Факультативное занятие "Загадки под водой"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с тем, как изучается подводный мир, с его загадочными обитателями.
  2. Расширить экологические представления.
  3. Развивать основы экологической ответственности.

Оборудование: Видеофильм о подводном мире, портрет Ж.Кусто, фотографии или слайды с изображением акваланга, батискафа, подводных обитателей, детские рисунки, макет телевизора.

Ход урока

Ведущий: Добрый день, уважаемые телезрители! В эфире очередной выпуск передачи “Планета загадок”. Сегодня мы поговорим на тему “Загадки под водой”. Мы совершим увлекательное путешествие на морское дно, познакомимся с интереснейшими обитателями подводного царства. О них нам расскажут постоянные участники нашей программы.

(Звучит фонограмма “Шторм” в исполнении Ванессы Мей)

Ведущий: Мы отправляемся в гости к Посейдону – великому властелину 2/3 нашей планеты, занятых Мировым океаном Человечество ещё плохо знает океан. Океанография – молодая наука. Настоящую революцию в этой науке совершило изобретение акваланга, позволившего человеку войти в море наравне с его исконными обитателями. Послушайте рассказ об этом аппарате.

1. Аквалангэто такой аппарат, с помощью которого можно спокойно дышать под водой. И любоваться подводным миром. Его изобрёл в 1943 году знаменитый исследователь морей и океанов Жан-Ив-Кусто вместе с инженером Ганьяном.

Будучи в то время морским офицером, он получил задание следить за передвижением немецких судов на Средиземном море. Кусто решил вести наблюдения скрытно, и у него возникла идея сконструировать аппарат, с помощью которого можно было долго находиться под водой и дышать.

На спину пловца крепятся два баллона со сжатым воздухом, от них отходят две трубки для вдоха и выдоха, соединённые с защитной маской-иллюминатором.

Акваланги дают возможность человеку нырять на глубину 30-40 метров и оставаться под водой до 1 часа.

(Демонстрируется фото акваланга)

Ведущий: Дело в том, что при погружения в воду человек испытывает на себе огромное давление воды. Непреодолимая сила сдавливает грудную клетку и ныряльщик не может вдохнуть воздух. Желание достичь больших глубин, долгое время находиться под водой, проводить съёмки и эксперименты привело человечество к изобретению батискафа (Демонстрируется)

Внимание! Надеваем акваланги, занимаем места в батискафе. Прошу всех закрыть глаза. 5, 4, 3, 2, 1. Погружение!

Открываем глаза. И вот мы под водой. (Просмотр видеофильма, который сопровождается рассказами “гостей” телепередачи).

2. На океаническом дне, как и на земле, есть равнины, горы, впадины. Дно покрыто слоем песка, глины, гравия, ила, образовавшегося из остатков миллионов морских существ.

В открытом море свет может проникнуть на глубину до 110 метров, а у побережья, где вода грязнее, всего на 15 метров.

Ниже лежит область вечной темноты и холода. Там всегда держится температура около +3 градусов.

Чем глубже вы погружаетесь под воду, тем больше давление воды. Так на глубине 9100метров давление можно сравнить с весом каменной глыбы в одну тонну, опущенной на почтовую марку. Тем не менее, везде есть жизнь.

Ведущий: А теперь поговорим о любопытных обитателях подводного мира.

3. Морская звезда – одно из интереснейших морских существ. Среди её необычных родственников можно назвать колючих ежей, морские огурцы, голотурии. Существует около 6000 видов таких родственников, которые называются “иглокожими”.

Морская звезда и её родственники имеют хорошо развитую нервную систему. Эти системы имеют одинаковое пятизвенное устройство, присущее всем иглокожим. Морские звёзды иногда подразделяются на три группы. Существуют хрупкие звёзды, которые, будучи пойманными, отбрасывают свои гибкие отростки длиной 20-25 метров.

