Цель: Научить строить параллельные прямые.
Задачи:
- познакомить детей с понятием “параллельные прямые”;
- обучить строить параллельные прямые с помощью угольника и линейки;
- развивать логическое мышление, воспитывать самостоятельность, взаимопомощь и взаимовыручку.
Оборудование:
- проектор, компьютер, экран.
- учебник (Рудницкая В. Н., Юдачева Т.В.), тетради.
- линейка, угольник, карандаш, ручка, нитки для демонстрации параллельных прямых.
ХОД УРОКА
I .Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок, начинается урок.
II. Математический диктант.
1. Найдите произведение чисел 6 и 8. (48)
2. Уменьшите 27 на 7. (20)
3. Увеличте 5 в 7 раз. (35)
4. Найдите частное чисел 15 и 3. (5)
5. 28 умножить на 10. (280)
6. 800 разделить на 100. (8)
7. Маме 29 лет, а дочери на 20 лет меньше. Сколько лет дочери? (9)
8. 20 кг яблок разложили поровну в 4 ящика. Сколько кг яблок в каждом ящике? (5)
9. В одной коробке 10 конфет. Сколько конфет в 6 таких коробках? (60)
Поменяйтесь тетрадями. Выполните проверку, сверив ответы с доской. Поставьте оценку. (Слайд 1)
III. Актуализация опорных знаний.
- Посмотрите на экран. (Слайд 2)
- Что изображено на экране? (Геометрические фигуры)
- Назовите их. (Треугольник, пятиугольник., ромб, прямоугольник, прямая, перпендикулярные прямые) (Слайд 3)
- Разбейте эти фигуры на две группы. (Многоугольники и прямые)
- Назовите фигуры первой группы. (Треуольник, прямоугольник, пятиугольник, ромб)
- Посмотрите на экран. Что можете сказать о фигуре АВ? (Это прямая)
- Докажите. (У неё нет ни начала ни конца) (Слайд 4)
- Что можете сказать о прямых КМ и СД? (Они перпендикулярны)
- Что значит перпендикулярны? (Пресекаются под прямым углом)
- Окажите, используя угольник.
IV. Объяснение нового материала.
- Посмотрите на экран. Что можете сказать о прямых АВ и СД? (Они не пересекаются) (Слайд 5)
- Как вы думаете, если мы продолжим эти прямые. Они пересекутся или нет?
- А как это проверить?
- Представьте, что синяя нить – прямая АВ, а красная нить – прямая СД. Протянем нити на всю длину класса.
Практическая работа.
- Сделайте вывод. (Прямые АВ и СД не пересекаются)
- Ребята, кто из вас знает, как называются прямые, которые не пересекаются? (Ответы детей)
Вывод: Прямые, которые не пересекаются, называются параллельными и обозначаются так АВ¦СД.
- Откройте учебники на стр. 122, рассмотрите рисунок.
- Пересекутся ли железнодорожные рельсы, по которым едет поезд? (Нет)
- А электрические провода? (Нет)
- Как можно назвать электрические провода и железнодорожные рельсы? (Параллельные прямые)
- Почему? (Прямые, которые не пересекаются, называются параллельными)
- № 504.
V. Физминутка.
VI. Работа по теме урока.
- Сегодня на уроке мы будем учиться строить параллельные прямые с помощью угольника и линейки. Нам помогут Волк и Заяц.
- Рассмотрите рис.1.
- Что сделал Волк? (Построил прямую с помощью угольника)
- Посмотрите на рис. 2.
- Что сделал Заяц? (Приложил линейку к угольнику)
- Посмотрите на рис. 3.
- Что делает Заяц? (Держит линейку)
- Что делает Волк? (Двигает угольник вниз по линейке и проводит прямые)
- Эти прямые параллельны прямой, построенной Волком сначала? (Да, тат как они не пересекаются)
- Назовите по порядку все этапы построения параллельных прямых.
- Построить прямую с помощью угольника.
- Приложить линейку к угольнику, образуя прямой угол.
- Двигаем угольник вниз по линейке и проводим параллельные прямые.
- Попробуйте построить параллельные прямые самостоятельно. Работаем в парах. (Слайд 6, 7, 8.)
- Договоритесь, кто из вас будет работать с угольником, а кто с линейкой.
VII. Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа.
№ 505.
VIII. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Когда мы называем прямые параллельными?