Познавательная игра "Русь Летописная"

Разделы: История и обществознание


Цель урока – обобщение знаний учащихся с процессом формирования Древнерусского государства, расширить кругозор, дополнить материал школь­ной программы, привить устойчивый интерес к исто­рии; способствовать его развитию, дать возможность уча­щимся почувствовать «аромат времени», ввести их в глубь истории Российского государства, научить сопоставлять факты.

Ход урока.

I.    Организационный момент.

(Рассаживаются зрители и гости. Участники садятся за 2 стола.)

II.   Оформление.

(Название «Русь летописная», четверостишие, на стенах картины по теме, экран).

III.  Вступительное слово учителя

Внезапно наступает пробужденье,
С далеких тайн срывается покров.
И вижу я основы всех веков,
И бодрствую на крайней их ступени.
(Тудор Аргези)

Из чего складывается история?
Каждый прожитый нами день наполнен самыми разными событиями, и мы явля­емся живыми свидетелями будущей истории, ведь сегод­няшний день уже завтра станет ее достоянием. Но чтобы не сделать ошибки, следует знать исто­рию своего отечества, необходимо попытаться уяснить: что представляет собой родная страна, как она стала такою и какая судьба ее ожидает.
Хотя бы раз в жизни каждому человеку следует почувствовать себя историком.
Но можем ли мы ограничиваться знаниями лишь недалекого отрезка истории? Это равносильно тому, как если бы человек ут­ратил память о своем детстве, юности. Сколько будет по­теряно ценного, а подчас и необходимого.
И поэтому наша сегодняшняя встреча, посвящена истории Древней Руси.

IV. Объяснение хода игры.

Как и в любой игре у нас 2 команды. Давайте поприветствуем их. Названия  наши        команды получат в ходе игры.
Ну сейчас я объясню ход игры. Каждая команда за правильный ответ и правильно выполненное задание получает балл.  У той команды, у которой в конце игры будет большее количество баллов выигрывает.  Зрители так же не останутся без заданий, они так же за каждый правильный ответ будут получать баллы.
Понятны условия?   Ну, готовы?  Тогда начинаем.

Задание 1.

Команды внимание – сейчас  вам предстоит в ходе этого задания добыть название своей команде. Вы получаете вот такой набор букв и та команда, которая быстрее узнает свое название и получит первый балл. Приступаем…

Ярославичи.    Рюриковичи.
А теперь вопрос командам – что вы можете сказать о своих названиях, от чьих имен они произошли?(команды отвечают)

Задание 2.

Сейчас для каждой команды прозвучит по 5 вопросов. Если команда затрудняется ответить, вторая может дать ответ за них и получить балл, если же ни одна команда не отвечает, то вопрос переходит зрителям.

Вопросы 1 команде.

1. Когда на территории нашей страны появились славяне? Откуда они пришли?
(в V в.  До этого они заселяли Центральную  и Восточную Европу)
2. Через земли восточных славян проходил знаменитый торговый путь.
Вопрос: как назывался этот путь?   ("Из варяг в греки")
3. В западноевропейских летописях Русское государство называют Гардарикой, почему?
(В древней Киевской Руси было очень много городов. Именно поэтому западноевропейские летописи называют её Гардарикой, или страной городов).
4. Славяне стали предками многих современных народов. Какие современные народы
произошли от восточных славян?
(От восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.)
5. Дружины воинственных славян под предводительством князей на весельных судах совершали многодневные походы. Как по-другому назывались такие суда?   (Ладьи).

Вопросы 2 команде.

