Цели урока:
Образовательная: сформировать навык вычисления площади прямоугольного треугольника, познакомить с новой геометрической терминологией (катет, гипотенуза);
Развивающая: развитие логического мышления, коммуникативных навыков;
Воспитательная: стимулирование познавательной активности, формирование установки на сотрудничество;
Здоровьесберегающая: создать ситуацию успеха при освоении нового материала.
Тип урока: получение новых знаний.
Форма урока: групповое исследование.
Методы обучения:
- исследование (эксперимент);
- работа со схемой;
- практический метод;
- работа в группе;
- презентация результатов групповой работы.
Оборудование:
- клей ножницы, цветная бумага;
- карточки с фигурами, примерами;
- учебник Петерсон Л.Г. “Математика” 4-й класс, 1 часть;
- рабочие листы.
ХОД УРОКА
1. Мотивация.
На доске на карточках записаны примеры и нарисованы домики:
12*3 72:2 9*4 |
14*2 7*4 56:2 |
90:4 3*5 60:2 |
80:4 5*4 100:5 |
15*2 14:7 62*3 |
Учитель просит детей разместить карточки с примерами в нужный домик.
Лишние карточки убираются после того, как все домики “заселили”.
Затем карточки с примерами переворачиваются обратной стороной, и в каждом домике появляется новое задание: даны прямоугольные треугольники, необходимо найти их площадь.
Учитель предлагает детям отгадать и записать тему урока.
Дети читают свои предположения. На доска появляется тема “Площадь прямоугольного треугольника”.
Динамическая пауза
2. Исследование в группах.
Каждая группа получает рабочий лист-схему (Приложение 1). Работая по схеме, дети должны вывести формулу нахождения прямоугольного треугольника.
3. Представление результатов групповой работы. Рефлексия.
Каждая группа представляет свою работу. Дети приходят к выводам относительно формулы площади треугольника.
Для проверки полученных выводов учитель предлагает детям обратиться к тексту учебника (стр.94).
4. Применение.
Детям предлагается, использую найденную формулу, вычислить площадь треугольников на доске (“в домиках”). Каждая группа подсчитывает площадь своего треугольника. Запись ведется в тетради и на доске.
Группы осуществляют взаимопроверку выполненных заданий.
Динамическая пауза
5. Введение новой терминологии.
Чтобы сформулировать формулу площади прямоугольного треугольника с помощью слов, а не математических символов, необходимо познакомиться с названиями сторон прямоугольного треугольника. Учитель зачитывает детям стихотворения, а они подписывают названия соответствующих сторон у фигуры, приклеенной в тетради.
1. Гипотенуза я, особый элемент,
Длинней меня сторон здесь просто нет.
Меня найти не трудно, право слово,
Лежу напротив я угла прямого.
2. Мы два брата-стороны,
Катетами названы.
Болтаем мы о том, о сем,
Сходясь в вершине не углу прямом.
Дети подписывают катеты и гипотенузу в тетради. Показывают их на фигурах, изображенных на доске.
Учитель предлагает ребятам сформулировать формулу площади прямоугольного треугольника, используя новую терминологию: “Площадь прямоугольного треугольника равна произведению катетов, деленному пополам”.
6. Самостоятельная работа.
Группы получают задания, дифференцированные по уровню сложности. Требуется найти площадь составной фигуры (см. приложение 2).
7. Рефлексия, подведение итогов.
Группы рассказывают о способах нахождения площади фигуры в своем задании. Дети и учитель подводят итог урока, вспоминая, что нового удалось узнать. Оценка деятельности учащихся.
8. Домашнее задание. Стр. 95, № 5.