С самого раннего возраста на уроках изобразительного искусства я приучаю детей работать с красками, я знакомлю их с богатством цветовой палитры, с разнообразием бесчисленных оттенков, получаемых при смешивании различных цветов, т.к. живопись – это универсальная форма выражения внутреннего мира человека. Ведь, именно, живопись закладывает основы эмоционального восприятия у детей. На своих уроках я говорю о том, что мысли, переживания и представления людей в изобразительном искусстве выражаются в чувственности цвета, через его изменение (звонкость, приглушенность, теплоту, холодность и т.д. ). Зрительно, через цвет, мы учимся воспринимать тончайшие переживания художника, глубже, полнее понимать сложные эмоции людей – радость, грусть, печаль, волнение и т.д. Цвет в живописных произведениях имеет нравственное звучание, он способствует развитию в нас самых добрых чувств, обогащает, наполняет глубокими эмоциональными впечатлениями, учит размышлять, сопереживать, видеть и понимать прекрасное, воспитывает в нас четкое отношение к красивому и некрасивому, к добру и злу, ко всему происходящему, рядом с нами, в обычной повседневной, а так же духовной жизни. Мне очень важно помочь детям выработать целостный взгляд на искусство, как на особую форму духовной жизни, эстетического развития, донести красоту и сложность цвета в работах художников-живописцев до моих учащихся, показать, как велико воздействие цвета на формирование личности, общественного сознания, развитие прекрасных мыслей путем познания прекрасного.
На своих уроках в 6-м классе, по теме: “Цвет в произведениях живописи” я обращаюсь ко многим знаменитым мировым авторам, которые с помощью цвета передают сложнейшие эмоции, но мне кажется, что на этом уроке невозможно не рассказать о нашем омском художнике Сергее Баранове, живописные полотна которого отличаются особым философским отношением к цвету, большой эмоциональностью, выразительностью художественных образов.
Я рассказала моим ученикам, что Сергей Баранов родился и вырос в Омске, окончил Омский Политехнический институт, вечернюю художественную школу. Он является автором многочисленных проектов, организатором художественных акций. Он – участник более 70 выставок, 10 из которых – персональные. На этом уроке дети узнали о том, что художник Сергей Баранов говорит, что он разговаривает цветом: “ Иные живописные работы похожи на красивые продолжительные речи. Иные – на пару фраз. Иные – всего на одно слово. Главное же не в количестве слов, а в том, что они несут. Т.е. в точности, выразительности цвета. Пусть даже одного”.
Рассматривая работы омского художника, мы можем видеть, как все цвета изменяются под воздействием света это универсальная форма выражения внутреннего мира человека – утреннего, вечернего, полуденного. И действительно, ярко-желтый, торжественно-багряный листопад в солнечный день, воспринимается нами серым и унылым в дождливую погоду – все зависит от времени, места, чувства восприятия данного предмета самим художником, его отношения к данному предмету и миру в целом.
Анализируя произведения Сергея Баранова, мы, с моими учащимися, заметили, что цвет в одних и тех же предметах может быть совершенно различным. Например, вглядываясь в полотна “Утренний дирижабль” (2004 г.) и “Вечерний дирижабль” (2006 г.), при кажущейся композиционной похожести, мы видим два совершенно разных настроения: работа “Утренний дирижабль” решена через очень большое количество голубого цвета. Все цвета чисты и оптимистичны, таким образом, художник добивается чувства бесконфликтности, уверенности в радостном, счастливом будущем. Утро – это всякий раз, начало новой жизни, насквозь пронизанное ожиданием позитивных перемен, оно наполняет нашу душу желанием жить, мечтать, творить…
Утренний дирижабль
Вечерний дирижабль
Работа “ Вечерний дирижабль” – это мудрость и зрелость прошедшего дня, прожитой жизни, определенных достижений. Это возвращение из дальнего путешествия, с грузом противоречивых чувств, отчасти тревожных. Художник использует сложную колористическую гамму на основе смешения красного, зеленого и белого. Включение контрастных цветовых оттенков обогащают работу, являясь метафорой новых впечатлений, вынесенных из путешествия.
В работах “Арбуз. Красный квадрат” (2003г.) и “Арбуз. Белый квадрат. ” (2003 г.) изображены срезы двух арбузов. В работе “Арбуз. Красный квадрат” мы видим использование красного, бледно-розового, окаймленного зеленью рамы – это дает ощущение полного восторга, вызывает у нас чувство проникновения в сахарно-бархатную суть. “Арбуз. Белый квадрат” – работа более утонченная, сложная, т.к. белый – цвет самый сложный. Он составляется путем смешивания многих цветов. В данной работе переплетение бледно-розового, молочного, легкого кремового, белого, вызывает у нас чувство неопределенности и многозначности.
Мы, так же поняли, что наши эмоции от темно-синего неба летнего вечера в работе “Мост. Огни” (1996 г.) и жемчужно-серого, спокойного в зимнем пейзаже “Зимняя дорога.” (2000 г.), совершенно разные. Учащиеся так же заметили, как необыкновенно-таинственно небо в работе “Стог и луна” (2001 г.) А сколько оптимизма, внутренней энергии в ярком краплачном небе, в произведении “Плывут” (2004 г.), в теплоте утренних лучей, окрасивших красным цветом, еще не проснувшиеся волны. Ранее-ранее утро, плывут куда то зеленые арбузы… Вся работа насыщенна предчувствием пробуждения.
Дети заметили, как прекрасен цвет перламутрово-розовой вазы с сухим букетом на нежно-серебристом фоне (“Ваза с сухим букетом” (2002 г.)) Моим ученикам очень понравилась жизнерадостная работа “Рыжий, белый, черный” (2002 г.). Она вызвала у детей бурные радостные эмоции. Наперебой они сочиняли и тут же рассказывали свои смешные истории о трех котах. Цветовые контрасты – рыжий, белый, черный, сложный сине-зеленый никого не смогли оставить равнодушными.
Мы много беседовали с детьми о сложности, многогранности цвета. Дети размышляли, приводили свои примеры. И мне показалось, что глаза моих детей в конце нашего урока, светились каким- то, совсем иным, внутренним, очень теплым светом. Я уверенна, что наш урок “о цвете ” оказал возвышенное влияние на моих учеников, и теперь они, совсем иначе, будут относится к живописным произведениям, к природе, к окружающему нас миру в целом, что наш урок поможет им развить в себе чувство гармонии и красоты.