1. Поселения восточных славян располагались пре­имущественно по берегам озер и рек. Обитатели этих поселений жили семьями.  Вопрос: как выглядели жилища славян?
 (дома-полуземлянки, площадью 10-20 кв. м. Стены домов, скамьи, столы, домашняя  посуда делались из дерева. Крышу крыли ветвями, обмазанными глиной. Топился дом по-чер­ному - складывался глинобитный или каменный очаг, дым уходил не через печную трубу, а прямо в отверстие в крыше. В домах устраивали несколько выходов, а ценные вещи прятали в землю, потому что в любой момент могли нагрянуть неприятели)
2. Княжеский поселок окружался рвом с водой, земляным валом и бревенчатой стеной. Жители соседних деревень в случае опасности находили защиту за его стенами. Князь защищал племя. Что делали общинники, в благодарность?
(Общинники платили ему дань продуктами, мехами и ремесленными изделиями).
3. Главным занятием восточных славян было земледелие, но основная часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Вопрос:  что такое подсечно-огневая система земледелия? (сначала вырубали деревья,  оставшиеся пни сжигали, золой удобряя почву)
4. После трагической гибели великого киевского князя Игоря из рода Рюриковичей править государством стала его жена.  Как звали жену князя Игоря?     (Ольга).
5. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, стали воздвигаться храмы, открываться церковные школы. Кто составил первую славянскую азбуку?
 (Кирилл и Мефодий).
(помощник во время вопросов раздает баллы командам)

Задание 3.

Задание следующие-  внимание на экран.
Картины на экране помогут вам в ответе.

1-ой команде. После смерти варяжского князя Рюрика, править Киевом стал князь Олег. А.С. Пушкин пересказал легенду об этом князе и  назвал ее  "Песнь о вещем Олеге". Какое предание послужило основой для создания этого произведения?
(князь Олег умер от укуса змеи, выползшей из черепа его любимого коня)

2-ой команде. Перед вами картина Виктора Васнецова. Называется она  «Богатыри». Долгие годы они, как повествуется в былинах, охраняли рубежи  Руси от нашествий кочевников. Как звали трех легендарных русских богатырей?
    (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович).

1-ой команде.  

Перед вами картина Иванова «Съезд князей». Расскажите, какие, по вашему мнению, вопросы решали князья на своих съездах?
собирались для того, чтобы предотвратить усобицы, кровавые столкновения, убийства в борьбе за лучший город, княжество. киевский престол).

2-ой команде.  

Перед вами картина Васнецова «Вече», теперь ваша очередь рассказать нам какие важные вопросы решало вече на своих собраниях и их кого оно состояло.

 Задание 4.

Внимание теперь для вас прозвучат стихотворные вопросы. (Две девочки из зрителей получили до  урока опережающее задание)
1 стихотворение – о каких трех братьях идет речь? ( Рюрик, Синеус и Трувор).
2 стихотворение – какое событие описывается  в стихотворение, назовите его дату.
(5 апреля 1242 года «Ледовое побоище» под командованием Александра Невского на Чудском озере).

Задание 5.

Сейчас каждая команда получает вот по такому тестовому листу с заданием. Вам дается время на решение этого теста. Его вы решаете всей группой сообща.

Тест 1 команде.

1.   В IX—XI веках одним из главных перевалочных пунк­тов на пути «из варяг в греки» был:
а) Киев; 
б) Новгород;
в) Москва;
г) Чернигов.
2. Крестьянина на Руси называли:
а)  посадник;
б)  смерд;
в) холоп;
г) тать.
3. На Русь в старину ввозили товары:
а)  меха;
б)  ковры;
в) мед;
г) пеньку.
4. Славяне питались:
а)  картофелем;
б)  помидорами;
в) кукурузой;
г) репой.
5. Боярская дума – это:
а) совет Крупнейших бояр при князе;
б) орган городского самоуправления;
в) княжеская дружина.
 6. Период расцвета Киевской Руси:
а) X-XIIвв.;
б) IX-X вв.;
в) XII-XIII вв.
 7. С именем какого князя связано первое летописное упоминание о Москве?
а) Юрия Долгорукого; 
б) Андрея Боголюбского;
в) Александра Невского.
8. Христианство на Руси было принято при князе:
а)  Ярославе Мудром;
б) Владимире Красное Солнышко;
в) Владимире Мономахе;
г) Святополке.
 8. В эпоху раздробленности в Киеве фактическая власть была в руках :
а) бояр
б) князя
в) веча и бояр
г) митрополита киевского

