Статья "Метод проектов как средство развития личности"

Разделы: Информатика


“Каждый ребенок, пришедший
в этот мир – это явление и чудо”.
Ш.А.Амонашвили

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода потребовали новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

«Основоположником педагогического метода проектов считается Дьюи (1859–1952) американский философ, психолог и педагог. Правда, он не употребляет слово “проект” применительно к педагогическому методу. С начала ХХ века метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе. На рубеже 1910-20 г. метод проектов входит в практику отечественной школы. Сначала “перспективный”, а вскоре “универсальный”, через пять лет “легкомысленное прожектерство”». [1, 4]

Восемь лет назад, я решила использовать метод проектов как одну из форм сдачи экзаменов и зачетов. Экзамен по профилю “Оператор ЭВМ” – 4 года обучения, зачеты в 10–11-х классах на уроках основ информатики. Почему именно экзамен и зачет?

Во-первых, конечно лучше всего использовать этот метод как итоговую работу по изученному курсу, теме или блоку.

Во-вторых, хотелось преодолеть психологический дискомфорт, возникающий во время сдачи экзамена или зачета и превратить экзамен в праздник знаний, где ребенок смог бы показать все свои знания и умения по данному вопросу, а учитель получал бы удовлетворение, выслушивая уверенную защиту по проекту своего ученика. Каждый из нас когда-то был учеником, потом студентом, сейчас аттестующимся учителем и попадал в ситуацию стресса, когда не мог в силу независящих от нас причин (темперамент, волнение) продемонстрировать свои знания и умения на должном уровне. Я неоднократно наблюдала робкие ответы эрудированных учеников, видела, как пугают их необходимость вести диалог в присутствии чужих учителей, учащихся параллельных классов, как трудно ребенку отстоять свою точку зрения и конечно боязнь дополнительных вопросов.

На экзамене в форме защиты проекта ученик демонстрирует все знания и умения, которые он получил за 4 года обучения предмету “технология”. Во время работы над проектом учащиеся демонстрируют: навыки работы с пакетом MS Office; умения: работа со сканером, принтером, в сети INTERNET, самостоятельный отбор источников информации, знание материала по выбранной (или заданной) теме. Кроме того, подготовившись к экзамену заранее (проект должен быть готов за месяц до экзамена) и пройдя предварительную защиту наедине с учителем, ученик приходит на экзамен спокойно, не волнуясь, т.к. “удовлетворительно” он уже заработал. Остается уверенная, а иногда и оригинальная защита своего проекта. Экзамен действительно превращается в праздник знаний, ведь каждый, демонстрируя свою работу на экране перед классом, может блеснуть своей эрудицией по заданной теме, знаниями, умениями и красноречием.

Темы проектов могут быть:

  1. Заданы учителем (в зависимости от потребностей продукта) сейчас я перечислю самые яркие из более чем 100 проектов созданных мной и моими учащимися):
  • “Мой вклад в строительство храма” – социальный проект победитель областного конкурса “Святое Белогорье”;
  • “50 лет Белгородской области”– проект, подготовленный к большому школьному мероприятию к этой дате;
  • “История города Шебекино” – проект, победитель олимпиады по технологии в 2004 г.
  1. Заказы учителей-предметников (контролирующие, информационные, обучающие программы, классные часы, внеклассная работа по их предмету).
  2. Тема может быть выбрана самими учащимися, исходя из своих знаний, увлечений, интересов, если ребенок сможет обосновать выбор своей темы.

Персональные или групповые проекты: что эффективнее?

Единой точки зрения на этот счет не существует. Система “Международный бакалавриат” допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследовательниц учебных проектов Е.С.Полат, считает “что метод проектов может быть эффективен “ только с технологией работы в группах сотрудничества”. [1, 13] Я считаю, что и те и др. имеют право на существование.

Преимущество персонального проекта:

  1. У ребенка формируется чувство ответственности, ведь выполнение проекта зависит только от него;
  2. Учащийся приобретает опыт деятельности на всех этапах проекта, начиная с замысла, сбора информации по теме…

Преимущество группового проекта:

  1. Формируются навыки сотрудничества
  2. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне
  3. Каждый этап имеет своего “лидера”, есть соревновательный элемент, различные идеи, пути решения проблемы

Теперь о зачетах.

Вместо проведения устного зачета или письменной самостоятельной работы по завершенной теме, я предлагаю ученикам создать проект и защитить его.

Необходимо задать следующие условия:

  • Темы, входящие в зачет.
  • Минимальный объем работы (количество слайдов).
  • Время на выполнение презентации.
  • Демонстрация презентации должна происходить автоматически, но учитель должен успевать прочитать весь текст и оценить вставки, картинки, рисунки.
  • Дома ученики должны продумать структуру своей презентации (план) и выбрать определения, понятия и примеры, подтверждающие их точку зрения;
  • Ученики на занятии не должны пользоваться тетрадями, своими записями;
  • Рассмотрим пример. Зачет по теме: “Введение в предмет. Информация и информационные технологии. Компьютеры и их характеристики”.

