Литературное краеведение как одно из основополагающих направлений в краеведческой деятельности школьной библиотеки

Разделы: Организация школьной библиотеки


Понятие о краеведческой деятельности

В последние годы в образовательных учреждениях нашей области наблюдается увеличение в школьной программе регионального компонента образования. В связи с этим в школах введены новые курсы, связанные с познанием своего края. Вместо понятия “краеведение” в обиход вошло более широкое понятие – “краеведческая деятельность”, которое включает в себя всю сумму знаний о своём крае, его природе, истории, культуре, обществе, а также способы, формы, методы, организации, через которые осуществляется приобретение этих знаний, сведений, наблюдений, т.е. как и кем осуществляется эта исследовательская и поисковая деятельность, как и где, с какой целью используются полученные знания и сведения.

Таким образом, краеведческая деятельность – эта такая область человеческого познания, с которой связан каждый человек, живущий на данной территории. Он может быть потребителем этих сведений и знаний, значит, ему легче будет приспособиться к жизни в этой природной и социальной среде, он эффективнее будет строить свою трудовую деятельность. Но он может быть и активным созидателем новых знаний, наблюдений и сведений и о природе, и об обществе, и о культуре этого края. Краеведческая деятельность многогранна, многопланова, в каждой сфере проявляется по-своему, в настоящее время она подразделяется по основным научным областям знаний (историческое краеведение, географическое, литературное, экологическое, геологическое, этнографическое). У каждой области научного знания есть краеведческий аспект. Краеведение имеет свою систему учреждений и организаций и соответствующих учёных или специалистов. Поэтому в краеведческой деятельности в той или иной степени участвует каждый, кто здесь живёт и трудится.

Краеведческая деятельность является одной из приоритетных направлений в работе каждой библиотеки. На протяжении всей истории библиотечного развития, библиотеки занимаются сбором, накоплением, систематизацией документов по краеведению, обеспечивают их библиографическое сопровождение и распространение, осуществляют работу по развитию и удовлетворению информационных и культурно-духовных потребностей пользователей библиотек.

Литературное краеведение – одно из главных направлений в работе библиотеки

В прошлом году наша школа отметило свое двадцатилетие. Юбилей школы по возрасту небольшой, но за эти годы школьная библиотека прошла большой путь: было много разработано и осуществлено различных проектов, затрачено творческой энергии, сил для того, чтобы библиотека развивалась как культурный, просветительский и информационный центр школы, имела хорошую репутацию.

С первых лет существования библиотеки, краеведение в её деятельности занимало большое место. Но в последующие годы, оно захватило почти все направления в работе. Краеведение сегодня переживает подъём, в связи с введением в школьные программы регионального компонента образования, в которые в нашей области включено, наряду с географией, историей – и литературное краеведение. Потребности школьных программ обязывают учитывать их при комплектовании фонда, при ведении справочно-библиографического аппарата, при подготовке массовых мероприятий.

На презентации выставки. “Литературный Ангарск. Любовь Щедрова”

В настоящее время фонд краеведческой литературы в библиотеке составляет 560 экз. Наибольшую его часть составляет художественная литература, это примерно 350экз. Многие книги иркутских писателей представлены в сериях: “Литературные памятники Сибири”, “Иркутская старина”, “Современный сибирский роман”, “Сибирская Лира”, “Иркутский рассказ”, “Писатели и Сибирь”, “Иркутские писатели – старшеклассникам” и др. Чуть более 100 единиц хранения приходится на литературно-художественные журналы “Сибирячок” и “Сибирь”. В последние годы фонд по литературному краеведению пополнился учебными хрестоматиями: “Писатели Восточной Сибири”. В школьной библиотеке ведётся система каталогов (алфавитный и систематический), где отражается краеведческая литература. Но главное место в работе по краеведению занимает “Краеведческая картотека”, в которой наряду с разделами по истории, экономике, культуре и др., ведутся разделы – “Писатели Земли Иркутской”, с подразделом “Ангарские писатели”; “Литература о жизни и творчестве иркутских писателей”; “Библиографические указатели по краеведению”. В картотеке отражаются книги, статьи из газет и журналов, медиаресурсы по краеведению.

Бесценными в работе по литературному краеведению являются библиографические указатели: “Литературная Сибирь”, “Писатели Приангарья”, “Иркутские писатели детям”, “Александр Вампилов”, “Ангарск”, с разделом – “Ангарская писательская организация”. Источником пополнения информации является литературно–художественный детский журнал “Сибирячок”, который публикует биографические сведения об иркутских писателях, публикует фотографии, представляет их творчество.

В дополнение к справочному аппарату библиотека ведёт тематические папки с материалами об иркутских и ангарских писателях, которые собираются из местных газет: “Родная Земля”, “Время”, “Подробности” и др.

