Тема урока: “История политических репрессий и сопротивление несвободе в СССР” - (Какой цвет осень подарила 30 октября).
Цель урока: раскрыть историю Постановления Верховного Совета РСФСР о том, что 30 октября стал отмечаться как День памяти жертв политический репрессий, способствовать формированию у школьников критического осмысления отечественной истории, воспитанию чувства глубокого патриотизма и гражданской ответственности.
Ход урока.
I. Введение в тему.
На доске:
Нельзя забыть, что было и как было,
Чтобы не повторилось это вновь.
II. Ребята, какой день у нас сегодня? (30 октября)
Почему эта дата заслуживает большого внимания и понимания?
У А.Твардовского есть такие строки:
“Есть имена, и есть такие даты
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты,
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
Пожалуй, лучше раскрыть суть этой даты невозможно. Вот уже 15лет мы в этот день с болью в сердце открыто, вспоминаем о тех наших земляках, которые сгинули в лагерях ГУЛАГА, а родные и близкие долгие годы ничего не знали об их судьбе. Конечно, мы помним о них все время, но боль была скрытой, об этом говорить было нельзя, и только с 1991года мы смогли во весь голос, не скрывая боли и печали, вспомнить о тех, кого с нами сегодня нет, попросить прощения и преклонить колени перед их мужеством и стойкостью. Священники и военные, инженеры и учёные, литераторы и художники, рабочие и крестьяне- целые народы прошли через ад сталинских тюрем, ссылок. Подверглись репрессиям не только взрослые, но и дети “врагов народа” на долгие годы или навсегда оставшиеся без родителей, а иногда и без, отчего дома. Вы слушаете о событиях 1930-х годов по радио, телевидению, смотрите кинофильмы, и создаётся впечатление, что это было давно и не с нами. Ваши родители, бабушки, дедушки вам об этом периоде не рассказывают.
- Как вы думаете почему?
Я согласно с вами. Это была запретная тема, говорить об этом было страшно.
А нашей маленькой Куровской более 50 семей пострадали от репрессий. Давайте попробуем восстановить картину этого страшного периода в жизни нашего небольшого рабочего посёлка.
Передо мной страшные документы…
Выписка из акта
Постановление тройки УНКВД от 26.09.1937г.,
дело №9296 о расстреле: Щербакова Михаила Игнатовича,
Бурова Анисима Ивановича,
Хахаева Игнатия Николаевича
внизу приписка - приведено в исполнение 27.09.1937г. в 00 часов.
Это неполный список. В этот день были расстреляны:
Азарнов Архип Давыдович,
Глухов Иван Романович,
Родин Максим Анисимович.
Всего 6 человек, которым предъявлено страшное по тем временам обвинение- создание антисоветской повстанческой группы, возглавляемой священником Азарновым (настоящая фамилия Озорнов - либо ошибка, либо специально фамилию изменил Архип Давыдович для безопасности своей семьи). Все 16 свидетелей, опрошенные по этому делу, ничего о наличии такой группы не говорили и, тем более, ничего не показали о её практической деятельности. Вся вина их состояла в том, что они не отказались от своей веры и в условиях Советской власти продолжали богослужения. По воспоминаниям очевидцев службы у Архипа Давыдовича всегда были замечательные. Край наш особый старообрядческий, но среди старообрядцев единство не было. Архип Озорнов относился к “раздорникам” - неокружникам, тем, кто не хотел подчиняться указам сверху, выступал за свободу вероисповедания. Возможно, донесли на него и его единоверцев старообрядцы, не разделявшие его идеологию. Точно неизвестно по какой причине был арестован священник Озорнов А.Д. и его сподвижники. Всего было репрессировано по этому делу 8 человек, 6 человек были расстреляны, а Родин Иван Маркелович и Сушонов Матвей Григорьевич были осуждены к заключению в ИТЛ на 10 лет каждый. Они жили в Куровской, сегодня рядом с нами живут их внуки. Работает в нашей школе внучка Архипа Давыдовича, долгие годы преподавал математику в нашей школе сын Сушонова Матвея Григорьевича Андрей Матвеевич. Они через годы пронесли боль утраты, смогли выжить и получить высшее образование, а это было сделать очень сложно.
III. Член клуба “Краевед” Соколова Виктория нашла очень интересный материал о первом директоре Куровского Дома инвалидов Солякове Алексее Николаевиче.
Рассказ Вики: Судьба Солякова Алексея Николаевича меня просто потрясла. Большевик. Участник гражданской войны награжден именным оружием и часами командармом Южного фронта М.В. Фрунзе. После гражданской войны 1927-29г.г. работает директором Дома инвалидов. В 30-е годы партией направлен на работу по организации в Орехово-Зуевском районе, затем переезжает на жительство в г.Орехово-Зуево и поступает работать на ХБК (хлопчатобумажный комбинат). На красильной фабрике случился пожар и Солякова А.Н. арестовали. Долгое время семья ничего не знала о нём. В начале Великой Отечественной войны он передал с оказией весточку родным о том, что жив и будет проситься на фронт. В заявлении он написал: “Я участник гражданской войны, мой опыт и мои знания пригодятся на фронте. Прошу направить меня в действующую армию!” Однако в этой просьбе ему отказано. Он был направлен на строительство защитных сооружений вокруг Москвы. Работать приходилось не только в различных климатических условиях, голодая, но и под огнём противника. Погиб он где-то под Москвой, место точно неизвестно. Меня поразило то, что этот человек не только не был сломлён несправедливостью, но нашёл в себе силы, а, главное, остался истинным патриотом, и встал на защиту Родины в трудный час.
