Вот уже несколько лет цель моей педагогической деятельности: “ Создание условий для умственной деятельности и активности учащихся при изучении математики”, которую свожу к решению следующих задач:
- обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей;
- поддерживать интерес к предмету через применение различных форм, методов и приемов обучения;
- создавать условия для взаимного общения.
Одним из важных структурных элементов процесса обучения является мотивация учения. Исследования показывают, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действительным является познавательный интерес. Поэтому на своих уроках стараюсь создать условия для проявления познавательной активности. Так как широта интересов в среднем возрасте может приводить к их разбросанности, то стараюсь сформировать устойчивый интерес. Я всегда говорю детям, начиная с пятого класса, что вся наша жизнь связана с математикой. Математика – красивейшая наука и красоты в ней не меньше, чем в искусстве. С точки зрения математики можно рассмотреть любой жизненный процесс. Любое уравнение можно обыграть в виде сказки, красивой истории. Именно с задач-шуток и начинаю развитие детского интереса к “сухой науке”. Проведя несколько уроков такого плана, вижу, как в глазах ребят “загораются искорки”. Также прошу учеников самим писать стихи, сказки, частушки, делать тематические рисунки. Дети откликаются. Учащихся старших классов приходится заинтересовывать тем, что объясняю, с какими профессиями связана математика.
В работе с детьми часто использую игровые технологии. Как известно, играть любят все дети, и включая в уроки игровые моменты, стараюсь заинтересовать предметом даже самых пассивных, самых равнодушных школьников, привлечь их внимание к, казалось бы, сухому и малоинтересному материалу. Да, действительно, значению игры в образовании и воспитании детей уделялось большое внимание в работах выдающихся педагогов прошлого и настоящего: Я.А. Каменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Они подчеркивали важность использования игры в учебном и трудовом процессах для активизации деятельности школьников, повышения их творческой инициативы.
Уроки с использованием игровых технологий, проводятся на одном дыхании и увлекают школьников. Так как в подростковом возрасте наблюдается обострение потребности: в создании своего собственного мира; в стремлении к взрослости; появление стихийных групповых игр, то, наряду, с уроками-сказками, уроками-путешествиями (и т.п.) в среднем, а больше всего старшем возрасте, провожу деловые игры, которые используются для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развитие творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В учебном процессе применяю различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые (в большей степени), деловой театр. Среди интеллектуально развивающих игр на поиск логических закономерностей использую загадки, кроссворды, ребусы, головоломки и т.д. Все это развивает мышление (анализ, синтез, сравнение, сопоставление) и по словам Ушинского доставляет уму ребенка полезные упражнения. Дети сами стараются составлять такого рода задания, что ценнее, т.к. здесь уже проявляется элемент творческой деятельности.
По мере возможности осуществляю связь с жизнью, а так же межпредметную связь (математика-биология, математика-география, математика-история, математика-физика, математика-труд) как на отдельном этапе урока, так и в виде нетрадиционных уроков.
Интегрируя уроки, я ставлю перед собой задачи: привлечь учащихся к миру искусства, окружающей жизни, развивать их творческие способности: воображение, образное мышление, эмоциональная отзывчивость, донести до них общечеловеческие ценности.
Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках может происходить на различных этапах урока и типах уроков. Практика работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:
- при проведении устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);
- при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами; мотивация введения нового понятия; моделирование);
- при проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);
- при решении задач обучающего характера (отработка определенных навыков и умений);
- при организации исследовательской деятельности учащихся;
- при интегрировании предметов естественно-математического цикла.
