Убеждать в необходимости экологического образования подрастающего поколения в настоящее время никого не нужно. Оно очевидно. Учащиеся младшего школьного возраста проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры на уроках окружающего мира и внеклассных мероприятиях.
Преподавание окружающего мира в младших классах обладает рядом специфических особенностей и самой значительной из них является то, что, в общем, весьма “сухое”, научное знание, которое составляет ядро экологии, должно быть положено, скорее всего, на неподготовленную почву. Проблема заключается в том, что с одной стороны, в настоящее время существует необходимость формировать правильное экологическое мышление и поведение в более раннем возрасте, а с другой – специфика экологических знаний состоит в том, что эти знания базируются на системе знаний из биологии, химии, физики, геологии и многих других наук. Для того чтобы преодолеть трудности в обучении окружающему миру, в своей работе использую такие формы и методы преподавания, которые отвечают возрастным способностям детей, развивают познавательную активность учащихся. Это Обучение веду с использованием эффективных методов обучения: творческие дискуссии, связанные с обсуждением на доступном детям уровне экологических проблем и путей их решения; ролевые игры, нацеленные на овладение определенными правилами поведения в природе; интеллектуальные игры; пропаганда учащимся природоохранных знаний; решение экологических проблемных задач; экологические сказки; творческая и практическая деятельность учащихся; задания, ставящие ребенка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок), что позволяет превратить приобретение знаний во внутренне-мотивированный и радостный процесс обучения, вызывающий у ребенка интенсивное внутреннее побуждение к знаниям, напряженному и умственному труду. Это в конечном итоге приводит к качественным преобразованиям в педагогическом процессе.
Ведущий метод, используемый мною – моделирование: создание графических и динамических схем (моделей) и таблиц, отражающих те или иные явления. Моделирование помогает формировать у учащихся понятия об экологических связях. Метод моделирования предполагает значительную долю самостоятельности детей, таким образом, существенно активизируется их познавательная деятельность. Ребята приучаются мыслить символами, развивается логическое мышление, повышается работоспособность на уроке, развивается интерес к предмету. С помощью динамических моделей можно наглядно показать круговорот веществ в природе, продемонстрировать механизм регулирования численности животных с помощью их природных врагов, развивать представление о природном равновесии.
природное равновесие |
природное равновесие нарушено |
Использую на уроках динамические схемы, работа с которыми вызывает у ребят большой интерес. Схемы дают возможность изучить все многообразие признаков, создать образ предметов.
В схемах лучше использовать лаконичный рисунок, т.к. за словом дети не всегда видят образ. Схемы помогают создать систему основных понятий, рассмотреть их взаимосвязи, сформировать у младших школьников понятие “экологическое равновесие”.
Для того чтобы учащиеся лучше представили себе пищевые связи в природе, создаем с ребятами модели цепей питания. После составления, которых, обязательно ставится перед детьми экологическая проблема, типа:
- -Что произойдет, если люди уничтожат всех песцов?
- - Или, водоросли, мелкие ракообразные, рыба, тюлень, белый медведь?
- - Что будет, если в Арктике резко сократится численность белых медведей?
- - В результате интенсивного лова почти полностью уничтожены некоторые промысловые виды рыб. Как это может отразиться на природе Арктики?
В результате дети самостоятельно приходят к выводу, что все составные части окружающего мира взаимосвязаны, человек обязан предвидеть результаты своей деятельности, а в данном случае ограничить, а во многих случаях запретить охоту на животных, ограничить ловлю рыбы.
Решая экологические задачи, дети знакомятся с одним из основных законов экологии – “Все связано со всем”, раскрывающим всеобщую связь процессов и явлений в природе.
Любую загадку можно превратить в экологическую задачу, если учитель не ограничится только отгадыванием, а предложит детям ответить на более сложный вопрос, вытекающий из её содержания. Например, “Нам нужны иголки для шитья, а кому нужны иголки для житья?” Отсюда вытекающий вопрос: “Зачем ежу иголки? Какую роль они играют в его жизни?”