Тест для 2 команды

1. В 1237-1240 гг. было осуществлено:
 а) татаро-монгольское нашествие на Русь
б) образование централизованного Русского государства.
2 .Столица Русского государства IX—X веков:
а)  Москва; 
б) Киев;
в) Новгород;
г) Чернигов.
3. Какой год считается годом крещения Руси:
а) 988
б) !988
в) 989
г) 898
4. В эпоху раздробленности в Киеве фактическая власть была в руках :
а) бояр
б) князя 
в) веча и бояр
г) митрополита киевского
5. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством?
а) многобожие
б) трехбожие
в) единобожие
6. Имя первого монаха – летописца, автора «Повести временных лет».
а) Иордан
б) Иларион
в) Нестор
7.  Укажите основной вид  хозяйственной деятельности славян
а) садоводство и виноделие
б) выращивание маслин
в) скотоводство
г) земледелие
8. На каком языке составлялось летопись в Киевской Руси?
а) на латыни
б) на греческом
в) на славянском
г) на русском

Пока команды отвечают, игра с залом.

1. Древние славяне поклонялись стихиям, верили в род­ство людей с различными животными, приносили жерт­вы божествам. Как называлось это верование? (Язычество)
2. Это занятие древних славян очень удивляло путеше­ственников. Послушайте выдержку из «Повести времен­ных лет». Вот что писал удивленный иностранец: «Разо­жгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольют­ся квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут, И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат», О каком занятии писал путешественник?
(О бане.)
3. Еще в Древней Руси этот месяц называли «просинец»: прибавлялся день, светлели и постепенно синели зимние небеса, он как бы рассекал зиму на две части. О ка­ком месяце идет речь?   (О январе.}
4. Происхождение этого выражения относят к далеким временам ордынского владычества. Русские князья, при­езжая по делам в ЗолотуюОрду, подвергались унизитель­ной процедуре: чтобы очиститься от всяких «злых мыслей»на хана, православный князь должен был пройти по язы­ческому обряду между двумя кострами. Вот и родилось это выражение, обозначающее тяжелое положение, в которое попадает человек, и выход из которого, может быть, даже заставит его поступиться своим достоинством.  (Между двух огней.)
5. По летописи этот способ объявления войны связан с именем киевского князя Святослава. Это выражение употребляется в смысле честного, открытого заявления о на чале решительных действий.  (Иду на Вы.)

Он бесстрашно в походы ходил,
Словно барс в пути выступал,
Он возов и котлов не возил,
Но врагов всегда упреждал,
Пусть будут готовы враги:
«Я иду на Вы».
6. Князья вместе со своей дружиной жили в отдельном поселке. Как назывался      княжеский поселок?  (Городище).
7. В имени какого князя чувствуется тяга к знаниям?  (Ярослав Мудрый).   
8. Гордые новгородцы нехотя подчинялись Киеву. Но с началом ослабления единого русского государства, Новгород стал практически независимым. Новгородцы сами приглашали к себе князя. Если князь им не нравился, они могли "указать ему путь". Какая была главная задача у князя? (Оборона городов в случае нападений врагов).
9. За что народ прозвал князя Александра Ярославича – Невским?
   (За победу и отвагу в битве на Неве народ прозвал князя Невским).
10. У  славян было такое занятие как пчеловодство.        Как  оно называлось на Древней Руси?   ( Бортничество).
11. Славяне были очень наблюдательны к явлениям погоды. Когда сеять, когда жать они узнавали по приметам. Я вам сейчас зачитаю несколько примет, а вы мне отвечайте, что обозначает эта примета – улучшение погоды или ухудшение.

  • Пчелы сидят в ульях и громко гудят.
  • Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.
  • Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.
  • Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы.
  • Раскрыты цветы кувшинок.
  • Голуби разворковались.

Ну я думаю, времени было достаточно, чтобы наши команды ответили на тест. Сейчас один член команды зачитывает нам вопрос и ответ, если ответ правильный команда получает балл, если нет, то на этот вопрос может ответить 2 команда или зрители.
Пожалуйста…
(Команды зачитывают вопросы и ответы).

Задание 6.

