Урок математики с использованием ИКТ по теме "Параллельность прямых"

Разделы: Начальная школа


Цель: Научить строить параллельные прямые.

Задачи:

  • познакомить детей с понятием “параллельные прямые”;
  • обучить строить параллельные прямые с помощью угольника и линейки;
  • развивать логическое мышление, воспитывать самостоятельность, взаимопомощь и взаимовыручку.

Оборудование:

  • проектор, компьютер, экран.
  • учебник (Рудницкая В. Н., Юдачева Т.В.), тетради.
  • линейка, угольник, карандаш, ручка, нитки для демонстрации параллельных прямых.

ХОД УРОКА

I .Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок, начинается урок.

II. Математический диктант.

1. Найдите произведение чисел 6 и 8. (48)

2. Уменьшите 27 на 7. (20)

3. Увеличте 5 в 7 раз. (35)

4. Найдите частное чисел 15 и 3. (5)

5. 28 умножить на 10. (280)

6. 800 разделить на 100. (8)

7. Маме 29 лет, а дочери на 20 лет меньше. Сколько лет дочери? (9)

8. 20 кг яблок разложили поровну в 4 ящика. Сколько кг яблок в каждом ящике? (5)

9. В одной коробке 10 конфет. Сколько конфет в 6 таких коробках? (60)

Поменяйтесь тетрадями. Выполните проверку, сверив ответы с доской. Поставьте оценку. (Слайд 1)

III. Актуализация опорных знаний.

- Посмотрите на экран. (Слайд 2)

- Что изображено на экране? (Геометрические фигуры)

- Назовите их. (Треугольник, пятиугольник., ромб, прямоугольник, прямая, перпендикулярные прямые) (Слайд 3)

- Разбейте эти фигуры на две группы. (Многоугольники и прямые)

- Назовите фигуры первой группы. (Треуольник, прямоугольник, пятиугольник, ромб)

- Посмотрите на экран. Что можете сказать о фигуре АВ? (Это прямая)

- Докажите. (У неё нет ни начала ни конца) (Слайд 4)

- Что можете сказать о прямых КМ и СД? (Они перпендикулярны)

- Что значит перпендикулярны? (Пресекаются под прямым углом)

- Окажите, используя угольник.

IV. Объяснение нового материала.

- Посмотрите на экран. Что можете сказать о прямых АВ и СД? (Они не пересекаются) (Слайд 5)

- Как вы думаете, если мы продолжим эти прямые. Они пересекутся или нет?

- А как это проверить?

- Представьте, что синяя нить – прямая АВ, а красная нить – прямая СД. Протянем нити на всю длину класса.

Практическая работа.

- Сделайте вывод. (Прямые АВ и СД не пересекаются)

- Ребята, кто из вас знает, как называются прямые, которые не пересекаются? (Ответы детей)

Вывод: Прямые, которые не пересекаются, называются параллельными и обозначаются так АВ¦СД.

- Откройте учебники на стр. 122, рассмотрите рисунок.

- Пересекутся ли железнодорожные рельсы, по которым едет поезд? (Нет)

- А электрические провода? (Нет)

- Как можно назвать электрические провода и железнодорожные рельсы? (Параллельные прямые)

- Почему? (Прямые, которые не пересекаются, называются параллельными)

-  № 504.

V. Физминутка.

VI. Работа по теме урока.

- Сегодня на уроке мы будем учиться строить параллельные прямые с помощью угольника и линейки. Нам помогут Волк и Заяц.

- Рассмотрите рис.1.

- Что сделал Волк? (Построил прямую с помощью угольника)

- Посмотрите на рис. 2.

- Что сделал Заяц? (Приложил линейку к угольнику)

- Посмотрите на рис. 3.

- Что делает Заяц? (Держит линейку)

- Что делает Волк? (Двигает угольник вниз по линейке и проводит прямые)

- Эти прямые параллельны прямой, построенной Волком сначала? (Да, тат как они не пересекаются)

- Назовите по порядку все этапы построения параллельных прямых.

  1. Построить прямую с помощью угольника.
  2. Приложить линейку к угольнику, образуя прямой угол.
  3. Двигаем угольник вниз по линейке и проводим параллельные прямые.

- Попробуйте построить параллельные прямые самостоятельно. Работаем в парах. (Слайд 6, 7, 8.)

- Договоритесь, кто из вас будет работать с угольником, а кто с линейкой.

VII. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа.

№ 505.

VIII. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Когда мы называем прямые параллельными?