Урок математики "Закрепление пройденного материала в конце года". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: закрепить ранее полученные знания и умения учащихся.

Задачи урока.

Дидактические:

  1. Продолжить работу по отработке вычислительных навыков, умение решать задачи на движение, сложные выражения и уравнения.
  2. Закреплять умение сравнивать величины, работать с геометрическим материалом.

Развивающие:

  1. Развивать внимание, память, логическое мышление, математическую речь учащихся.
  2. Способствовать развитию познавательных процессов.
  3. Развивать самостоятельность школьников в преодолевании трудности в учении.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию интереса к предмету.
  2. Воспитывать аккуратность, коммуникабельность, взаимопомощь.

Дидактические средства и материалы.

Для учителя:

  • учебник “Математика” 4-й класс;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • презентация урока (Приложение 1).

Для учащихся:

  • учебник “Математика” 4-й класс;
  • тетрадь;
  • сигналы обратной связи;
  • индивидуальные карточки по теме “Величины”;
  • карточки;
  • циркуль;
  • линейка;
  • карандаш.

Структура и основные этапы урока.

1. Организационный момент. 1 мин.

2. Целеполаганиеи мотивация. 1 мин.

3. Актуализация знаний(устный счет). 10 мин.

4. Закрепление изученного материала 22мин.

5. Релаксация (Физкультминутка). 3 мин.

6. Итог урока. 3 мин.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Психолого-педагогический комментарий
Организационный момент.

Проверка готовности к уроку (визуальная)

Эмоциональный настрой

2 слайд

Девиз произносим хором.

“Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Это математика!

Мобилизую внимание учащихся. Создаю положительный эмоциональный настрой на работу.

Развиваю навыки рациональной органи-зации труда

Целеполагание и мотивация.

- Урок, ребята, очень важный.

Сегодня на уроке, мы отправимся в путешествие по стране “Математика”. Вспомним все, что изучили за 4 год в начальной школе. Для чего нам это нужно?

- Обратите внимание на карту этой страны. Вы видите, как она красива и сколько на ней различных городов “Смекалка”, Математических выражений”, побываем на реке “Отдыхай-ка”.как вы думаете, чем мы займемся на уроке?

3 слайд

Размышляют.

Ставят цели урока.

Высказывание детей по проблемному вопросу.

Раскрываю значимость предстоящей работы.

Мотивирыю на активную познавательную деятельность.

Включаю частично-поисковый метод.

Актуализация знаний.

- А путешествие начнем из города “Смекалка”, здесь мы проявим сообразительность и внимательность.

1. Самолет со 100 пассажирами на борту, летел со скоростью 700 км/ч. С какой скоростью летел каждый из пассажиров?

2. 87432: 2 х (77- 77) х (456-56:2)= 200

4 слайд

ВЕРНА ЛИ ЗАПИСЬ.

(Нет, так как один из множителей равен нулю)

3. В 20 столетии был такой год, что если его записать цифрами

4. На листе бумаги, а затем этот лист, перевернуть вверх ногами то число на бумаге покажет тот же самый год.

1961

5 слайд

4. 709 / 7 / 153

499 / 11/ 218

568 / ? / 312

6-7 слайд

5. Возраст Мишиного дедушки можно узнать, если из наибольшего двузначного числа вычесть 90, результат увеличить в три раза и прибавить 73.

8 слайд

6. Посмотрите на чертеж и скажите здесь какие фигуры изображены?

9-10 слайд

Молодцы, ребята. Вот немного и размялись, а математика не только строгая наука, но и благодарная. На нашей дорожке распустился красивый цветок, потому что вы быстро, правильно справились с предложенной работой этого математического города.

Посмотрите, что у нас дальше по карте.

Город “Математических выражений”.

Одному всегда путешествовать скучно, а вдвоем интересно. Следующее задание выполняем в парах.

Перед вами три математических выражения, вы выберите то выражение, которое вам по силам.

25 х (364+242)=

329- (3682+3862):23=1

(703х45+365):80-198=202

11-12слайд

Ребята, кто выбрал первое выражение - поднимите руку

Второе -

Третье -

Молодцы, очень хорошо.

