Тема: Обстоятельство. Закрепление.
Цель:
- Закрепить знания о второстепенном члене предложения – обстоятельстве.
- Формировать умение находить обстоятельство в предложении, определять, что оно обозначает и какой частью речи выражено, и употреблять обстоятельство в речи.
- Развивать речь устную и письменную, обогащать словарный запас, расширять объём внимания и памяти.
- Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий, товарищество и коллективизм, самооценку, самоконтроль, адекватное отношение к критике.
Оборудование: Компьютер, компьютерная презентация (находится у автора), разноуровневые карточки, схемы-опоры: “Разбор предложения”, “Части речи”, карточки для блиц-опроса, перфокарты “Оцени свою деятельность на уроке”.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
На вопросы: где? когда?
Как? откуда? и куда?
Обстоятельства всегда
Дадут ответы вам, да – да.
II. Сообщение темы урока. Постановка задач.
- Найдите лишнее слово:
прилагательное
существительное
обстоятельство
глагол
наречие
(Лишнее слово - обстоятельство)
- Тема урока “Обстоятельство. Закрепление”.
- Чего ждёте от сегодняшнего урока? Поставьте перед собою цель. (Высказывания детей)
- Закрепим знания о члене предложения – обстоятельстве, научимся находить его в предложении и употреблять в устной и письменной речи. От вас требуется предельное внимание, активная работа на уроке и, конечно же, безупречные знания. В конце урока у вас будет возможность оценить свою деятельность на уроке.
III. Актуализация знаний.
- Прежде, чем приступить к достижению целей, проверим теоретические знания по теме “Обстоятельство” и проведём блиц-опрос.
Задание. Если вы согласны с моим утверждением, то обведите цифру, обозначающую № вопроса, если нет, то зачеркните эту цифру.
1 | 4 |
2 | 5 |
3 | 6 |
- Обстоятельство – это часть речи.
- Обстоятельства места отвечают на вопросы: Где? Куда? Откуда?
- Обстоятельства времени отвечают на вопросы: Когда? До каких пор?
- Обстоятельство – это член предложения.
- Обстоятельство может быть выражено только наречием.
- Обстоятельства образа действия отвечают на вопросы: Как?
Рефлексия:
- Назовите правильные ответы.
- Кто допустил ошибки?
- Кто испытывал трудности при ответе на мои вопросы?
- Какие знания помогли справиться с заданием? (Дети рассказывают всё, что знают об обстоятельстве)
- Поставьте себе оценку.
IV. Работа в паре. Деление слов на группы.
- Прочитайте слова в воскресенье, наглухо, из чащи, певуче, зимой, без остановки, здесь, поздно, под солнцем.
- Что вы можете о них сказать? (Могут быть в предложении обстоятельством)
- На какие группы можно поделить эти слова? (Обстоятельства места, времени, образа действия)
- Работая в паре, запишите слова в три столбика, определите часть речи. При необходимости пользуйтесь памяткой.
Рефлексия:
Самопроверка с экрана, 3 тетради беру на проверку – 6 оценок – каждой паре.
- Кто выполнил работу без ошибок?
- Какие знания помогли вам справиться с заданием? (Знания о группах обстоятельств (называют), знания об имени существительном и о наречии)
- Поставьте себе оценку.
V. Выборочный диктант.
- Запишите под диктовку словосочетания, в которых есть
1 ряд – обст. места,
2 ряд – обст. времени,
3 ряд – обст. образа действия.
Виднелись на снегу, выпал в январе, пронизывал насквозь, выглянул в окно, продолжалась до вечера, кружатся легко, светит высоко, начнётся вскоре, падают медленно
- Составьте предложение с одним из словосочетаний.
Рефлексия:
- На какие вопросы отвечает обстоятельство места, времени, образа действия?
- Кто хочет прочитать своё предложение?
- Поменяйтесь тетрадями и оцените знания друг друга по теме “Обстоятельство” по ответам на экране.
- Кто получил оценку 5, 4, 3, 2?
VI. Работа над предложением. Самостоятельная работа по вариантам.
- Выполнить полный разбор предложения по членам и по частям речи, выписать словосочетания. При необходимости пользуйтесь памятками.