Экологические задачи не только стимулируют детскую любознательность, но и способствуют проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы, дают детям основы знаний и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира, активизируют внимание и мыслительную деятельность учащихся, настраивают их на работу, способствующую творчеству и инициативе, повышающую эмоциональный фон урока.
Для составления экологических задач можно использовать художественную литературу, например, рассказы и сказки В. Бианки, которые несут ту или иную информацию. Так сказка В.Бианки “Сова” сама по себе является экологической задачей. После её прочтения составляется следующая цепочка: Сова - мышь - шмель - клевер - корова - дед
и рассматривается связь между её компонентами. Если мы уберем сову (так, как это произошло в сказке), то кому от этого станет хорошо? А кто от этого пострадает? Ребята делают вывод: в природе все связано невидимыми нитями, которые, в конце концов, подходят к человеку и которые разрушает сам же человек, т.е. человек обязан предвидеть результаты своей деятельности.
Для того чтобы урок не носил однообразный характер проводятся практические работы. Например, при изучении темы “Про воду” предлагаю детям очистить перо птицы от нефти, но желаемого результата не получается. В результате дети понимают важность охраны воды, то, что животные не могут сами справиться с последствиями загрязнения водоемов и часто гибнут по вине человека.
Для лучшего усвоения правил поведения в природе использую знаки, содержащие выраженные в графической форме запреты и предписания, касающиеся тех или иных действий человека. Использование таких знаков приводит к тому, что дети сами доказывают, что хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению окружающей среды, гибели природных комплексов, а это в первую очередь вредит собственному здоровью человека.
Педагогическая задача знаков состоит в том, чтобы изучить с детьми нормы и правила поведения в природе, побуждать детей к фантазии и творчеству, вызывать у них желание вносить посильный вклад в природоохранительное воспитание населения.
Показывая детям опорные знаки, учителю необходимо спросить, что означает каждый знак и почему следует поступать, так или иначе. Дети получают задание придумать свои знаки, забавные подписи к ним.
Как пример привожу четверостишие к знаку, где ёжик с метлой:
Ёж пыхтит и морщится:
-Что я вам – уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту! (В.Е.Борейко.)
Предлагаю подумать над теми знаками, которые они не сразу поняли и ставлю перед ними проблему: “ А как можно было бы нарисовать этот знак иначе?”
Также для работы с знаками использую стихи разных авторов, в частности Г.Ладонникова, С.Михалкова, Б.Заходера и др. После прочтения стихотворения С.Михалкова “Прогулка”, задаю вопрос: “Какие правила поведения забыли и взрослые, и дети?” Можно назвать детям по два правила вежливости (одно верное, а другое нет), а дети выбирают то правило, которым они будут пользоваться.
Вызывают у детей интерес кроссворды, которые выполняют конкретную дидактическую задачу – способствуют лучшему усвоению материала, способствуют развитию мышления и расширения кругозора. После многократного разгадывания кроссвордов можно предложить детям составить их самим, для того чтобы отработать точность определения понятий.
Чтобы сделать урок природоведения интересным, эмоциональным, живым, постоянно опираюсь на знания детей. Детям всегда интересно говорить о том, что понятно, о чем они могут порассуждать. А почерпнуть знания дети могут не только из книг, но и из непосредственного общения с природой. Вот почему особое значение придаю экскурсиям. Именно здесь дети получают колоссальный материал. Экскурсии позволяют детям не только познать природу, но и расширить кругозор, активизировать внимание, развивают мышление.
Помимо экскурсий большую роль в воспитании бережного отношения к природе имеют походы. Найти уютный уголок, провести в нем целый день и оставить его в таком же состоянии - этому надо учить детей. Готовясь к походу, мы в классе говорим не только о том, как надо вести себя в лесу, но и почему. Почему нельзя шуметь, рвать цветы, ломать ветки, сорить. Обсуждаем, какие ветки и сучья можно использовать для костра, где и как можно его разжечь и т.д.
