Цели урока:
- систематизация знаний учащихся по теме, формирование умений применять их при решении задач;
- развитие логического мышления, творческих способностей учащихся, математической речи;
- воспитание интереса к предмету, настойчивости, упорства в достижении цели.
Тип урока: систематизация и комплексное применение знаний, умений, навыков.
Оборудование: мультимедийный проектор
Ход урока
- Организационный момент.
На уроке мы должны обобщить и систематизировать изученный материал по теме: “Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга”. В течение урока мы с вами не только вспомним формулы и закрепим их решением задач, но и попытаемся ответить на вопрос: “Чему можно удивляться, глядя на мир?”
- Опрос учащихся.
- Верно ли, что любой равносторонний треугольник является правильным? (Да)
- Верно ли, что любой равносторонний четырехугольник является правильным? (Нет)
- Какой многоугольник называется правильным? (Правильным многоугольником называется выпуклый многоугольник, у которого все углы равны и все стороны равны)
- Дано утверждение:
а) “У правильного многоугольника все стороны равны”. Сформулируйте утверждение, обратное данному. Будет ли оно верным?
б) “У правильного многоугольника все углы равны”. Сформулируйте утверждение, обратное данному. Будет ли оно верным?
- Верно ли, что длина окружности больше ее утроенного диаметра? ( Нет, С = 2 R » 2 * 3,14 * R = 6,28; R 3D = 6R; C> 3D.)
- Если стороны многоугольника являются хордами окружности, то многоугольник называется …(вписанным в окружность)
- Если стороны многоугольника являются касательными к окружности, то окружность называется …( вписанной в многоугольник)
- Повторяем формулы (презентация)
- Длина окружности,
- Радиус вписанной окружности,
- Формула для вычисления угла правильного многоугольника,
- Площадь правильного многоугольника,
- Длина окружности,
- Сторона правильного многоугольника,
- Площадь кругового сектора,
- Длина дуги окружности,
- Площадь круга.
- Решение задач устно (презентация)
- Сторона правильного шестиугольника равна 1дм. Найдите длину описанной около шестиугольника окружности и площадь ограниченного этой окружностью круга.
Решение: а6 = R, значит R = 1дм. Тогда С = 2• 1 = 2(дм). S = R2 = (дм2)
(Рисунок 1)
- Радиус окружности равен 3см. Найдите длину дуги и площадь сектора АОВ, если угол АОВ равен 60.
Решение: L = , L = = (см)
(Рисунок 2)
S= , S = = (см2)
- Найдите площадь заштрихованной фигуры, если сторона квадрата равна 4см.
(Рисунок 3)
Решение: а4 = 4см, R= 2см. Sкв = 42 = 16см2 , Sкр = 4см2 . Тогда Sфиг = 16 - 4
- Зрачок человеческого глаза в зависимости от степени яркости света изменяется в размере от 2 мм до 8 мм. Во сколько раз площадь расширенного зрачка больше площади суженого?
S = ; D = 2(мм), ; S = = (см2)
D =6(мм), S = = 9 (см2)
9 : = 9 (раз)
- Найдите площадь кольца, если радиус большей окружности равен 5дм, а радиус меньшей равен 4дм.
Решение: Sкол. = Sб. кр. – Sм. кр. = 25 - 16= 9 (дм2)
(Рисунок 4)
- Презентации учащихся.
А сейчас мы узнаем с вами чему можно удивляться, глядя на мир.
- Защита презентации “Геометрия пчелиных сот”.
- Защита презентации “Паркет из правильных многоугольников”
- Решение задач.
Задача 1. Радиус колеса велосипеда 40 см. Найти скорость велосипедиста, если колесо совершает 2 об/сек.
Решение: С = 2 R, С = 2 * 40 = 80 (см), V = 80 * 2 = 160 (см/сек) 160 * 3 = 480(см/сек) = 4,8 (м/сек)
Задача 2 (Д/м А. П. Ершова и др. К -3, стр. 92, вариант Б1 - №2). Угол, равный 36, вписан в окружность. Найдите длину дуги окружности, заключенной между сторонами угла, если радиус окружности равен 5см.
Решение: L = , < АВС = 36, значит АС = 72, тогда <АОС = 72. L = = 2 (см).
Задача 3 (Д/м А. П. Ершова и др. С-9 стр. 87 вариант Б1 - №2): Найдите радиусы окружностей, вписанной в правильный треугольник и описанной около него, если их разность равна 4см.
Решение: r = R · соs = R · соs 60= R. Значит, R = 2r. Тогда 2r – r = 4, r = 4(см), а R = 8(см)
- Итак, наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.
Ребята, так чему же можно удивляться, глядя на мир? (Вернуться к презентации “Правильные многоугольники” и открыть второй слайд)
- Д/З
Повторить тему “Соотношение между сторонами и углами треугольника” п.п. 93 – 99