Выставочная работа

Важной составляющей частью библиотечно-библиографического обслуживания является выставочная деятельность библиотеки.

В читальном зале библиотеки функционирует постоянно действующая тематическая выставка “Земля Иркутская”, где представлен объёмный раздел – “Литература Иркутских писателей”. На абонементе – “Лучший детский журнал – “Сибирячок”!”

Библиотека регулярно организовывает юбилейные выставки. Это чаще всего выставки- персоналии – “Данный во спасение”: к 70 – летию В.Распутина; “Вспоминайте меня весёлым”: к 70-летию А. Вампилова; “Ангарскому поэту Валерию Алексееву – 75лет”; “Я не могу молчать!”: Член Союза писателей России ангарская писательница Любовь Щедрова.

К проведению устных массовых мероприятий по литературному краеведению библиотека организовывает открытые просмотры: “Писатели Земли Иркутской” и “Литературный Ангарск”, где экспонируются книги в сериях, представляются издательства, столичные литературно-художественные журналы, в которых есть публикации иркутских писателей, газетные публикации и т.д.

Иногда библиотека организовывает монографические выставки (одной книги). Они посвящены новой книге какого-нибудь ангарского писателя, поступившей в школьную библиотеку. Цель такой выставки: информирование и привлечение внимания пользователей библиотеки к новинке. Представление книги сопровождается статьями – сведениями об авторе, истории написания книги и т.д.

Выставки новых поступлений – оформляются, когда в библиотеку поступает несколько новых книг иркутских или ангарских писателей. В 2008 году в библиотеку поступила целая серия небольших книг (брошюр) молодых ангарских поэтов, и они экспонировались под названием: “Ангарские поэты новой волны”.

Интерактивные выставки – появились в арсенале библиотеки в последние годы По литературному краеведению библиотекой приобретена презентация выставок “Иркутская детская книга за 70 лет”, состоящая из130 слайдов и представляющая книги всех маститых иркутских писателей, создававших книги для детей.

Устные массовые мероприятия

За многолетнюю практическую деятельность в библиотеке накоплено и проводится несколько массовых мероприятий по литературному краеведению. Часто при проведении различных тематических мероприятий, используются отрывки из произведений иркутских писателей, соответствующие заданной тематике. Этот приём значительно расширяет границы литературного краеведения в воспитательной работе школьной библиотеки и способствует пропаганде книг иркутских писателей.

Библиотечный урок для учащихся 2-5-х классов: “Смелей шагай вперёд, дружок, с тобой журнал “Сибирячок”!”

В структуру урока входит: история создания журнала; знакомство со сказкой М. Сергеева “Сибирячок”, (о том, как из кедрового орешка появился на свет главный герой); знакомство с другими героями – Таёжкой, Урсиком, Анти–Охом, боцманом Сармой и др.; просмотр игрового театрализованного фильма на DVD диске, в котором лесной человечек Сибирячок рассказывает о себе и своих друзьях; знакомство со свежими выпусками: сказками, рассказами, стихами, письмами читателей, загадками, с творческими портретами писателей-юбиляров

Библиотечный урок для старших классов: “Литературная Сибирь”

В структуру входит: открытый просмотр литературы, знакомство с краеведческой картотекой и библиографическими указателями по литературному краеведению краткий обзор “Писатели Восточной Сибири”, практическое поисковое занятие книг иркутских писателей по СБА.

Устный журнал для старших классов: “Вспоминайте меня весёлым”. О жизни и творчестве Александра Вампилова. При проведении мероприятия используется библиографический указатель “Александр Вампилов”, краеведческая картотека, литературоведческие книги по творчеству драматурга, произведения автора. Журнал сопровождается слайдами: Кутулик, семья Вампиловых, детские, школьные, студенческие годы, начало творческого пути, фотографии сцен из спектаклей по пьесам Вампилова. Даётся характеристика его пьес: “Дом окнами в поле”, “Старший сын”, “Утиная охота” и др., зачитываются отрывки из воспоминаний выдающихся деятелей театрального искусства Г. Товстоногова, О.Ефремова, В.Андреева, драматурга В.Розова.

Библиотечный обзорный урок: “Литературный Ангарск”:

В структуру урока входит знакомство с краеведческой картотекой, библиографическими указателями, с выставкой-просмотром произведений ангарских писателей, просмотр презентации “Литературный Ангарск”, созданной мною в связи 55-летием со дня рождения нашего города. Недавно мною приобретён DVD диск “Ангарские поэты читают свои стихи”, который я планирую использовать в дальнейшей работе по литературному краеведению. (См. Приложение 1)

Литературные встречи с ангарскими писателями. Проходят, в основном, в форме литературных салонов. Иногда мероприятие приходится переносить из-за большой читательской аудитории в актовый зал или в класс.

