Введение
“Ребенок учится тому, что видит у
себя в дому,
Родители – пример ему…”.
Из средневекового трактата
“Если родители постоянно заботятся о
полноценном эмоциональном равновесии в семье,
эмоциональная жизнь ребенка будет здоровой и у
него будет меньше
осложнений в жизни, особенно в годы отрочества и
юности”.
Росс Кэмпбелл
Стратегическая цель функционирования школьной психологической службы формулируется как создание и поддержание в образовательном учреждении и семье развивающей среды, способствующей максимально полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала каждого ребенка.
К семейной атмосфере, ее состоянию и перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни.
Воспитательный потенциал семьи – это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство исследователей связывают его с психологической атмосферой, морально-психологическим климатом семьи, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей. Часто причиной негативных эмоциональных состояний, которые испытывают родители по отношению к детям, является их воспитательная неуверенность, комплексы, которые они, в свою очередь, забрали у своих родителей, несформированность родительских чувств. Все это является причиной неудовлетворенности друг другом, как родителей, так и детей и в результате дает искаженный результат в формировании личности ребенка.
Таким образом, воспитание родителей на сегодняшний день – одна из важнейших задач в работе, стоящая перед педагогами и психологами, работающими в школе.
Важной задачей в работе с родителями является повышение их родительской компетентности, повышение их коммуникативной культуры, умения сотрудничать с детьми, находить с ними “общий язык”, развитие их родительских чувств. Одним из способов помочь детям и их родителям является психологическое просвещение родителей, обучение их навыкам сотрудничества с детьми, повышение их психолого-педагогической грамотности.
В МОУ “Лонгъюганская СОШ” Надымского района ЯНАО создана система психологической работы с родителями, где наряду с традиционными формами просвещения, такими как лекции, консультации, приоритетное значение придается
активным формам практической деятельности, которые помогают родителям в процессе работы над собой пересмотреть свой родительский стиль воспитания, свои ожидания по отношению к ребенку, отбросить ненужное, развить в себе необходимые для успешного воспитания своих детей практические навыки.
Для работы с родителями была составлена модифицированная программа тренинга “Уроки общения с ребенком”. В основу данного тренинга легли работы Ю.Б. Гиппенрейтер.
Автора интересовал вопрос: насколько данная практическая работа может реально положительно повлиять на психологический микроклимат семьи, улучшить психологическое состояние родителей и детей.
Данная работа является отражением наработанного практического опыта просветительской работы с родителями младших школьников по обучению их навыкам сотрудничества с детьми.
Основные этапы работы
Практическая работа с родителями по программе “Уроки общении с ребенком” проходила в течение 5 лет. Мониторинг положительной динамики в процессе работы с родителями по программе “Уроки общения с ребенком” включал в себя следующие этапы:
1. Вступительный этап. Сбор информации.
- Изучение анкет родителей и учащихся, анализ которых помог нарисовать общую картину психологического самочувствия ребенка в семье.
- Проведение мини-исследования межличностных отношений ребенка в семье, которое помогло собрать информацию для отслеживания закономерных связей влияния типа воспитания семьи на психологическое состояние ребенка, его социальный выбор. (методика Рене Жиля)
- Исследование типов семейного воспитания в семьях школьников 1–4-х классов (методика “АСВ”).
- Изучение психологической атмосферы семей школьников с точки зрения ребенка и родителя с помощью проективной методики “КРС”. Данная методика помогла выявить отношение ребенка (родителя) к членам своей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу, чувство неполноценности, враждебности, конфликтности рисующего, показывают, как он воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.
2. Основной этап.
Проведение тренинговой работы с родителями младших школьников по программе тренинга “Уроки общения с ребенком”.
3. Заключительный этап. Подведение итогов работы.
Проведение диагностической работы, цель которой отслеживание положительной динамики проведенной работы.
Методики: “АСВ”, “КРС”, “Несуществующее животное”, наблюдение.
