Урок ознакомления с окружающим миром по теме "Жизнь экосистемы". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема: Жизнь экосистемы.

Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тип знаний: закономерности.

Цели:

  • показать, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере, и что в экосистеме всегда идёт круговорот веществ;
  • развивать развитие речи, внимание, память, мышление;
  • развивать интеллектуальные и коммуникативные обще-учебные умения.

Оборудование: иллюстрации экосистемы, картинки изображающие живые организмы, карточки с названиями профессий, частями экосистемы, конверты с картинками живых организмов.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент

А сейчас проверь дружок.
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку 5.

На доске большая иллюстрация, с изображением природы (экосистемы) – Приложение 1.

ІІ. Актуализация и постановка проблемной ситуации

1. Блиц опрос:
– Какие оболочки земли вы знаете?
– В какой оболочке живут живые организмы?
– Какие профессии живых организмов вы знаете?

Постепенно вывешиваются названия профессий на иллюстрацию – Приложение 2.

– Приведите примеры, какие живые организмы относятся примеры к производителям, потребителям, разрушителями (на обратной стороне доски, картинки с изображением живых организмов)

2. Игра: «Рассели живые организмы»

(По рядам) дети расселяют организмы по их профессиям – Приложение 3.

– Где живут живые организмы – в экосистеме или биосфере? (Затруднение)
– Давайте послушаем диалог, который произошёл между Леной и Мишей.

Заранее подготовленные дети инсценируют диалог.

– Какое утверждение верно: биосфера – часть экосистемы или экосистема – часть биосферы.
– Значит тема урока …
Дети: Жизнь экосистемы.

Название темы вывешивается на доске – Приложение 8.

– Подумайте, без чего не могут жить все живые организмы?
– Что ещё нужно дописать?

На доску выставляются дополнительные карточки, на которых написано вода, воздух, горные породы, почва – Приложение 4.

– Теперь проверим, как вы разобрались, из чего состоит экосистема.

3. Работа в парах по карточкам (закрепление)

Задание: Отгадать и написать часть экосистемы по набору связанных с ней по смыслу слов.

Раздать по 1 карточке каждой паре – Приложение 5.

– Попробуйте отгадать часть экосистемы по набору связанных с ней по смыслу слов.
– Напишите название этой части.
– На какие группы можно разделить эти части экосистемы?
Дети: Живая и неживая природа

Вывешиваются карточки с названиями: живая и неживая природа – Приложение 6.

ІІІ. Совместное открытие новых знаний

Заслушивается второй диалог между ребятами. Заранее подготовленные дети инсценируют диалог.

– Часто животных и растения делят на полезных и вредных. Но на примере комаров, я думаю, вы убедились, что в природе нет ничего лишнего.

Работа по учебнику (в парах) стр. 41.

– Найдите главную мысль абзаца.
– О чём прочитали? (В экосистеме нет ничего лишнего, всё, что производится, полностью используется её обитателями.)
– Чем называют всех обитающих в экосистеме живых организмов разных «профессий»?
Дети: Сообществом – Приложение 7
– Что обозначает это слово?
Дети: Когда обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.

Физминутка

– Вы, наверное, устали?
– Да!
И поэтому все встали,
Дружно вытянули шеи
И, как гуси зашипели:
– Ш-ш-ш-ш.
Пошипели, помолчали
И, как зайцы, поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.

Работа по учебнику.

– Рассмотрим рисунок в учебнике (стр. 41). Что обозначают стрелки зелёного цвета?
Дети: Кто кем питается.
– Почему стрелки разного цвета?
– На перемещение, каких веществ они указывают?
Дети: З – показывают на перемещение органических веществ. К – показывает на направление от микробов к растениям минеральных веществ.
– Опишите это движение. (Дети описывают движение по иллюстрации)
– Как может это движение называться?
Дети: Цепь питания – Приложение 8.
– Цепочки из поедающих друг друга живых организмов называются – цепями питания.
В цепи питания передаются органические вещества.
– Посмотрите, кто необходим, чтобы цепь питания замкнулась?
Дети: Разрушители, мусорщики.
– Почему? Растения «едят» микробов?
Дети: Разрушители разрушают погибшие организмы, образуют минеральные вещества, которые используют растения.
– Давайте сделаем вывод, что же такое экосистема?
– Вам известны составные части экосистемы (показать на запись над иллюстрацией, где написано – живая и неживая природа).
– Продолжите предложение: Экосистема – это единство…
Дети: Живой и неживой природы.
– Что же происходит в экосистеме с веществами?
Дети: Вещества передаются, по кругу, происходит круговорот веществ.
– А кто поддерживает этот круговорот?
Дети: Круговорот поддерживают её обитатели.
– Значит экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором его обитатели разных «профессий» – поддерживают круговорот веществ.

ІV. Первичное закрепление. Работа в группах

Задание: Составить цепь питания

Группам раздаются конверты, в которых находятся изображения живых организмов – Приложение 9.

V. Итог

– Что нового узнали на уроке?
– Что такое экосистема?
Дети: Это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» совместными усилиями поддерживают круговорот
– Кто контролирует круговорот веществ в экосистеме?
Дети: Живые организмы разных профессий.

VI. Рефлексия

– Какое настроение было на уроке?
– С кем было приятно работать на уроке?
– Как оцениваете свою работу?

Выставление отметок.

VIІ. Домашнее задание: тетрадь – стр. 20 №5, учебник стр. 40 – 43.