Ну а сейчас команды ждет инсценированный вопрос. Участников сценки прошу сюда.  Зрители так же будьте внимательны.
Появляются еврейский и посол и князь Владимир.
Еврейский посол. Как можно веровать в того, кого мы распяли?
Князь Владимир. Что у вас за закон? Что за вера?
Еврейский посол. Мы не едим свинину и зайчати­ну и празднуем субботу.
Князь Владимир. А где земля ваша?
Еврейский посол. В святой земле. В Иерусалиме.
Князь Владимир. Точно ли она там?
Еврейский посол (в замешательстве). Бог разгне­вался на иудеев и рассеял их по разным странам за грехи, «а земля наша отдана христианам...».
Князь Владимир. Тем, кого за грехи покарал Бог, нельзя учить других своей вере, «если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям... или и нам того же хотите?»
Посол уходит.
Появляются Добрыня, несколько дружинников.
Добрыня. Когда-то вернутся наши послы из Царьграда? Вот уже несколько месяцев, как они отправились.
Князь Владимир. Извелся я, их дожидаючись! Ведь все другие вернулись — от кесаря римского и от султана. Рассказывают, рассказывают, а не лежит у меня сердце к этим верам...
Добрыня. Может быть, нам лучше остаться с наши­ми старыми богами?
Князь Владимир. Да уж раз веры в них у меня нет, как с ними оставаться?
Слышны крики: «Едут! Едут!» Слушай, будто кричат.
(Владимир и Добрыня вглядываются вдаль )
Д о б р ы н я. И правда, наши ладьи, как лебеди, плывут! Дружинники. Наши! Наши! Плывут! Сейчас прича­ливать будут!
Появляется третий ведущий.
Скоро явились к князю Владимиру вернувшиеся из Царьграда послы.
Ведущий уходит. Входят послы. Кланяются князю Владимиру.
Послы (хором). Здравствуй князь-государь! Рады мы вернуться домой!
Князь Владимир. Здравствуйте, послы мои добрые! Хорошо ли съездили? Хорошие ли вести привезли?
Первый посол. Радостью полны сердца наши, князь!
Второй посол. Радость великую привезли мы тебе!
Князь Владимир. Говорите, говорите скорей.
Третий посол. Пришли мы, князь, к грекам, и по­вели они нас в храм свой большой, где служат они Богу!
Второй посол. И не знали мы, на небесах ли мы находимся или на земле! Сам Бог пребывает с ними, ког­да они там молятся.
Первый посол. Не можем забыть мы той красоты, что видели в храме Святой Софии, Премудрости Божией.
Третий посол. Когда вкусит человек сладкого, не захочет он есть горького. Нельзя нам теперь другой веры держаться.
Добрыня. Если бы христианская вера не была истин­ная, не приняла бы ее, князь, твоя бабушка, мудрая кня­гиня Ольга!
Князь Владимир (встает, выходит вперед и гово­рит торжественно). Чует, чует мое сердце, что нашли мы сокровище бесценное, веру истинную... Решился я, други, еду в греческую страну добывать веру православную для нашей Руси!

Внимание вопрос: 1. Каковы причины принятия христианства на Руси?
2. Какие события предшествовали принятию христианства?
3. Как и когда происходило Крещение Руси?
(Команды совещаются пару секунд и отвечают, чей ответ полнее, та  команда и получает 3 балла, а другая 1 бал, зрители могут дополнять).

Задание 7. 

Команды перед вами Древнерусские афоризмы.
Вам нужно объяснить их значение.
1-ой команде.  Копающий яму под ближним своим – упадет в нее.
Умение коня узнается на войне, а верный друг – в беде.
2-ой команде.  Не покидай старого друга, ведь новый не будет похож на него.
Следует дважды слушать, а один раз сказать.
(Ответы команд). Можно спросить, какие они знают аналогичные современные афоризмы.

Задание 8.

Сейчас я каждой команде раздаю вот по такому кроссворду.
Чья команда быстрее найдет ключевое слово, та и получит 3 балла, а другая один. (Приложение)

Пока команды решают кроссворд, я хочу обратить ваше внимание на эту выставку рисунков и докладов  на тему Древняя Русь. Парочку из этих лучших докладов я попрошу зачитать Затееву Татьяну и Анисимова Романа.

Наши команды готовы. Ну и какие же ключевые слова у вас получились………
(команды получают свои заслуженные баллы).

Наша познавательная игра подошла к концу и сейчас я с помощницей подведу итоги.
(подсчет баллов у команд и зрителей).
Задание классам. Составить кроссворды по  теме «Древняя Русь».