Анализ результатов работы
Этап 1. Сбор информации.
В исследовании приняли участие:
- учащиеся 1–6-х классов - 93 чел.
- родители этих школьников - 82 чел.
1. Анализ анкет учащихся “Семья глазами ребенка”, позволил сделать следующие общие выводы:
- преобладающее большинство учащихся 1–4-х классов - 93,7% считают, что им живется семье хорошо и что они любимы родителями. Но, тем не менее, 7–11% учащихся сомневаются в любви к ним родителей, в первую очередь, со стороны отцов. Такое ощущение испытывают, в первую очередь, мальчишки.
- к сожалению, только 67% родителей умеют донести до ребенка свое положительное к нему отношение, “поднять его крылья”.
- в ответах детей прослеживается следующая динамика: чем меньше дети, тем чаще они поощряемы и наоборот. В недостатке поощрений признаются дети, воспитывающиеся в основном в семьях с типом воспитания “гипоопека”, “доминирующая гиперпротекция” или в семьях с типом “целенаправленное воспитание”, но в которых родители не могут уделить ребенку должного внимания по причине или неудобного графика работы (продавец), или изменения семейной ситуации (создания новой семьи, развода родителей)
- подобная динамика прослеживается и в ответах детей о наказаниях - чем меньше дети, тем больше им прощается со стороны родителей. В частоте наказаний признаются в основном дети, в семьях которых преобладает тип воспитания “доминирующая гиперпротекция”.
- основная роль в воспитании детей отводится маме, 68,8% детей признаются в том, что им в равной степени близки и мама и папа и только один ребенок предпочитает отца и то по причине резко отрицательного, авторитарного отношения в свой адрес со стороны матери.
2. Анализ влияния психологического микроклимата семьи на психологическое состояние ребенка, его социальный выбор.
Использование в работе с родителями и детьми таких диагностических методик как методики Рене Жиля, “АСВ”, “КРС” помогло отследить следующие результаты:
- в работах родителей и детей отмечается достаточно высокий уровень корреляции по симптомокомплексам: “тревожность”, “конфликтность” и “враждебность”, что означает наличие достаточно высокого уровня зависимости между психологическими состояниями родителей и детей, о выраженном влиянии психологического микроклимата родителей на эмоциональное состояние младших школьников.
- очень высокий уровень конфликтности семейной ситуации ощущают родители, в семьях которых преобладает тип воспитания “доминирующая и потворствующая гиперпротекция” (подтверждение факта, что авторитарность – это маска слабости!). Данный результат заставляет задуматься: “потворствование, отсутствие запретов, санкций не являются ли они следствием безразличия к ребенку, к его проблемам, заботам, чувствам; не являются ли они формой откупа от ребенка?!”
- выявлена тенденция: чем младше дети, тем большее родители используют более мягкие типы воспитания, такие как “целенаправленное воспитание” и “потворствующая гиперпротекция”.
- неблагоприятные типы воспитания в семье, такие как “доминирующая гиперпротекция”, “гипоопека” и “эмоциональное отвержение” негативным образом влияют на качественную сторону межличностных отношений детей, на стремление детей к уединению, к использованию в дальнейшем агрессивных форм поведения, которые возрастают пропорционально возрасту детей.
- го самыми неблагоприятными типами воспитания с точки зрения эмоциональных ощущений детей являются “гипоопека” и “эмоциональное отвержение”. Тип семейного воспитания “гипоопека” в основном преобладает в дисгармоничных семьях, прошедших через стадию разводов и находящихся в ситуации создания новой семьи.
- сравнительно низкие неблагоприятные результаты по симптомокомплексам, относящиеся к типу “целенаправленное воспитание” доказывают наибольшую благоприятность и целесообразность для полноценного формирования личности ребенка именного этого типа воспитания.
Этап 2. Проведение практической работы с родителями по программе тренинга “Уроки общения с ребенком”.