Существуют и перьевые звёзды, извивающиеся лучи которых похожи на пучки перьев. А есть и обыкновенные морские звёзды, размеры которых обычно не превышают 13 см.

Грубая, жёсткая кожа морской звезды покрыта коротенькими иголочками. В центре её тела расположены диски в форме пуговицы. Через эти диски звёзды втягивают и выпускают морскую воду. Нижние диски выполняют функцию рта. Глаза находятся на кончиках лучей и защищены кольцом от иголок.

На брюшной стороне по лучам расходятся бороздки с трубчатыми присасывателями-ножками. Они используются для передвижения и в качестве органа обоняния. Морская звезда не способна очень быстро передвигаться на своих трубчатых ножках, но она способна на кое-что более примечательное. Она может открыть устрицу! Она прикладывает своё ротовое отверстие к раковине устрицы и тянет её пока та, наконец, не раскроется. Затем морская звезда выворачивает свой желудок, высовывает его изо рта и обволакивает им устрицу.

Морская звезда может брать пищу вот и обычным способом. Она способна также восстанавливать свои оторванные лучи. Она может даже вырастить целое тело из одного луча.

4. Ещё в прошлом веке морские лилии считались большой редкостью и было известно лишь несколько видов этих животных. Но позже учёные исследовали удивительный мир морских лилий, расширили свои сведения о них и насчитали 60видов.. Все они попадаются лишь на большой глубине-около 1000 метров и больше. Внешний вид морских лилий очень интересен. На первый взгляд они кажутся совершенно сходными с растениями и состоят из стебля с диском и кроной из многочисленных веточек. Ротовое отверстие лилии находится на самом диске. Стебелёк обладает одной очень интересной особенностью, которая называется аутотомией. Если схватить морскую лилию за одну из веточек, то она тотчас отбрасывает её, а утраченная веточка вырастает вновь.

5. Морской конёк относится к рыбам, но немногим напоминает её. Голова у него, как у пони. Вместо чешуи его тело покрыто твёрдыми пластинками и колючими шипами. Хвост похож на змеиный.

Морской конёк ведёт себя не так, как другие рыбы. Обычно он обвивает свой хвост вокруг какой-нибудь водоросли. Чтобы его не унесло течением. Когда он плывёт, то передвигается с помощью единственного плавника, расположенного на спине и перемещается по воде в вертикальном положении.

Рот морского конька имеет форму трубки, через которую он засасывает пищу. В отличии от других рыб у него имеется отчётливо выраженная шея и подвижная, похожая на конскую голова, расположенная под углом к телу.

Самой характерной особенностью конька являются его методы ухода за своим потомством. Самка конька откладывает икринки в широкий мешок, расположенный под хвостом самца. Поэтому именно отец, а не мать вынашивает икринки, пока из них не вылупятся мальки. Даже после появления потомства из икринок, мальки ещё некоторое время находятся в мешке у отца пока не подрастут настолько, чтобы жить самостоятельно.

Существует около 50 разновидностей морских коньков. Их размеры могут колебаться от 5 до 30 см. Их можно увидеть только в летнее время, потому что они считаются летними рыбами. Никто не знает, что происходит с ними зимой. Хотя у морского конька и не слишком много способов защищаться от недругов, он вполне защищён от нападения. Складывается впечатление, что другие морские обитатели не любят нападать на коньков или есть их.

6. Если вы когда-нибудь столкнётесь под водой с осьминогом, лучше держитесь от него подальше! Встреча с ним может быть не очень приятной.

Дело в том, что осьминог может укусить, а укус его ядовит. У осьминога очень крепкие челюсти, похожие на клюв попугая. Своим ядом осьминог пользуется для добывания пищи. Например, он может парализовать краба и съесть его без всяких помех. Обычная пища осьминога – крабы, рыбы и другие морские животные, которых он захватывает присосками и раздирает на куски своими челюстями.