У города “Математических выражений” тоже распустилась красивая ромашка за вашу прекрасную работу.

А мы на месте не стоим, дальше бежим.

7. И нас встречает город “Задач”.

Прежде чем приступить к выполнению задания из этого города, давайте вспомним, с какими типами задач мы с вами познакомились в 4-м классе.

Молодцы, ребята. Вам сейчас предстоит определить тип задачи и конечно решить её.

Открываем учебник страницу 70 № 362.

1. Анализ задачи, составление чертежа.

15 слайд

2. Решение задачи другим способом по вариантам

3. Самостоятельная работа по вариантам.

4. Проверка по ключу.

16-17 слайд

Поднимите сигнальные карточки у кого все верно. Молодцы. А у нас уже появилась следующая ромашка за хорошую работу.

5. А впереди на нашем пути речка с необыкновенным названием “Отдыхай-ка” - значит пришло время отдохнуть и послушать шум воды.

18 слайд

(Звучит музыка)

    Реснички опускаются
    Глазки закрываются
    Мы спокойно отдыхаем
    Сном волшебным засыпаем
    Дышится легко, ровно и глубоко
    Наши руки отдыхают
    Ноги тоже отдыхают
    Отдыхают, засыпают
    Шея не напряжена
    И расслаблена
    Губы чуть приоткрываются
    Все чудесно расслабляется
    Дышим легко, ровно, глубоко
    Мы спокойно отдыхали
    Сном волшебным засыпали
    Хорошо нам отдыхать
    Но пора уже вставать
    Крепче кулачки сжимаем
    Их повыше поднимаем
    Потянуться, улыбнуться
    Всем открыть глаза
    Проснуться

6. Отдохнули, а теперь посмотрите на карту, нам нужно покорить необычные горы “Величин”. У каждого из Вас карточка.

1 вариант

3678см. * 36м 78см.

7м * 7000см.

5га * 60 а.

32т. 762кг. * 400ц.

2 вариант.

5км. * 50000а.

6ц. 25кг. * 620000гр.

7800см. * 800дм.

6га. * 50 а.

Поменялись карточками. Проверка по ключу.

19-20 слайд

Покажите сигнал у кого все верно. Молодцы.

7. А теперь нам главное сосредоточится, на нашем пути долина “Уравнений”.

А здесь нам предстоит работа в группах. Решите 3 уравнения. Найдите закономерность. Используя эту закономерность найдите корень 4 уравнения.

21 слайд

1. Х х40 =185 - 25

2. 395-х=15х25

3. х:100= 1395 - 1394

корни 4, 20, 100 каждое следующее число увеличивается в 5раз, значит корень 4 уравнения = 500 сделаем проверку

750- 500 :5 + 600 =700 х 2 - 150

1250 = 1250

значит, корень найден, верно.

Молодцы ребята с этим заданием тоже справились быстро и верно. И в этой безжизненной долине распустилась ромашка.

22 слайд

8. Продожаем наш путь последняя остановка это “Великие геометрические Озера”

Здесь нам понадобится линейка, карандаш и циркуль

Начертите окружность с радиусом 2 см., впишите эту окружность в квадрат, так чтобы стороны квадрата касались окружности.

Найдите его площадь.

(Если окружность касается сторон квадрата, значит, одна из сторон равна диаметру окружности, т.е. 4 см., у квадрата все стороны равны, значит, площадь равна 4х4= 16см. )

23-24 слайд

Молодцы, ребята, быстро прошло наше путешествие. Посмотрите сколько цветов распустилось. А что внутри?

(На обратной стороне у каждого цветка слог)

Счаст-ли-во-го пу-ти

25 слайд

Ребята, почему нам желают “счастливого пути”, если наше путешествие подошло к концу.

(Нам желают счастливого пути по “Стране Математика”, т.к. эта страна очень большая, еще очень много всего интересного встретится нам впереди.)

- Правильно. А для чего нам вообще идти дальше, изучать математику. Пригодится ли она в жизни? Где мы встречаем знания математики?

26-30 слайд

- Что самое интересное было на уроке?

- Самое трудное?

- Самое важное?

Спасибо за урок.