В практической тренинговой работе приняли участие 52 родителя младших школьников, с которыми работа шла в форме:
1. Тренинговые занятия (3 группы);
Режим работы:
Разновозрастная группа – 1 раз в неделю по 3 часа;
Одновозрастная группа – 2 раза в месяц.
2. Практикум в рамках родительского собрания (2 группы).
Режим работы - 1 раз в месяц.
Цель и задачи тренинга:
Психолого-педагогическое просвещение родителей; ликвидация причин неэффективного родительского отношения к детям; гуманизация взаимоотношений родителей и детей; повышение сензитивности к ребенку и его проблемам.
Задачи:
- Способствовать актуализации у родителей потребности в личностном росте через самопознание внутрисемейных стереотипов.
- Повышение самоценности родителей через развитие родительской компетентности.
- Освоение конструктивного арсенала средств общения с ребенком и отработка новой позиции общения с ним.
- Ориентация системы психологического взаимодействия на изменение межличностных отношений в семье.
- Разрушение внутрисемейных стереотипов, создание атмосферы благополучия.
- Научить родителей самостоятельно конструировать собственное поведение при взаимодействии с ребенком.
Принципы при проведении занятий:
- Принцип добровольного участия как во всех занятиях, так и в его отдельных упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своего родительского статуса в ходе работы группы.
- Принцип открытости. Участникам предоставляется полная информация о целях и способах проведениях тренинга.
- Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг к другу.
- Принцип самодиагностики, т.е. самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных значимых проблем.
- Принцип рефлексии как отражение каждым участником своих чувств, ощущение в связи с происходящими в группе событиями.
- Принцип закрепления материала на практике через выполнение домашних задания, которые даются сразу после каждого занятия.
Характеристика участников (%):
а) по полу:
отцы – 2–4%;
матери – 50–96%.
б) по возрасту:
25-30 лет – 23%;
31-39 лет – 56%;
40-50 лет – 21%.
в) по образованию:
среднее – 8%;
средне-специальное – 50%;
высшее – 42%.
г) по типу семьи:
полная семья – 75%;
неполная семья –15%;
семья, где один родитель неродной – 10%.
д) по типу воспитания:
“Целенаправл. воспитание” - 29–55,8%
“Доминирующая гиперпротекция” – 12–23%
“Потворств. гиперпротекция” – 9–17,3%
“Гипоопека” – 1–2%
“Эмоциональное отвержение” – 1–2%
С каждой группой прошло по 10 занятий.
Занятия-практикумы в рамках родительского собрания позволили охватить достаточно большое количество родителей. Родители с интересом, достаточно активно и внимательно воспринимали предлагаемый теоретический и практический материал.
Недостатки такой формы работы:
- ограниченность во времени;
- невозможность проработать весь предлагаемый материал в рамках одного собрания;
- не смотря на заранее объявляемую тему практикума, мотивационный настрой не отличался устойчивостью и активностью.
Наиболее удачной и целесообразной формой работы с родителями по обучению их навыкам сотрудничества с детьми являются тренинговые занятия. Участников такой работы характеризует мотивационный настрой на работу, который помогает проработке их личностных проблем, повышению родительской компетентности и личностному росту. Родители в процессе такой работы открыты, не стесняются поднимать для обсуждения актуальные для них темы.
Проработка всех предлагаемых заданий каждого занятия с обязательной рефлексией оценивалась родителями как очередное “маленькое открытие” своего “Я” как личности и как родителя.
По окончании курса занятий родителям и детям предлагалась повторная диагностическая работа, цель которой отследить наличие положительной динамики в эмоциональном состоянии как родителей, так и детей.
Этап 3. Заключительная диагностика. Отслеживание результата коррекционной работы.
Критерии отслеживания результата:
- уменьшение уровня тревожности, конфликтности семейной ситуации;
- изменение стиля взаимодействия родителей, микроклимата семьи.
Диагностические методики:
Родители: “АСВ”, “КРС”, наблюдение.
Дети: “КРС”, “Несуществующее животное”, наблюдение.
