Цели урока:
- Повторить знания о существенных признаках глагола.
- Развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять.
- Воспитывать любовь к природе.
Жанр урока: презентация.
Оборудование урока: диск с презентацией PowerPoint, компьютер, проектор, экран.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Он позвал вас на урок.
Все уже у вас в порядке :
И учебник, и тетрадки.
Вы настроились, готовы
Слушать следующий урок.
(Приложение. Слайд 1)
2. Запишите сегодняшнее число и “Классная работа”.
(Слайд 2)
3. Словарная работа.
- Посмотрите пожалуйста, к какой группе слов вы сможете отнести эти слова?
- Запишите их, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение.
- Давайте проверим, как вы написали.
(Слайд 3)
4. Введение в тему.
- Посмотрите внимательно, на какие группы можно разделить эти слова? (1 группа – существительное, 2 группа – глагол)
(Слайд 4, 5)
- Гореть – что это за слово?
(Слайд 6)
- Гореть – это глагол.
(Слайд 7)
- Глагол – это..? (Часть речи)
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Чем чаще всего бывает в предложении?
(Слайд 8)
(Звучит музыка, учитель читает стихотворение)
- О чем это стихотворение?
- Какое время года описал Тютчев?
- Какое сравнение Вам показалось особенным?
(Слайд 9)
- Найдите в тексте глаголы и назовите их.
Задайте вопросы к этим глаголам.
(Слайд 10)
- Какое это время?
- Какое время глагола отвечает на этот вопрос?
- А на этот вопрос?
- Кто догадался над какой темой урока мы будем работать?
(Слайд 11, 12)
5. Упражнение в правописании.
- Прочитайте и отгадайте эту загадку.
- А теперь выпишите все глаголы из нее и определите их время.
- Что для этого нужно сделать? (Та же работа с другими загадками)
(Слайд 13)
6. Работа над текстом с комментированием.
- Выпишите глаголы и определите их время.
(Слайд 14, 15, 16)
- Прочитайте глаголы?
- Какое это время?
- Поставьте их в прошедшее время. (Один ученик отвечает)
- Кто с ним согласен?
- А теперь поставьте в будущее время. (Один ученик отвечает)
- Проверим.. Кто согласен с этим ответом?
(Слайд 17)
- Еще раз прочитаем слова первого столбика “про себя”.
- Что еще о них вы сможете сказать? (Мужского рода)
- Давайте изменим на женский род. Прочитайте.
- А в 3 столбике – слова в будущем времени.
- Глагол какого времени вы изменяли? (Прошедшего)
- Что вы заметили? (Глагол единственного числа)
- Какое еще число может быть у глагола прошедшего времени?
- Обратите внимание на окончания.
- Какой вывод напрашивается?
(Слайд 18)
7. Вывод
Глаголы прошедшего времени бывает единственного числа и множественного числа. Единственное число имеет женский род, мужской род и средний род. Окончание у мужского рода – нулевое, у женского рода – а, у среднего – о.
(Слайд 19)
8. Самостоятельная работа.
(Слайд 20)
- Посмотрите на картинку. К ней даны слова. Давайте составим предложения.
(Например: Пригрело весеннее солнышко. Вся природа очнулась от зимнего сна. На деревьях появились нежные бутоны.)
- Каждый для себя определите уровень работы…
- Прочитайте задания по уровням.
- Теперь самостоятельно приступайте к выполнению работы.
9. Подведение итогов.
- О чем мы говорили сегодня?
(Слайд 21)
- Что такое глагол?
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Чем является в предложении?
- Какие время глаголов вы знаете?
- Что вы сможете сказать о глаголе прошедшего времени.
(Слайд 22)
10. Домашнее задание. Запишите.
На доске записаны столбики корней, от которых нужно образовать: 1-е – существительные, 2-е – прилагательные, 3-е – глаголы.
Пуст сказ
болт лет
сад ход
бег цвет
ночь груб
(Слайд 23). Музыкальное приложение к уроку находится у автора представленной работы.