Условия выполнения проекта:

Темы:

  1. Информация и информационные процессы.
  2. Кодирование информации.
  3. Единицы измерения информации.
  4. Состав персонального компьютера.
  5. Основные характеристики компьютеров.
  6. Количество слайдов – пять.
  7. Время выполнения – 30 минут.
  8. Критерии оценивания зачетной работы: лаконичность, точность понятий и определений, полнота ответа, четкая структура всей работы и слайдов.

Преподаватель рассказывает ученикам о критериях оценивания зачетной работы, о времени на работу, о количестве слайдов. Тему ученик должен выбрать сам. Даже если несколько учащихся выберут одну и ту же тему, все равно получатся совершенно разные проекты. Ученик должен уметь пояснить свои выводы, примеры. Ученик должен не только собрать информацию по теме проекта, но и структурировать ее для размещения в ресурсе, продумать оформление в соответствии с требованиями к мультимедийному проекту.

Особая роль отводится межпредметным проектам (во время проведения предметных недель или выпускные экзамены по предмету технология), где требуется сотрудничество учителя информатики, учителя-предметника и учащегося.

Учитель информатики:

  1. Производит ежегодную корректировку календарно-тематического планирования по своему предмету, выделяет определенное количество часов в выбранной параллели на проектную деятельность учащихся. Очевидно, к моменту начала работы над проектом учащиеся должны владеть навыками работы в программных средах, при помощи которых он создается, что также должно быть отражено в планировании.
  2. С учетом индивидуальных особенностей учащихся совместно с учителем-предметником определяет круг школьников, способных осуществить работу над длительным проектом. Работа над такими проектами может осуществляться, в том числе, на занятиях кружка по информатике, а также на домашнем компьютере ученика с консультированием учителя.
  3. Помогает каждому учащемуся разработать индивидуальный план работы, осуществляет контроль над выполнением каждого из этапов плана с выставлением отметки по предмету.
  4. Организует процедуру защиты проекта на уроке , дает рецензию на работу, выставляет итоговую отметку.
  5. Осуществляет работу по накоплению проектного материала в школьной медиатеке и предоставлению доступа к ней школьников и педагогов.

Учитель-предметник:

  1. Определяет потребность в педагогических программных средствах по своему предмету.
  2. Рекомендует учителю информатики учащихся, заинтересованных в углубленном изучении своего предмета и создании творческой работы с использованием компьютерных технологий.
  3. Помогает учащемуся создать или предоставляет ему собственную разработку темы проекта, а также в поиске и отборе литературы, составлении плана работы.
  4. Оказывает учащемуся необходимые с методической точки зрения консультации.
  5. Контролирует ход работы над проектом, вносит корректировки в промежуточные результаты работы.
  6. При необходимости рецензирует работу перед защитой, совместно с учителем информатики организует процедуру защиты, выставляет итоговую отметку.
  7. Использует работу в преподавании, поручает учащимся производить ее корректировку с учетом поступления нового материала.

Учащийся:

  1. Самостоятельно или по рекомендации учителей выбирает тему работы, знакомится с образцами готовых программных продуктов, под руководством учителей овладевает технологиями, необходимыми для создания проектной работы.
  2. Составляет план работы, изучает материал, необходимый для понимания ее содержания, в том числе с привлечением дополнительной литературы по рекомендациям педагогов.
  3. В зависимости от вида программного продукта (презентация, сайт, база данных, программа и т.д.) разрабатывает его интерфейс, структуру и наполняет проект содержанием.
  4. При разработке программного и печатного продукта руководствуется общепринятыми нормами оформления работ.
  5. Получает необходимые консультации учителей, прислушивается к их мнению и пожеланиям при выполнении работы.
  6. Готовит текст выступления на защите проекта, проходит процедуру защиты, по рекомендациям учителей (методического совета школы) может продолжить работу над проектом с перспективой выхода на итоговую аттестацию.

“Этапы работы над проектом”

I этап выполнения проекта:

Подготовительный

  • Выбор темы проекта, сбор информации по данной теме.
  • Определение совместно с учителем необходимого объема знаний, учений и навыков для осуществления проекта.
  • Составление учащихся с помощью учителя плана работы по реализации проекта.

II этап:

Конструкторский (разработка макета проекта).

III этап:

Информационный

  • Оформление документации.
  • Список литературы, источников информации.

IV этап:

Работа над проектом.

V этап:

Защита проекта.

  • Предварительная (наедине с учителем).
  • Итоговая.

Продукты возможных выходов проектной деятельности:

  • WEB-сайт (приложение 1)
  • видеофильм
  • выставка
  • газета
  • карта
  • мультимедийный продукт (приложение 2)
  • сказка
  • сценарий
  • серия иллюстраций
  • макет
  • костюм
  • буклет (приложение 3)
  • оформление кабинета…

Где находят применение продукты метода проектов?