Логически рассуждают.

Отвечают.

Определяют закономерность (13, из суммы цифр слева вычесть сумму цифр справа).

Вычисляют. 100 лет

14 треугольников

Работают в парах самостоятельно.

Выбирают по своим возможностям. Работают самостоятельно.

Проверяют.

Вспоминают типы задач на движение.

- простые задачи на движение

- задачи на встречное движение

- задачи на движение в одном направлении

- задачи на противоположное движение

- задачи на пропорциональное деление

- задачи на нахождение неизвестного по двум разностям

Активно участвуют в анали-зе и синтезе задачи.

Доказывают правильность решения.

Решение задачи у доски.

Решение задач самостоятельно.

Поднимают сигналы.

Слушают музыку.

Выполняют движения под музыку.

Решают по вариантам.

Взаимопроверка.

Взаимооценка.

Взаимооценка.

Поднимают сигналы обратной связи.

Работают в группах. Находят закономерность.

Выполняют проверку.

Высказывают своё мнение.

Обобщают.

Развиваю учебную деятельность, мотивирую детей на работу с устными вычислениями.

Развиваю операционный компонент учебной деятельности память, логическое мышление, наблюдательность.

Развиваю навыки устного счета.

Развиваю объем внимания детей.

Мотивирую.

Развиваю коммуникабельные навыки.

Совершенствование Вычислительных навыков.

Дифференцированная работа по степени сложности. Учу адекватной самооценке.

Создаю ситуацию успеха.

Учу выделять данные и искомые, устанавливать связь между величинами: скорость, время, расстояние.

Использую обратную связь.

Релаксация.

Воспитываю коммуникативные отношения.

Развиваю регулирующий компонент учебной деятельности

- взаимоконтроль.

Мотивация.

Учу мыслить. Использую частично-поисковый метод.

Даю возможность высказать свою точку зрения.

Развиваю внимание детей.

Создаю ситуацию успеха.

Нацеливаю на поисковую деятельность.

Учу анализировать проделанную работу, делать прогноз.

Самоанализ урока

Данный урок третий по теме “ Повторение пройденного материала”.

Урок закрепления и систематизации знаний. При планировании учтены уровень знаний подготовленности класса в целом и индивидуальные особенности учащихся.

Считаю, что урок является обучающим, развивающим, воспитывающим. Структура урока, содержание, применение различных методов и приёмов, форм работы смена одного вида деятельности другим отвечают поставленным задачам и способствуют закреплению, повторению и систематизации знаний, повышению уровня развития познавательной мотивации.

На уроке развивается:

  • умственная активность ребят,
  • речь учащихся;
  • общеинтеллектуальные умения и навыки (приёмы анализа, синтеза классификации, сравнения обобщения);
  • общеучебные умения и навыки (умение решать поставленную задачу, умение работать с книгой, умение работать самостоятельно, умение слушать учителя и одноклассников);
  • психофизические функции (внимание, память, мышление, воображение).

Исходя из разноуровневой модели класса на уроке, использована дифференциация по степени сложности, по характеру помощи со стороны учителя при отработке умения решать текстовые задачи на движение. Тем самым дети чувствуют себя на уроке спокойно, уверенно, с интересом приступают к выполнению заданий.

После выполнения каждого задания идет самопроверка и самоконтроль с использованием компьютера и средств обратной связи.

Для привлечения внимания использовала яркую наглядность, мультимедийную презентацию, применяла высокий темп урока и смену видов деятельности.

Положительные результаты урока обеспечили:

  • смена одного вида деятельности другим (устная, письменная, самостоятельная работа);
  • использование различных форм работы (индивидуальная, фронтальная работа, групповая и работа в парах);
  • методы ведения урока, способствующие продуктивной деятельности учащихся;
  • рациональное распределение времени на уроке;
  • оборудование урока;
  • соблюдение гигиенических требований к уроку;
  • готовность учителя и учеников помочь друг другу, обстановка на уроке, способствующие активизации умственной деятельности;
  • поощрение детей за работу;
  • своевременное проведение физкультминутки на релаксацию для снятия усталости.

Считаю, что урок достиг поставленной цели. Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве с образовательными.