Цель урока: познакомиться с видами алгоритмов, научиться распознавать ситуации, в которых они применимы; познакомиться с графической формой записи алгоритмов.
Ход урока
- Самоопределение учащихся к учебной деятельности.
- Актуализация знаний.
- Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
- Практическая работа.
- Самоконтроль с проверкой по эталону.
- Рефлексия учебной деятельности.
Самоопределение учащихся к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада вас всех видеть сегодня. Надеюсь, что наш урок будет интересным и плодотворным.
Скажите, пожалуйста, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке?
А что такое алгоритм?
Для чего нам нужны алгоритмы?
- чтобы решать самые разнообразные задачи.
Актуализация знаний
Если алгоритм помогает нам решать самые разнообразные задачи, то наверное и алгоритмы бывают разные.
Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?
Молодцы, верно!
Сегодня на уроке мы познакомимся с видами алгоритмов и научимся их графически изображать.
Итак, тема нашего урока “Способы записи алгоритмов. Виды алгоритмов” (Приложение 1. Слайд 1)
Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату и тему урока.
Проблемное объяснение и фиксирование нового знания
А теперь возьмите карточку, выполните в тетради предложенный алгоритм и ответьте на вопрос. (Приложение 2)
Что у вас получилось?
Кто съел торт?
Что бывает в море?
Кто брат Сережи?
Алгоритм задания на карточке представлен в словесной форме. Алгоритм можно изобразить графически. Для этого используют блок-схему. (Приложение 1. Слайд 2)
Каждая команда алгоритма записывается в блок, блоки соединены стрелками, стрелки обозначают последовательность действий.
Давайте запишем определение блок-схемы. (Приложение 1. Слайд 3)
Основные блоки, которые используются в блок-схемах следующие. (Приложение 1. Слайд 4)
Перенесите их себе в тетрадь.
А теперь давайте вместе попробуем выделить виды алгоритмов и дать им названия.
Всего выделяют 3 вида алгоритмов.
Итак, первый вид алгоритмов самый простой. (Приложение 1. Слайд 5)
Как можно назвать такие алгоритмы? Из версий учеников выбирается самая близкая или верная. Определение записывается в тетрадь.
Следующий вид алгоритмов хорошо описывает строчка…(Приложение 1. Слайд 6)
Чтобы вам было легче, давайте поиграем. Я буду называть предложение, а вы попытаетесь отгадать соответствующую ему пословицу.
- Если два дела делать, то ничего не получится (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь).
- Если делать дело не торопясь, то быстрее его закончишь (Тише едешь – дальше будешь).
- Если не будешь трудиться, то не сваришь ухи (Без труда не вынешь рыбку из пруда).
Чем похожи предложения, которые я читала?
В них проверяется условие, а затем выполняется действие.
Как мы назовем алгоритмы, содержащие условие? (Приложение 1. Слайд 6,7)
Послушайте примеры для третьего типа алгоритмов.
- Золушка высадила 100 розовых кустов.
- Света выполнила упражнение на пресс 30 раз.
- Влад отжался 25 раз.
Что общего в этих примерах?
Как мы назовем алгоритмы с многократным повторением какого-то действия? (Приложение 1. Слайд 8,9)
Сколько видов алгоритмов вы теперь знаете?
Перечислите их. Что такое блок-схема?
Практическая работа
Молодцы! Переходим к практической работе. В папке своего класса откройте папку “Алгоритмы”. До конца урока вам нужно выполнить 3 задания (Приложение 3,4,5), проверить правильность выполнения, сравнив с эталоном.
Баллы за каждое выполненное задание вы вносите в карточку самооценки (Приложение 4). Результатом вашей работы на уроке будет оценка, которую вы себе поставите. Давайте начнем.
Самоконтроль с проверкой по эталону
Учитель комментирует каждое задание, ребята работают, затем сравнивают с эталоном (Приложение 1. Слайды 11,12,13) и заполняют карточку самооценки. В это время можно попросить родителей ответить на вопросы экспресс-анкеты. (Приложение 6)
После выполнения работы карточки самооценки сдаются учителю.
Ребята записывают домашнее задание (Приложение 1. Слайд 14) в тетрадь.
Рефлексия учебной деятельности
Что нового вы сегодня узнали?
Что понравилось на уроке?
Что не понравилось?
Какие у вас возникали затруднения в процессе выполнения работы?
Если затруднения возникли, проговорить способы их разрешения.
Спасибо за урок. До свидания!