Цели:
- закрепить знания изученных таблиц умножения и соответствующих случаев деления;
- совершенствовать умения и навыки в нахождении периметра и площади многоугольника, решения составных задач, в составлении и решении уравнений;
- развивать вычислительные навыки учащихся, познавательную активность;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощь, ответственность.
Оборудование:
- магнитофон, кассета с записью, 3 флажка, сундучок, медали для каждого уч-ся;
- рисунок-карта «Остров сокровищ»;
- рисунки: акулы, дельфина, бутылки, пирата, маяка, фрегата;
- указательные стрелки, карточки с заданиями, жетоны;
- таблица «Шифрограмма».
Материалы:
- учебник Математика М.И.Моро., 3 класс, часть I, М., «Просвещение» 2001 г.
- «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов, М., «Азъ» 1996 г.
- Энциклопедический трёхтомник для детей «Что такое. Кто такой.» «М., «Педагогика» 1990 г.
- «Методика преподавания математики в начальных классах» М.И.Моро.,М, «Просвещение» 1984 г.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие.
Деление класса на 3 команды.
II. Постановка темы и целей урока.
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие на остров сокровищ. Наш многопарусный корабль стоит у причала и ждёт сигнала к отправлению. Такие корабли с парусами назывались каравелла, бригантина, фрегат, шхуна. На каравеллах великий мореплаватель Христофор Колумб пересёк океан и открыл неведомую тогда землю – Америку. Открывать мы с вами ничего не будем. Цель нашего путешествия доплыть до острова, который расположен на карте, и найти сокровища. Уверяю вас, путешествие будет увлекательным и опасным. Но справиться с этими опасностями и препятствиями вам помогут знания и умения, которые приобрели на уроках математики.
Поплывём мы с вами на одном корабле, но задания будем выполнять в командах. Я буду капитаном корабля и у меня должны быть помощники от каждой команды – старпомы (старшие помощники). Выберите в своей команде такого человека.
Запомните правила:
- Старпом – главный в команде.
- От его решения зависит результат.
- Только он имеет право поднимать флажок, если команда готова, и он же назначает отвечающего у доски или с места.
За быстрый и правильный ответ команда получает красный жетон. Если другая команда отвечает верно, но не является первой, то получает синий жетон. Если же ответ неверный -команда ничего не получает. За большее количество красных жетонов команда получит право найти клад. Условия понятны? Тогда в путь!
III. Повторение и закрепление изученного материала:
1. Устный счёт
- Чтобы выбрать правильный маршрут, надо зажечь огонь на маяке.
- Кто знает, что такое маяк? (Башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове, в устье реки)
Выполнив правильно цепочку примеров, вы узнаете, какой свет зажегся на маяке.
54 → : 9 → • 4 → : 8 → • 5 → + 27 → : 6 → ? (7)
- Что может означать число 7?
На острове Фарос, около 280 л. до н.э. был построен самый большой маяк древности. Высота башни была 135 метров. На вершине в открытой каменной беседке пылал костёр, указывая путь кораблям. Этот маяк называют 7-ое чудо света. (учитель закрепляет на доске указательные стрелки маршрута)
2. Составление уравнений и их решение.
- Первое наше препятствие это акула. А знаете ли вы …,что существует 170 видов акул. Среди них есть опасные, а есть безвредные. Например, акулы, которые следуют часто за кораблями, - подбирают остатки пищи с кораблей. Этих акул не бояться даже маленькие рыбки. Из крупных акул не опасны китовые акулы, если на них не нападать. Но самая ужасная – гигантская белая акула, её длина достигает 12 метров. Она – то уж точно опасна. Скорее всего она на нашем пути и попалась. Посмотрим, какое у неё «зубастое» задание. (сзади рисунка, в конверте, находится задание).
Используя числа 8, 56, 7; 6, 42, 7 - составьте по два уравнения на умножение и деление и решите их.
- Акулу мы победили. Плывём дальше.
3. Решение составной задачи на нахождение неизвестного третьего.
- Ребята, на нашем пути – бутылка. В таких запечатанных бутылках хранилась информация или просьба о помощи корабля, который терпел бедствие. Распечатаем её?
SOS – помогите составить краткую запись к задаче, а затем решить её:
Ныряльщик за жемчугом за 3 часа работы выловил 100 ракушек. В первый час он выловил 27 ракушек, во второй час на 14 ракушек больше, чем в первый. Сколько ракушек выловил ныряльщик в третий час работы?
4. Физкультминутка.
- Ребята, нас встречает дельфин.
Дельфины – это самые мелкие китообразные. Они прославились как неутомимые спутники кораблей. Самые быстрые - дельфины – белобочки развивают скорость до 50 км/ч. Учёные выяснили, что дельфины сообразительнее собак и обезьян. Они очень игривы и поддаются дрессировке. Дельфины могут стать нашими большими друзьями.
(дети танцуют «Матросский танец»).
5. Нахождение площади и периметра прямоугольника.
- Мы подплываем к острову и последние наше препятствие – пираты.- Я так и знала, что без них не обойдётся. Ведь там, где сокровища – там и пираты.
- Кто такие пираты? (морские разбойники) Этот пират знает точное место нахождения сокровищ. Для этого нам надо найти периметр и площадь данной местности, которая имеет прямоугольную форму.
Одна сторона прямоугольника равна 3м, другая – 2 м. Чему равен периметр и площадь прямоугольника?
( P. S. После вычислений дети на карте находят записку: «Богатства находятся у вас в классе. От стола учителя по направлению к двери отмерь столько шагов, сколько в ответе, при вычислении метров площади. Там и найдёте клад».)
Старпом той команды, у которой большее количество красных жетонов, выполняют указания и находит сундучок. В этом сундучке шифрограмма. Карточки с шифром раздаются каждой команде, на доске ключ к шифровке:
Ш | Э | А | С | Б | И | Н | - |
26 | 31 | 1 | 19 | 2 | 10 | 15 | 34 |
Г | Я | З | В | Т | О | Е | • |
4 | 33 | 9 | 3 | 20 | 16 | 6 | 35 |
15, 1, 26, 6,
2, 16, 4, 1, 20, 19, 20, 3, 16,
34,
31, 20, 16,
9, 15, 1, 15, 10, 33,
35.
- Кто первым расшифрует, запишет это предложение на доске.
НАШЕ БОГАТСТВО – ЭТО ЗНАНИЯ.
IV. Обобщение.
- Ребята, вы согласны с этим высказыванием?
- Стоило нам совершать такое путешествие?
- В сундучке двойное дно: для каждого медаль за то, что выдержал эти испытания, закрепил полученные знания.
V. Итог урока.
Старпомы отмечают детей, которые правильно выполняли задания и активно участвовали на уроке. Этим детям выставляются за урок оценки.