За семь лет мной и моими учащимися подготовлено более 200 компьютерных проектов(оформлен диск, который выставлялся на ярмарке работ учащихся, проходящей в г.Белгороде в Экспоцентре). В школе создана медиатека, которой пользуются учителя в своей работе и фрагмент которой я представляю (см. приложение):

Внеклассная работа:

  • предметные недели (“Известные страны мира”, “Олимпийские чемпионы”, “ Великая семерка”, История Развития ВТ”, “Петр 1”…);
  • классные часы (“Российская Федерация”, “Чудеса света”, “История города Шебекино”…);
  • школьные мероприятия и праздники (выпускной фотоальбом, “Мой любимый учитель”…).

Учебная деятельность (учитель использует готовый проект):

  • объяснение нового материала (информационные);
  • контроль знаний;
  • обучающие программы (новая информация и контроль).

Где взять время на создание такого проекта? Если это уроки технологии, то я планирую время на создание проекта в 10-м,11-м классе на уроках технологии.

В остальных классах можно использовать этот метод при подготовке к зачетам, во время практических работ по повторению, на обобщающих уроках или включать подготовку в домашнее задание (практическая работа в WORD-оформление документации к проекту, повторение по разделу “компьютерная графика” – создание своих рисунков для презентаций и т.д.), во время проведения предметных недель, тематических месячников, во внеклассной, кружковой работе (см. приложение).

Шли годы, сейчас я использую метод проектов не только на экзаменах, зачетах, но и как одну их форм работы на уроке во всех классах (с 5 по 11).

Классификация проектов:

1. По продолжительности:

  • мини-проекты (1 урок или 20 мин.);
  • краткосрочные проекты (4–6 уроков);
  • недельные проекты (в ходе предметных недель);
  • годичные проекты (выпускной экзамен по технологии).

2. По доминирующей деятельности учащихся:

  • Практико-ориентированный проект (учебные пособия, рекомендации…);
  • Исследовательский проект (напоминает подлинное научное исследование);
  • Информационный проект (сбор информации о каком-то объекте, ее анализ, обобщение);
  • Творческий проект (альманахи, театрализации, видеофильмы…);
  • Ролевой проект.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно найти недостающую информацию;
  • умение запросить недостающую информацию у учителя, специалиста;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве.

Менеджерские умения и навыки:

  • умение планировать время, ресурсы;
  • умение проектировать процесс;
  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

Коммуникативные умения:

  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс.

Презентационные умения и навыки:

  • артистические умения;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • навыки монологической речи;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Мои учащиеся, все без исключений, добровольно и с удовольствием выбирают экзамен по технологии. Он действительно превращается в праздник знаний. Из года в год ребята показывают высокое качество знаний и заинтересованность в моем предмете.

Я считаю, что преподавание многих предметов, особенно, таких как иностранный язык, информатика, ИЗО, технология, граждановедение, экология просто требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. Это утверждение подкрепляется моей многолетней практикой.

Хочу обратиться к Вам, учителя – предметники, используйте метод проектов в своей деятельности, давайте ребятам интересные идеи, темы, а мы, учителя информатики поможем воплотить в жизнь Ваши замыслы с использованием НИТ.

Экзаменационная ведомость сдачи экзамена по технологии  в 11-м классе 25 июня 2007 г. Класс углубленного изучения химии и биологии.

Таблица

п/п

Ф.И.О

Устройство ЭВМ

8-й класс

ОС WINDOWS

10-й класс

Паскаль

9-й класс

НИТ І п ІІ

п

Год. Экз. Итог
  Ермолаева Ирина 5 5 5 5 5 5 5 5 5
  Семенков Павел 5 5 4 5 5 5 5 5 5
  Скибина Инна 5 5 5 5 5 5 5 5 5
  Восковская Анастасия 5 5 5 5 5 5 5 5 5
  Лавров Евгений 5 5 5 5 5 5 5 5 5
  Пикалова Юлия 5 5 5 5 5 4 5 5 5
  Емельяненко Иван 5 5 5 5 5 5 5 5 5
  Вожова Анна 5 5 5 5 5 5 5 5 5
  Бокова Анна 5 5 5 5 5 5 5 5 5
  Прилуцкий Сергей 4 5 4 5 4 5 4 5 4
  Смецкая Анна 5 5 5 5 5 5 5 5 5
  Бейлик Полина 5 5 5 5 5 5 5 5 5
  Порохнюк Андрей 4 4 3 4 4 4 4 4 4

Качество знаний: 100%.

Библиографический список:

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся, М.,2006 г.
  2. Материалы Всероссийского фестиваля педагогических идей “Открытый урок” 2003–2004 г.
  3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология, М., Народное образование, 2000 г. – 240 с.
  4. Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям, М., Бином. Лаборатория знаний, 2002 г.
  5. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Программы средних общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение (Технология), М., Просвещение, 1996. – 224 с.