Использование элементов технологии проблемного обучения, позволяет повысить активность учащихся на уроке. Приемы создания проблемных ситуаций выбираю в зависимости от содержания изучаемого материала, возраста учащихся, уровня их развития. Учебную проблему ставлю на разных этапах урока: в начале, перед усвоением нового материала; в конце, при закреплении изученного; при проверке знаний. В ходе поиска ответа на вопрос учащихся проявляют активность и самостоятельность. Степень самостоятельности разная, от незначительной (когда мысленно следят за ходом решения проблемы), до высокой, когда учащиеся самостоятельно выдвигают и решают проблемы
Стараюсь заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитания и другие, необходимые для диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Учитывая индивидуальные способности учащихся, использую такие средства, как:
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления находить свой способ решения задачи; анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- cоздание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Увеличение удельного веса самостоятельной учебной работы школьников на уроке – первое условие достижения необходимого уровня знаний. Поэтому большую часть времени на уроке отвожу на самостоятельную работу, которая нередко проводится в парах. Не стоит доказывать, что даже работа в малых группах значительно повышает активность учащихся. Степень повышения активности в парах значительно выше. Кроме того, создаются условия для их естественного общения. Работа учащихся на моих уроках ведется в основном в статических парах. В такой паре сидящие за одной партой учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме “взаимоконтроль”. На мой взгляд, статическая пара является одним из эффективных механизмов, обеспечивающих регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и соответственно значительное повышение речевой и мыслительной активности каждого обучающегося. Каждый ученик получает возможность говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения, отвечать на вопросы и задавать их. Хочется отметить, что при самостоятельной работе учащиеся работают в разном темпе. Это зависит не только от степени подготовленности, но и от их индивидуальных физиологических особенностей. Чтобы преодолеть в процессе обучения неравенство, даю учащимся дифференцируемые задания. Распределяю их между учащимися на основе своей субъективной оценки, либо предоставляю школьникам самим сделать выбор, что создает в классе благоприятный климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно выполненного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудности, дает мощный импульс повышения познавательной активности. У учащихся, в том числе у слабых, появляется уверенность в своих силах. Они не чувствуют страха перед новыми задачами. Хочется заметить, что индивидуальная работа с учащимися исключительно плодотворна (анализ результатов работы показывает, что подавляющая часть учеников, с которыми велась такая работа, имеет прочные знания по предмету), так как, определив индивидуальные возможности школьника подбираю ему такую систему заданий, которая ему по силам и в тоже время требует не простого воспроизведения формулы или решения по запомнившемуся образцу, а работы со строго определенной для него долей творческой самостоятельности. Индивидуальную работу организовываю на всех этапах урока. Чаще всего ее использую при закреплении, повторении и организации различных упражнений. Фронтальная форма организации обучения так же незаменима на моих уроках. Она позволяет воспитывать в детях чувство коллективизма, научить рассуждать и находить ошибки в рассуждениях учеников. Такую форму организации урока применяю при изучении нового материала и закреплении. Наряду с индивидуальной и фронтальной формами организации урока использую групповую. Опыт показывает, что сильный ученик, помогающий слабому в группе, получает при этом не меньшую пользу, чем ученик слабый, поскольку его знания в максимальной степени актуализируются и закрепляются именно при объяснении своему товарищу. Иногда сильному ученику кажется, что он знает этот вопрос, но в процессе объяснения вскрываются “белые пятна”, которые он ликвидирует в ходе обсуждения. Таким образом, работа в группах полезна для всех членов группы.
Для того, чтобы научить каждого ребенка, реализовываю принцип многократного сквозного повторения пройденного и связываю полученные знания с ранее изученными. Так осуществляется сформулированный К.Д. Ушинским принцип развивающего повторения: “В каждый урок повторяю то, что выучено в прежние; в каждом классе перебирается то, что приобретено в прежних”.
В учебном процессе с помощью контроля устанавливаю, что и как учащиеся усваивают и каково их отношение к знаниям. Как можно больше заданий стараюсь перевести на взаимоконтроль и самоконтроль, так как это способствует развитию творчества самих учащихся, которые могут готовить собственные задания и их решение. Данный процесс осуществляю следующим образом:
Детализацию этого процесса с учетом специфики формирования самоконтроля при обучении математике провожу следующим образом:
При обучении самоконтролю особое внимание уделяю ознакомлению и овладению учащимися приемами проведения контролирующих действий:
- сверка с образцом (ответом);
- повторное решение задачи;
- решение обратной задачи;
- проверка полученных результатов по условию задачи;
- решение задачи различными способами;
- проверка на частном случае;
- испытание полученных результатов по косвенным параметрам.
Система моей работы на каждом уроке предусматривает развитие ребенка, его умственных способностей, ведь я прекрасно понимаю, что умственная работа – это прежде всего активное осмысление материала, ведь мышление включает в себя такие действия, как: установление отношений между новой информацией и известной; связь с личным опытом; оценивание и анализ полученных результатов. Для этого я предлагаю учащимся:
- задания, которые фактически нацеливают учащихся на поиск;
- задания, в которых сравнение чего-либо;
- интеллектуально развивающие игры;
- цепочные вычисления (устно);
- проблемные ситуации;
- упражнения с комментированием;
- логические задачи и т.д.