Сегодня мы должны вспомнить о нём вдвойне, т.к. Россия готовится отметить 65-головщину разгрома немецко-фашистских войск под Москвой.
IV. “История одной семьи
”.От политических репрессий пострадало не одно поколение. Доказательством этому служит печальная история семьи Черкасовых-Ваганьян-Афониных о том, что пережила эта семья, расскажет директор народного краеведческого музея города Куровское Булыгин Виктор Ефимович.
В 1888 году в конторе фабриканта Морозова появился 11-летний мальчик Никита Черкасов. На должность конторщика его взяли потому, что он был грамотный, почерк каллиграфический. На работе его ценили, и прослужил он на фабрике 28 лет.
В 1900 году он обручился с представительницей семейства Балашовых Евдокией Зотовной, не смотря на протест со стороны родителей невесты. Восемь детей один за другим появились в этой семье. Их надо было растить. Никита Петрович покупает земельный надел, строит дом. Хозяин был справный, семья не бедствовала, т.к. работали все от мала до велика. Родители мечтали дать всем детям хорошее образование. Всё было хорошо, но начавшаяся коллективизация прошлась и по семье Черкасовых. Никита Петрович был арестован, арест мужа Евдокия Зотовна восприняла тяжело-слегка. Когда Никиту Петровича освободили. Он всё сделал для того, чтобы жена выздоровела, однако в 1932 году Евдокия Зотовна умерла.
Нелёгкая судьба сложилась у дочери Антонины. Получив педагогическое образование, она в 1922 году становится шкрабом (школьной работницей) в Куровской школе №1. Работает учителей начальных классов 9 лет, до ареста отца.
30-е годы для Антонины - сплошная полоса несчастий: смерть старшего брата Александра, горячо любимой матери, арест отца, снятие с работы.
В 1934 году она встречает человека, горячо её полюбившего Михаила Ваганьяна, инженера по специальности. Два года спустя состоялся их брак, но счастье было недолгим. В октябре 1937 года Михаил Данилович был арестован и осуждён, за что: неизвестно до сих пор. Спустя несколько месяцев был вновь арестован отец Никита Петрович, который провёл в ГУЛАГе страшный период с 1937г. по 1943г. Ни о чём не рассказывал Никита Петрович, и только помнят дети и внуки, как, умирая, прятал в валенки и кусочки хлеба под подушку.
Афонина (Ваганьян)Тамара Михайловна - дочь Антонины и Михаила Ваганьян.
Мама всё время ждала отца, даже получив “свидетельство о смерти” в 1958 году, где сообщалось о том, что Ваганьян Михаил Данилович умер 8 сентября 1942 года от острого воспаления почек. Мама так и не узнала всей правды об отце. 7 декабря 1995 года я получила документ из Прокуратуры Московской области - “Справка о признании пострадавшей от политических репрессий гражданки Афониной Тамары Михайловны, 1937 г. рождения, являющейся дочерью гражданина Ваганьяна Михаила Даниловича 1906 г. рождения, репрессированного 19 ноября 1937 года Тройкой при УНКВД СССР по М.О. пост. 58-10 УК РСФСР подвергнутого расстрелу, реабилитированного 25 июля 1958 года Московским областным судом на основании ч. 2 и 3 ст.2 Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий от 18 октября 1991 года признаётся пострадавшим от политических репрессий”. Много лет Тамара Михайловна Афонина проработала учителем русского языка и литературы. В настоящее Тамара Михайловна находится на заслуженном отдыхе”.
Итого урока.
Учитель: глядя в ваши глаза, я вижу, что вы вместе с нами переживаете за тех, о ком мы вам сегодня рассказывали. Эти люди заслуживают нашего внимания и уважения. В 1999 году в нашем городе поставлен памятник жертвам политических репрессий - камень, привезённый с Соловецкого острова-места ссылки репрессированных. Художник только поместил на камне решётку. Просто, скромно, но впечатляет. Перед тем как положить цветы, отдать дань уважения тем, о ком мы сегодня говорили, и тем, о ком мы, к сожалению, либо мало знаем, либо - ничего, перед вами выступят учащиеся нашей школы- краеведы с инсценировкой стихотворения Балашовой С.Г. “Память не в силах забыть про такое…”
За столом поздно вечером собралась семья. Каждый занят своим делом. Отец подшивает валенок, мать - шьёт, дед читает церковную книгу, дети делают уроки, вяжут. У женской половины на плечах цветные платки.
Ведущая:
Стук в дверь,
Входит милиционер,
Кладёт на стол “Приказ
об аресте отца и деда”
Все склонились над бумагой (отца и деда уводят,
женщины покрывают
Головы другой половиной платков – чёрной)
Пусть годы летят,
Проходят столетия.
Но помнят потомки
Пору лихолетья.
Когда “воронок”
Чуть стесняясь детей
В ночь увозил самых
Близких людей.
Как мать, обливаясь слезами, молчала,
Молчать, затаиться детей умоляла
(Мать прижимает детей к себе)
Чтоб жить в этом мире,
Забыть всё плохое,
Но память не в силах
Забыть про такое.
Мать тихо сказала:
“Годы пройдут, ошибку свою
Злые люди поймут.
Отец ваш и дед люди честные были,
Беда была в том, что свободу любили.
Режим за такое строго карал
И самое ценное - жизнь отобрал.
Хотел тот режим детей запугать,
Чтоб дети от боли не смели кричать.
“Враги” отплатили режиму сполна,
На стойкость проверила всех их война.
Страну защищали, всем сердцем любя
Режиму, не дав исковеркать себя.
ВОЗЛОЖЕНИЕ ЦВЕТОВ.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ У ПАМЯТНИКА.