Математика в 3-м классе. Урок-путешествие на "Остров сокровищ"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить знания изученных таблиц умножения и соответствующих случаев деления;
  • совершенствовать умения и навыки в нахождении периметра и площади многоугольника, решения составных задач, в составлении и решении уравнений;
  • развивать вычислительные навыки учащихся, познавательную активность;
  • расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать чувство товарищества, взаимопомощь, ответственность.

Оборудование:

  • магнитофон, кассета с записью, 3 флажка, сундучок, медали для каждого уч-ся;
  • рисунок-карта «Остров сокровищ»;
  • рисунки: акулы, дельфина, бутылки, пирата, маяка, фрегата;
  • указательные стрелки, карточки с заданиями, жетоны;
  • таблица  «Шифрограмма».

Материалы:

  1. учебник Математика М.И.Моро., 3 класс, часть I, М., «Просвещение» 2001 г.
  2. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов, М., «Азъ» 1996 г.
  3. Энциклопедический трёхтомник для детей «Что такое. Кто такой.» «М., «Педагогика» 1990 г.
  4. «Методика преподавания математики в начальных классах» М.И.Моро.,М, «Просвещение» 1984 г.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие.
Деление класса на 3 команды.

II. Постановка темы и целей урока.

 Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие на остров сокровищ. Наш многопарусный корабль стоит у причала и ждёт сигнала к отправлению. Такие корабли с парусами назывались каравелла, бригантина, фрегат, шхуна. На каравеллах великий мореплаватель Христофор Колумб пересёк океан и открыл неведомую  тогда землю – Америку. Открывать мы с вами ничего не будем. Цель нашего путешествия доплыть до острова, который расположен на карте, и найти сокровища. Уверяю вас, путешествие будет увлекательным и опасным. Но справиться с этими опасностями и препятствиями вам помогут знания  и умения, которые приобрели на уроках математики.
Поплывём мы с вами на одном корабле, но задания будем выполнять в командах. Я буду капитаном корабля и у меня должны быть помощники от каждой команды – старпомы (старшие помощники). Выберите  в своей команде такого человека.

Запомните правила:

  1. Старпом – главный в команде.
  2. От его решения зависит результат.
  3. Только он имеет право поднимать флажок, если команда готова, и он же назначает отвечающего у доски или с места.

  За быстрый и правильный ответ команда получает красный жетон. Если другая команда отвечает верно, но не является первой, то получает синий жетон. Если же ответ неверный -команда ничего не получает. За большее количество красных жетонов команда получит право найти клад. Условия понятны? Тогда в путь!

III. Повторение и закрепление изученного материала:

1. Устный счёт

- Чтобы выбрать правильный маршрут, надо зажечь огонь на маяке.
- Кто знает, что такое маяк?  (Башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове, в устье реки)
Выполнив правильно цепочку примеров, вы узнаете, какой свет зажегся на маяке.

54 → : 9 →  • 4 → : 8 → • 5 → + 27 → : 6 → ?  (7)

- Что может означать число 7?

На острове Фарос, около 280 л. до н.э. был построен самый большой маяк древности. Высота башни была 135 метров. На вершине в открытой каменной беседке пылал костёр, указывая путь кораблям. Этот маяк  называют 7-ое чудо света.   (учитель закрепляет на доске указательные стрелки маршрута)

2. Составление уравнений и их решение.

- Первое наше препятствие это акула. А знаете ли вы …,что существует 170 видов акул. Среди них есть опасные, а есть безвредные. Например, акулы, которые следуют часто за кораблями, - подбирают остатки пищи с кораблей. Этих акул не бояться даже маленькие рыбки. Из крупных акул не опасны китовые акулы, если на них  не нападать. Но самая ужасная – гигантская белая акула, её длина достигает 12 метров. Она – то уж точно опасна. Скорее всего она на нашем пути и попалась. Посмотрим, какое у неё «зубастое» задание. (сзади рисунка, в конверте, находится задание).

Используя числа 8, 56, 7;     6, 42, 7    - составьте по два уравнения на умножение и деление и решите их.

- Акулу мы победили. Плывём дальше.

3. Решение составной задачи на нахождение неизвестного третьего.

- Ребята, на нашем пути – бутылка. В таких запечатанных бутылках хранилась информация или просьба о помощи корабля, который терпел бедствие. Распечатаем её?

SOS – помогите составить краткую запись к задаче, а затем решить её:
  Ныряльщик за жемчугом за 3 часа работы выловил 100 ракушек. В первый час он выловил 27 ракушек, во второй час на 14 ракушек больше, чем в первый. Сколько ракушек выловил ныряльщик в третий час работы?

4. Физкультминутка.

- Ребята, нас встречает дельфин.
Дельфины – это самые мелкие китообразные. Они прославились как неутомимые спутники кораблей. Самые быстрые - дельфины – белобочки развивают скорость до 50 км/ч. Учёные выяснили, что дельфины сообразительнее собак и обезьян. Они очень игривы и поддаются дрессировке. Дельфины могут стать нашими большими друзьями.
(дети танцуют «Матросский танец»).

5. Нахождение площади и периметра прямоугольника.

- Мы подплываем к острову и последние наше препятствие – пираты.
- Я так и знала, что без них не обойдётся. Ведь там, где сокровища – там и пираты.
- Кто такие пираты? (морские разбойники) Этот пират знает точное место нахождения сокровищ. Для этого нам надо найти периметр и площадь данной местности, которая имеет прямоугольную форму.

Одна сторона прямоугольника равна 3м, другая – 2 м. Чему равен периметр и площадь прямоугольника?

( P. S. После вычислений дети на карте находят записку: «Богатства находятся у вас в классе. От стола учителя по направлению к двери отмерь столько шагов, сколько в ответе, при вычислении метров площади. Там и найдёте клад».)

Старпом той команды, у  которой большее количество красных жетонов, выполняют указания и находит сундучок. В этом сундучке шифрограмма. Карточки с шифром раздаются каждой команде, на доске ключ к  шифровке:

Ш Э А С Б И Н -
26 31 1 19 2 10 15 34
Г Я З В Т О Е
4 33 9 3 20 16 6 35

15, 1, 26, 6,
2, 16, 4, 1, 20, 19, 20, 3, 16,
34,
31, 20, 16,
9, 15, 1, 15, 10, 33,
35.

- Кто первым расшифрует, запишет это предложение на доске.

НАШЕ  БОГАТСТВО – ЭТО ЗНАНИЯ.

IV. Обобщение.

- Ребята, вы согласны с этим высказыванием?
- Стоило нам совершать такое путешествие?
- В сундучке двойное дно: для каждого медаль за то, что выдержал эти испытания, закрепил полученные знания.

V. Итог урока.

Старпомы отмечают детей, которые правильно выполняли задания и активно участвовали на уроке. Этим детям выставляются за урок оценки.