Всем известно, что внимание является началом всех начал умственного развития учащихся. В процессе обучения учитываю особенность внимания, которая связана с возрастными особенностями развития. На этапе обучения учащихся в основной школе (5 – 9 классы) речевыми инструкциями стараюсь управлять произвольным вниманием, поскольку такое управление для этого периода развития подростков наиболее эффективно. Для этого использую нестандартные формы подачи учебного материала (нестандартные уроки, ввожу игровые ситуации в учебный процесс, кроссворды, анаграммы, ребусы и т.д.). А также при изложении материала использую приемы управления внимания:
- прием неожиданности (в процессе изложения нового материала использую неожиданную для учеников, неизвестную им информацию, относящуюся к теме);
- прием “провокация” (в процессе изложения учебного материала вызываю у учащихся несогласие излагаемым содержанием для того, чтобы подготовить потом вывод);
- прием экспрессии (при изложении материала использую различные лексические средства выразительности: метафора, сравнение, интонация и громкость голоса, ритм речи и др.. Стараюсь, чтобы средство было таким, чтобы необходимый материал “бросался в глаза”);
- прием сопоставления “за” и “против” (в процессе изложения материала дается обзор аргументов и контраргументов. При этом не делаю окончательных выводов. Учащиеся сами формулируют вывод, и обосновывают его правильность);
- прием, связанный с предложением высказать свое мнение (при изложении материала и сформулированного по нему вывода, обращаюсь к учащимся с вопросами: “А правильно ли это?”, “А вы как считаете?” и т.п.);
- прием смысловой паузы (в процессе изложения материала, видя, что внимание рассеивается, могу сделать паузу длительностью 10 – 15 секунд. Такая пауза заостряет внимание на сказанных последних фразах, а главное, акцентрирует школьников на восприятие последующего за паузой материала).
Прекрасно понимаю, что качественное и возможно более полное запоминание учебной информации является обязательным условием эффективности обучения. Для этого в учебном процессе использую различные приемы фиксации материала в памяти:
- прием установки на длительность запоминания (делаю установку учащимся, что изученное сегодня буду спрашивать через неделю, через месяц, постоянно в течение года);
- прием установки на объем запоминания (делаю установку учащимся запомнить дословно, усвоить главное, уяснить смысл, иметь общее представление, принять к сведению);
- прием, сопровождающей деятельности при запоминании (процесс запоминания материала сопровождается его краткой записью);
- прием представления структуры изучаемого материала (при изучении нового материала пишу на доске план).
То, что ученики должны основательно запомнить по результатам занятия, даю в конце урока, а не после звонка.
Использование всего этого в педагогическом процессе значительно обогащает уроки, делая их более эмоциональными, а это положительно сказывается на знаниях и умениях учеников, а так же развивает мышление детей, их память и внимание.
Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья одного процесса. “Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается воспитываясь и обучаясь” (С.Л. Рубинштейн). Поэтому мои уроки носят не только обучающий и развивающий характеры, но и воспитывающий. В ходе групповых форм работы у детей воспитываю: товарищество, взаимопомощь, сопереживание. В ходе всевозможных состязаний – чувство соперничества. В ходе проведения нетрадиционных уроков или форм – бережное отношение к природе, экологическое мировоззрение, трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус и т.д. Как известно, общение – ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Воспитание у учащихся включаться в общение, чувствовать себя комфортно в новых, непривычных условиях не является целью обучения, но тем не менее, вносит важный вклад в общее воспитание и развитие учащихся. Вот почему при проведении многих занятий я отдаю предпочтение коллективному способу обучения. В результате формируются такие качества как коллективизм и ответственность в учебной работе.
Оценка знаний и умений имеет функцию поощрения и наказания, поэтому стараюсь, чтобы она была понятной, ясной для ученика, объективной и справедливой (использую поэтапное оценивание). При оценке знаний и умений отмечаю сильные и слабые стороны в ответах учащихся, в результатах практической деятельности. При этом учитываю индивидуальные особенности учащихся, такие, как робость, застенчивость, замедленность в мышлении, излишняя самоуверенность. На последнем этапе урока подвожу итоги работы:
- обсуждаю с детьми, что нового важного узнали на уроке, чему научились, что необходимо хорошо запомнить;
- провожу “первичный контроль” – проверяю как понято основное содержание урока (тест, с/р);
- готовлю учащихся (если это необходимо) к выполнению д/з.
Выставляю в журнал и дневники, заработанные детьми отметки, при этом проводим анализ:
- анализирует учащийся (взаимоанализ);
- анализирую сама;
- анализирует сам учащийся (самоанализ).
Итогом любой работы является результат. Применение ранней диагностики и контроля учебной деятельности показывают, что учащиеся владеют основными умениями и навыками по математике.