Исследование на уроках математики по теме "Диаграммы" (5–6-е классы)

Разделы: Математика


Подготовка к уроку:

  1. Плакат со словами: “…одна из важнейших задач математики – помощь другим наукам” Л. Морделл.
  2. В течение двух-трех недель измерять температуру воздуха в кабинете математики.
  3. Каждому ученику узнать свой рост.
  4. На урок принести рулетку.

Тема урока: Диаграммы.

Цели урока:

  • Образовательная: учить проводить исследования, учить строить диаграммы.
  • Воспитательная: развивать познавательный интерес, прививать осознание экологических проблем для здоровья человека.
  • Развивающая: повышать интерес к математике, показать связь математики с жизнью.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, кто из вас слышал такое выражение “Его нельзя купить за деньги”? Как вы думаете, о чем идет речь? О здоровье. Наше здоровье зависит от различных факторов. Ученые считают, что 20-25% всех воздействий на здоровье человека оказывают экологические факторы, 20% - биологические (т.е. наследственные), 10% - здравоохранение и 50-55% - образ жизни человека. Сегодня мы поговорим с вами об экологии рабочей среды. Ваша рабочая среда – это школа. Вы много времени проводите в ее стенах. Условия, в которых вы работаете на уроках, очень влияют на состояние вашего здоровья и даже на ваше настроение. Итак, сейчас нам предстоит исследовать нашу рабочую среду. В конце урока каждый из вас сможет построить диаграмму своих результатов.

II. Практическая работа.

Каждому ученику раздается таблица:

Показатели

По норме

Фактически

Соответствие в %

1

Площадь на 1 чел.

Не менее 2,5 кв.м

   

2

Объем воздуха на 1 чел.

Не менее 3,75 куб. м

   

3

Средняя температура воздуха

18? – 21? С

   

4

Естественное освещение

Не менее 0,25

   

5

Искусственное освещение

Не менее 40 Вт/кв.м

   

6

Проветриваемость

Не менее 0,02

   

7

Нормативные размеры столов и стульев

см. таблицу

   

8

Ширина прохода между рядами

60 – 75 см

   

9

Удаленность от классной доски

8,6 м

   

На доске изображена такая же таблица и таблица с нормативными показателями мебели:

Рост ученика, см

Высота стола, см

Высота стула, см

100 – 115

46

26

115 – 130

52

30

130 - 145

58

34

145 – 160

64

38

160 – 175

70

42

Свыше 175

76

46

Класс делится на группы. Каждая группа выполняет свои измерения и расчеты, находит процент соответствия с санитарными нормами и вписывает полученные данные в таблицу на доске.

1 группа измеряет длину, ширину, высоту кабинета в метрах, вычисляет площадь и объем, приходящиеся на одного ученика.

2 группа измеряет длину и высоту окон, высчитывает световой коэффициент естественного освещения по формуле СК = S окон / S помещения.

3 группа измеряет длину и ширину вентиляционных отверстий, высчитывает коэффициент аэрации по формуле КА = площадь вентиляционных отверстий / площадь помещения, с помощью которого определяется проветриваемость помещения.

4 группа измеряет ширину проходов между рядами и удаленность последней парты от классной доски, определяет искусственное освещение классной комнаты при помощи коэффициента, который вычисляется по формуле:

КИО = количество ламп х мощность / площадь помещения.

5 группа измеряет высоту столов и стульев, высчитывает среднюю температуру воздуха.

После того, как таблица на доске заполнена, каждый ученик заполняет свою таблицу. Процент соответствия мебели каждый считает для своего роста.

III. Обработка результатов.

Таким образом, мы получили результаты наших исследований, выраженные в процентах. По этим результатам построим диаграмму санитарной оценки классной комнаты.

Делаем выводы по полученной диаграмме, т.е. читаем диаграмму. Какие санитарно-гигиенические нормы выполняются, а какие – нет. Что мы можем сделать? (Проветривать помещение, следить за перегоревшими лампами, развести комнатные растения и ухаживать за ними и т.д.)

IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.