В походах и на экскурсиях дети знакомятся с объектами живой и неживой природы в естественном виде, в естественной обстановке, могут увидеть большие и маленькие раны природы (сломанные ветки, сгубленные деревья, грязные водоемы), а также могут практически помочь природе (подвязать веточки, посадить деревце, собрать корм для зимующих птиц, изготовить кормушку) и изготовить (нарисовать) природоохранные знаки.
На своих уроках провожу ролевые игры. Чтобы не повторять известных истин, подумаем о том, как и во что играть, чтобы развивать у детей экологическую культуру. Я специально не употребляю здесь термин “экологические игры”, так как уже укоренившиеся в литературе и педагогической практике представления о них связанно с вопросами задания “биологического” характера, рассчитано на усвоение детьми природоведческого материала. “Уроки в игровой форме” – вот, пожалуй, наиболее часто встречающийся сегодня вид “экологических игр”. Я занимаю принципиально иную позицию. Считаю, что технология воспитательного процесса должна существенно отличаться от форм и методов обучения детей, отражать самоценность воспитания, обеспечивать реализацию его специфических задач и возможностей в развитии экологической культуры личности.
“Игра – дело серьезное”. Игра в воспитательном процессе – это сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; играя, он выполняет вполне конкретную природоохранную работу; играя, он усваивает правила поведения в окружающей среде; играя, он становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду.
Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей ребенку бесконечное множество негативных примеров. Игра интересна, увлекательна, игра насыщенна образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти.
При многократном включении ролевых игр в урок даже пассивные дети начинают проявлять желание выступать в какой – либо роли. Чтобы участвовать в любой роли, надо хорошо знать её, то есть знать и уметь применять тот учебный материал, который используется в данной игре. Таким образом, ролевые игры полнее реализуют подготовку учащегося к практической деятельности, вырабатывают у них активную жизненную позицию.
Наиболее простым примером ролевой игры, не требующей сложной подготовки, является игра “Найди свое место”. В ней отрабатываются определения понятий “дерево”, “куст”, “травянистое растение”. Суть игры состоит в том, что каждый участник получает карточку с рисунком растения, а трое – карточки с названием одной из указанных жизненных форм. По команде учащиеся делятся на три группы, каждый участник называет себя. Остальные игроки следят, правильно ли он определил свою жизненную форму. В случае ошибки данный ученик выбывает из игры. Побеждает та команда, из которой выбыло наименьшее число игроков.
Игра может быть проведена как на уроке при закреплении или проверке знаний, так и во время экскурсии. В последнем случае роль карточки может выполнять отдельно взятый лист растения. В этом варианте игры решается дополнительная задача: знакомство с морфологией отдельных растений. Данная игра может проводиться при изучении тем, в которых требуется провести простейшую классификацию (живая – неживая природа, перелетные – неперелетные птицы, съедобные и ядовитые грибы и т.д.) Более сложные ролевые игры могут быть использованы при изучении тем экологического содержания (растения и животные луга, леса и пр.)
Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, в своей работе использую метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Тематика проектов может быть самая разнообразная. Например, проект "Пусть зима будет доброй!", цель которого - проведение ярмарки - распродажи кормушек для птиц, изготовленных младшими школьниками. Или, “Город моей мечты” который помогает младшим школьниками установить в ходе практической работы взаимосвязь всех компонентов экологической системы города, рассмотреть возможные варианты решения экологических проблем современного города.
Экологический проект "Новогодняя красавица" направлен на воспитание бережного отношения к лесным богатствам, убеждение учащихся в том, что не стоит рубить ели ради нескольких праздничных дней. В рамках этого проекта целесообразно провести выставку: "Как сохранить ель", выпустить листовки с призывом "Берегите ели", провести конкурс на оригинальную замену живой новогодней ели.
Проектная деятельность отличается от учебной своей практической направленностью, она завершается созданием творческих работ и обязательной презентацией результатов.
Подводя итог можно сделать следующий вывод: перед педагогами стоит важная задача: на уроках окружающего мира следует больше внимания уделять таким формам и методам обучения, которые активируют работу детей, способствуют развитию творчества и логического мышления, прививают интерес к овладению экологических и природоведческих знаний.