Диагностический мониторинг психологического статуса родителей и детей помог отследить наличие положительной динамики в эмоциональном состоянии детей и родителей, прошедших через систему тренинговых занятий:
- уменьшился уровень ощущения “тревожности и конфликтности семейной ситуации” и у родителей и детей на 30–40 %;
- повысился уровень “благоприятности семейной ситуации” у родителей на 33%, у детей на 18%;
- преодолено “чувство неполноценности” в семейной ситуации и у родителей и детей на 100%;
- 1\3 родителей почувствовали свою воспитательскую уверенность, свои силы, перспективы, возможности;
- улучшился психологический микроклимат семей;
- Положительные изменения в эмоционально-личностной сфере участников работы положительно отразились на эмоциональном состоянии детей: снизился уровень агрессивность детей на 10%, нормализовалась самооценка у 100% детей.
Анализ уровня динамики эмоционального состояния родителей и детей в процессе хода коррекционной работы с родителями в форме занятий-практикумов также отражает положительную динамику в психологическом статусе родителей и детей, хотя и более слабую. (Приложение-презентация)
Заключение
Психологическое просвещение родителей, повышение их родительской компетентности является актуальной и важной задачей в работе психологической службы. Несовершенство человеческих взаимоотношений в семье - основная причина, ведущая к появлению тех или иных трудностей в поведении здорового ребенка. Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями и отклонениями в поведении.
Проведенное данное мини-исследование помогло отследить наличие непосредственной связи между реальным психологическим микроклиматом семьи и эмоциональным состоянием родителей и детей в семье.
Стоит отметить, что наиболее действенной формой работы с родителями, помогающей переоценить и конструктивно изменить стиль воспитания в семье, улучшить эмоциональное состояние родителей и детей, являются тренинговые занятия (показатель уровня динамики коррекционного воздействия 40%).
Наиболее слабое коррекционное влияние отмечено на родителей, использующих в семье тип воспитания “доминирующая гиперпротекция”, что является свидетельством негибкости родителей, использующих этот стиль воспитания.
Использование в работе с родителями практических форм работы помогает сделать работу по психологическому просвещению, обучению родителей навыкам сотрудничества с детьми не только полезной, но и увлекательно-интересной. Тренинговые занятия, занятия-практикумы – формы работы с родителями, решающие психокоррекционные и психотерапевтические цели. Участие родителей в данных формах работы помогает им пересмотреть свой родительский статус, откорректировать свой стиль общения с детьми, что ведет к улучшению психологического микроклимата в семье и благоприятно отражается на эмоциональном самочувствии детей.
Полноценное формирование, становление личности невозможно без общения с позиции “равенства” и удовлетворения психологических потребностей и интересов, как детей, так и самих родителей. Чем раньше родители смогут пересмотреть свой стиль воспитания детей, тем больше выиграют и те и другие. Таким образом, проведение занятий тренинга “Уроки общения” с родителями младших школьников носит еще и профилактический характер: профилактика возможных проблем в общении с ребенком в подростковые годы.
Используемая литература
- Божович Л.И. “Личность и ее формирование в детском возрасте”, М.“Просвещение”, 1968 г.
- Гиппенрейтер Ю.Б. “Общаться с ребенком. Как?”, Москва, “Сфера”, 2001 г.
- Кэмпбелл Р. “Как любить ребенка”, Педагогический факультет, “Знание”, № 4, 1990 г.
- Ковалев С.В. “Психология современной семьи”, М. “Просвещение”, 1988 г.
- Помощь родителям в воспитании детей” под редакцией Пилиповского В.Я., М. “Прогресс”, 1992 г.
- Овчарова Р.В. “Психологическое сопровождение родительства”, М., Издательство Института Психотерапии, 2003 г.
- Рахматшаева В. “Грамматика общения”, Москва, “Семья и школа”, 1995 г.
- Сартран Г.Н. “Тренинг самостоятельности у детей”, М., “Генезис”, 2001 г.