Лучи солнца весело играли на крышах домов.
С верхушки старого дерева быстро вспорхнула птица.
Рефлексия:
Индивидуальный опрос. Полный разбор появляется по ходу ответа детей на экране.
Ответ: В этом предложении говорится о лучах. Что? лучи, это подлежащее, подчёркиваем одной чертой, выражено существительным в им. падеже; лучи что делали? играли, это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом прош. вр.; лучи чего? солнца, это дополнение, подчёркиваем пунктирной линией, выражено сущ. в род. падеже; играли как? весело, это обстоятельство образа действия, подчёркиваем точкой-тире, выражено наречием; играли где? на крышах, это обстоятельство места, выражено существительным с предлогом в предл. падеже; на крышах чего? домов, это дополнение, выражено существительным в род. падеже. Словосочетания: лучи чего? солнца, играли как? весело, играли где? на крышах, на крышах чего? домов. (Второе предложение – аналогично) лучи чего?, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом прош.вм в им.
Учитель: У кого будут замечания? Кто допустил ошибки? Поставьте себе оценку.
VII. Творческая работа. Коллективно-индивидуальная работа по картине “Зимний лес”.
- Напишите как можно больше слов по картине, которые будут являться в предложении обстоятельством, или словосочетания, в которых есть обстоятельства. У детей разноуровневые карточки с заданиями.
Разноуровневые карточкиКарточка №1
Напиши как можно больше слов по картине, которые будут являться в предложении обстоятельствами, или словосочетания, в которых есть обстоятельства.
……………………………………………………………………………….
Если не можешь справиться с заданием, смотри карточку № 2.
Карточка № 2
Назови слова или словосочетания, которые подходят к данной картине, отвечающие на вопросы:
Где? Куда? Откуда?
Когда? Как долго? До каких пор?
Как? Каким образом?
и являющиеся в предложении обстоятельством.
…………………………………………………………………………………
Если не можешь справиться с заданием, смотри карточку № 3.
Карточка № 3
Выпиши только те слова и словосочетания, которые подходят к данной картине и отвечают на вопросы:
Где? Куда? Откуда?
Когда? Как долго? До каких пор?
Как? Каким образом?
и являются в предложении обстоятельством: зимой, кругом, всё сверкает, везде, на деревьях, на холмах, вдалеке, на снегу, здесь, прозрачно, высоко в небе, низко, однажды, на поляне, в лесу, на верхушках, вдалеке, вблизи.
Рефлексия:
1) Аукцион “Кто больше?”. Кто назовёт последнее слово, тот и выиграл.
2) Подчеркните, на ваш взгляд, самое точное, самое красивое слово или словосочетание.
3) Составьте с одним из них предложение, запишите его на полоске бумаги, а потом все вместе, соединив эти предложения, постараемся составить рассказ – описание зимнего леса.
Рефлексия:
Прослушать составленные предложения, составить последовательный, связный рассказ, прочитать.
Вот, что у нас получилось:
На холмах выстроились стройные ели.
Они стоят как часовые.
Снег на деревьях повис клоками.
Маленькие ёлочки скрылись под снегом.
На поляне видны следы зверей.
Здесь пробежал зайчик.
Здесь проскакала ворона.
Воздух прозрачен и чист.
Высоко в небе светит яркое солнце.
В зимнем лесу очень красиво.
VIII. Домашнее задание творческого характера, дифференцированное.
- Используя опорные слова, свои наблюдения, жизненный опыт, напишите мини-сочинение “Почему я люблю или не люблю зиму”, или выполните упражнение 247 из учебника о разных временах года. (Русский язык, А.В. Полякова, 4-й класс)
IX. Итог урока.
1) Какую пользу принёс вам этот урок? Достигли ли вы своей цели?
2) Оцени свою работу на уроке знаком +. (У детей перфокаты с записанными словами)
внимательно слушал
активно работал
рассуждал
правильно отвечал
проявлял старание
красиво писал
усвоил тему урока
3) Кто получил 4 плюса и меньше? 5, 6, 7
4) А теперь найдите среднее арифметическое своих оценок, полученных в течение урока, и проверьте, подтвердилась ли ваша самооценка.
5) Кто на уроке работал на пять, четыре, три?