Мотивация проведения: Показать значимость и возможности библиотеки перед школьным коллективом как культурного, духовного, досугового и информационного центра школы.

Цель проведения: Пробуждение интереса к чтению, посредством общения с авторами книг. Способствование становлению духовно-нравственной личности. Пробуждение интереса к литературному краеведению, культуре, истории; формирование других благородных чувств: патриотизма, гражданского самосознания, любви к родной природе.

На протяжении длительного периода школьная библиотека приглашает писателей на встречу со школьниками и учителями. В гостях библиотеки побывали: члены Союза писателей России прозаик Л.И. Щедрова и поэт Н.Н.Кудашкина; поэты: А. Шмигун, Е.Лангольф, В.Богатырёв, В. Сазонов, А. Грибанова. Можно сказать, что проведение литературных салонов в школьной библиотеке стала традицией, т.к. большинство из перечисленных писателей побывали в гостях по 2-3 раза.

Встреча с поэтом Аллой Стародубовой 1

Первая встреча была организована с детским поэтом Аллой Стародубовой в 1994 г. (за год до кончины писательницы). Она проходила в актовом зале при большом количестве школьников. Учащиеся декламировали стихи, задавали вопросы автору. Писательница много интересного рассказывала детям, отвечала на вопросы, читала свои произведения.

В последующие годы я провожу встречи писателей чаще всего в читальном зале библиотеки.

Ангарский поэт Антон Шмигун, юные авторы-исполнители песен с гостями мероприятия - школьными библиотекарями.

Методика проведения

1. На “Доске объявлений школы”, на абонементе библиотеки помещается объявление о предстоящем мероприятии.
2. Проводится работа по организации посещения мероприятия. Помимо объявления с приглашением всех желающих, осуществляется договорённость с учителем литературы, либо с классным руководителем о посещении мероприятия.
3. Дети, пишущие стихи, либо хорошо их декламирующие, привлекаются к участию в мероприятии.
4. Читальный зал оформляется как литературный салон.

5. Ход мероприятия.

а) Вступление. Приветствие всех собравшихся на мероприятии. Представление писателя.
б) Небольшой обзор с выставки. Демонстрация изданий, в которых публикуются ангарские писатели, персональные произведения приглашённого писателя, другие издания, в которых публиковался гость.
в) Предоставляется слово писателю. Ангарские литераторы имеют большой опыт общения с аудиторией, поэтому, встречи всегда проходят содержательно и интересно. Писатели рассказывают о своём творчестве, о том, что побудило их написать то или иное сочинение, читают свои стихи, отвечают на вопросы.
г) Обычно в середине встречи объявляется о “подарке” писателю: вводятся в мероприятие со своими выступлениями юные дарования (2-3 человека). По завершении их выступления, разговор с писателем продолжается.
д) Заключение. Библиотекарь высказывает пожелания писателю и объявляет о завершении встречи. Школьники дарят небольшой подарок. Писатели обычно дарят свои книги библиотеке, библиотекарю, учителю и др. Встреча заканчивается чаепитием.

6. Произведения иркутскх писателей фрагментарно присутствует в обзоре: Великая Отечественная война в художественной литературе”. В нём используются: повесть В.Распутина “Живи и помни”, роман Л.Кукуева “Живые и мёртвые”, книга ангарской писательницы И.Фруг “Запах гари, стихи И.Уткина и М.Сергеева; зачитываются отзывы старшеклассников о повести В.Распутина и книге И. Фруг. Например: Огнёв Александр о повести В.Распутина: Я посочувствовал Андрею Гуськову, хотя в гибели Настёны он виновен. Но он не виноват в том, что ему хочется жить, видеть глаза любимой женщины. Во всём виновата кровавая, коварная война, ломающая без разбора судьбы и жизни людей. Война – страшная вещь…”

Болдакова Инна о книге Инны Фруг: “Я прочитала книгу И. Фруг “Запах гари”. Эта книга о минувшей войне. Прочитав книгу, я вместе с писательницей прошла через эту войну, увидела горе, страдания, любовь юной девушки, разлуку и смерть любимого человека. Также увидела отношения солдат во взводе, роте, дивизии. Их взаимопомощь, поддержку, понимание. Эти солдаты в трудные, тяжёлые минуты остаются добрыми и понимающими. Они не опускаются до уровня зверей. И.Фруг вложила всю душу в книгу, И я считаю, что она у неё удалась. Я каждому советую её прочитать”.

В библиотечной работе по литературному краеведению большие перспективы. Появление новых произведений писателей в настоящее время говорит о том, что литературный процесс в Восточной Сибири развивается, и рождает новые творческие идеи, новые проекты.

Литература:

1. Рабецкая З.И. Иркутское краеведение: Учебное пособие / З.И. Рабецкая. – Иркутск: издательство “Символ”, 2004. – 116 с.