С введением Единого государственного экзамена в школах России в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Учащиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учебного материала, но также умения работать с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. В связи с этим мы, учителя начальных классов, считаем важным начать работу над этой формой контроля еще в начальной школе. Это будет в значительной степени результативной подготовкой к данному виду экзамена.
(По определению А.К. Майорова) «Тест – объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу». Применительно к технологии тестирования это означает использование для проверки знаний совокупности стандартизированных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких однозначных ответов.
Разрабатывая инструментарий оценивания учебных достижений учащихся на основе ключевых компетенций, учителя начальных классов опирались на следующие этапы работы:
- Анализ цели обучения: входящие и выходящие связи, роль данной цели обучения в формировании компетентностей отраженных в стандарте начального общего образования.
- Конкретизация цели обучения в соответствии с категорией Б.Блума.
- Выявление конкретных действий учеников, являющихся базовыми для формирования какой-либо компетентности.
- Подбор тестовых (контрольных) заданий для проверки каждого конкретного действия.
Рассмотрим эти положения на примерах. Русский язык. Раздел второй «Система языка (практическое усвоение)» тема «Морфология». Имя существительное.
1-й этап. Анализ цели обучения: входящие и выходящие связи, роль данной цели обучения в формировании компетентностей.
Одна или несколько дидактических единиц обеспечивают знания, понимания и умения обучающихся, т.е. достижение целей обучения, которые в свою очередь позволяют сформировать компетентности обучающихся. При этом дидактические единицы и цели обучения взаимосвязаны.
2-й этап. Конкретизация цели обучения в соответствии с категорией Б. Блума.
- Знать признаки изученных частей речи. (Категория Б.Блума – Знание)
Данная категория определяется как вспоминание предварительно изученного материала.
Конкретизируем цель обучения:
- Припоминает сведения об имени существительном и т.д.
Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи. (Категория Б.Блума – Понимание)
Эта категория определяется как способность улавливать значение материала.
Конкретизируем цель обучения:
- Находит имена существительные в ряду других частей речи и т.д.
Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования. (Категория Б.Блума – Применение)
Применение относится к способности использовать изученный материал в новых и конкретных ситуациях.
Конкретизируем цель обучения:
- Демонстрирует правильное применение правила изменения имен существительных по числам в новой ситуации и т.д.
3-й этап. Выявление конкретных действий учеников, являющихся базовыми для формирования какой-либо компетентности.
Компетенции, также как и цели обучения, зафиксированы в стандарте начального общего образования по русскому языку.
Например, для цели обучения «Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи». (Категория Б.Блума – Понимание) Действие №8 «Отличает имена существительные определенного числа в ряду других» является базовым для конкретизированной предметной компетенции:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.).
4 этап. Подбор тестовых (контрольных) заданий для проверки каждого конкретного действия (с указанием источника)
Рассмотрим на примерах следующие типы тестовых заданий:
Закрытого типа
Ученику предоставляется возможность выбрать правильный ответ из предложенных вариантов.
Выбери верное утверждение:
- Имя существительное – это часть речи.
- Имя существительное – это часть слова.
- Имя существительное – это член предложения.
Открытого типа
Это задания с ответом, конструируемым учеником.
Впиши пропущенные слова.
- Если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то существительное относится к _________ роду.
- Если к имени существительному можно поставить слова _______, то существительное относится к женскому роду.
- Если к имени существительному можно поставить слова _______, то существительное относится к__________ роду.
На соответствие
Суть подобных заданий состоит в определении соответствия элементов одного ряда другому.
Установите соответствие между словами и вопросами, на которые они отвечают.
Бегун | что делал? |
Улыбался | какой? |
Цветок | кто? |
Милый | что сделал? |
Заснул | что? |
На установление правильной последовательности.
Ученикам предлагается произвольная последовательность, которую нужно расставить в правильном порядке.
Установи правильную последовательность склонения имен существительных.
- На корабль
- Корабля
- Кораблём
- Кораблю
- О корабле
- Корабль
Систематичность применения тестовых заданий разных типов позволяет быстро и достаточно достоверно проанализировать успешность обучения. Учащиеся осваивают специфику работы с тестовыми заданиями, что дает возможность быстро адаптироваться к подобным видам деятельности в средней школе.
Нами разработан инструментарий оценивания по русскому языку, математике, окружающему миру. Учителя начальных классов стремятся сформировать у учащихся положительное отношение к тестированию, нацелить их на достижение максимально высоких результатов.