Необычный вид осьминогу придают восемь его щупалец. Они очень длинные и гибкие, и на их нижней части располагаются ряды присосок, помогающие осьминогу хватать и очень крепко держать добычу.

Для передвижения осьминог не пользуется этими длинными щупальцами. В задней части его тела расположен воронкообразный сифон, с помощью которого он способен с большой силой выпускать струю воды. Это позволяет ему очень быстро передвигаться. Защищаясь от врагов, осьминог выпускает чернильную жидкость. У осьминога хорошо развиты память, чувство долга. Они легко обучаются.

Знаете ли вы, что древние греки и римляне ловили осьминогов, чтобы употреблять их в пищу? Римляне считали его большим деликатесом. И даже в наши дни греки, итальянцы и китайцы с большим удовольствием едят соленых и сушёных осьминогов.

7. Одно из самых любопытных существ – омар. Он относится к ракообразным. Среди его родственников можно назвать речного рака, креветок и лангустов.

Существует три разновидности омаров: североамериканские, европейские и африканские.

Тело омара защищено твёрдым панцирем, передняя часть которого практически монолитна. В течение жизни омар несколько раз сбрасывает свой панцырь. Дальше идут семь сегментов, последний из них образует хвост.

У осьминога четыре пары ног для передвижения. Две из них имеют клешни на концах.

Омары обычно передвигаются по дну моря, балансируя на кончиках ног, предназначенных для ходьбы. Если их напугать, то омары могут совершать броски до семи с половиной метров в обратном направлении, мощно загребая лопастями и хвостом.

Самка омара откладывает от 5 до 1000 яиц. Она вынашивает их около 9 месяцев. Всё это время они прикреплены у неё под хвостом. Как только потомство появляется на свет, мамаша отгоняет их от себя, и они начинают самостоятельную жизнь.

Ведущий: Близится к концу время нашего пребывания под водой Прошу всех приготовиться к подъёму. 5, 4, 3, 2, 1 – Подъём!

И вот мы снова в нашей студии. Слова просят экологи.

1 эколог: К сожалению, подводные обитатели тоже нуждаются в защите. Нефтяные пятна от судов растекаются по поверхности морей. Они не пропускают в воду кислород, и подводные жители задыхаются. Эти тёмные пятна не пропускают и солнечные лучи, которые необходимы живым существам.

2 эколог: В моря и океаны попадают сточные, канализационные воды, радиационные отходы, которые оседают на дно.

Множество животных гибнет в мировом океане вследствии необдуманных поступков человека, которые опасны для природы и самого человека.

Ведущий: Большое спасибо. А в заключении нашей передачи мне хотелось бы, чтобы её участники поделились своими соображениями по поводу защиты мирового океана и его обитателей. У вас есть бумага, карандаши, фломастеры. Изобразите свои мысли в виде плаката, призывающего человечество к разуму.

А для наших зрителей я предлагаю вопросы телевикторины:

– Как называются приборы, позволяющие человеку изучать подводный мир?
– Какие морские животные похожи на цветы?
– Сколько конечностей у морской звезды?
– Какая рыба плавает стоя?
– Как защищается от врагов осьминог?
– У кого икринки вынашивает не папа, а мама?
– Кто в течение жизни несколько раз сбрасывает свою одежду?

(После викторины участники передачи демонстрируют плакаты, комментируя их)

Ведущий: Благодарю всех участников нашей передачи. Спасибо зрителей за внимание. Ждём ваших писем и звонков. До новых встреч!

Литература:

  1. М.Пропп. С аквалангом в Антарктике. Ленинград, 1968
  2. Ю.Топоров. Тропами подводного мира. Москва, 1974
  3. Н.Сладков. Рептилии. Москва, 1988
  4. А.Тамбиев. Кто по воде шагает. Москва, 1981
  5. Хочу всё знать. Детская энциклопедия. Москва, 2000
  6. Журналы “Свирель”, “Юный натуралист”.