают посильное участие в разработке, в организации, в анализе и интерпретации данных, оглашении результатов, в прогнозировании и планировании новых дел на новые сроки. Это мощное средство практического заинтересовывания  ребят в  развитие коллектива класса.
Таким образом,  мониторинг сформированности классного коллектива  на условиях гласности и свободного доступа к обобщенным результатам – основа становления и развития  коллектива  класса.