Цель:
- формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову;
- на основе повторения ранее изученного материала развивать умение видеть орфограмму «Гласные после шипящих» в слове, графически обозначать ее;
- создать условия для применения знаний и умений по данной теме в знакомой и новых учебных ситуациях.
Тип учебного занятия. Комплексное применение знаний и умений.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Вступительное слово
Учитель. Я думаю, каждый из вас не раз задумывался над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как образуются слова? Откуда пришли к нам в язык те или иные слова и выражения, какое имеют лексическое значение? На уроках русского языка мы постоянно ищем и находим ответы на эти вопросы, и этот урок не будет исключением. А чем еще мы будем заниматься на уроке, я думаю, чуть позже, вы скажете сами.
А почему нужно доискиваться до ответов на эти вопросы?
Ответы детей.
III. Актуализация знаний
Разминка (Слайды 2-6)
- Как называется густой лес, заросли?
- Чаща
- Опушка
- Аллея
- Проталинка
- Какую форму имеет планета Земля?
- Круг
- Квадрат
- Шар
- Куб
- В кого не превращался князь Гвидон?
- В комара
- В щуку
- В шмеля
- В муху
- Какие животные не водятся в наших лесах?
- Зайцы
- Лисы
- Белки
- Жирафы
- Какая из этих птиц умеет летать?
- Пингвин
- Страус
- Щурок
- Курица
Учитель. Какое слово оказалось новым незнакомым? (щурок)
Обратимся к электронному толковому словарю С.И. Ожегова, который находится в энциклопедии «Кирилла и Мефодия» (На слайде 7 словарная статья из электронной энциклопедии)
Щур – небольшая северная лесная певчая птица семейства вьюрковых с ярко-красным оперением головы и груди (у самцов). Уменьш. щурок.
При помощи какой части слова было образовано слово щурок? (суффикса –ок)
Что такое суффикс?
Ответы детей.
Учитель. Назовите звуки с которых начинались слова-отгадки. (Слайд 8)
Дети. Слова-отгадки начинались со звуков [ч], [ш], [щ], [ж]
Учитель. Какие это звуки? (согласные, шипящие). Дайте характеристику этим звукам. Найдите лишнее слово-отгадку, по какому-либо признаку.
На доске слова-отгадки:
Чаща, шар, щука, жираф, щурок.
(Шар – нет орфограммы «Гласные после шипящих»; один слог, а в остальных словах – два.)
Что такое орфограмма?
IV. Постановка учебной задачи
Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока. Что мы сегодня будем делать? (повторять орфограмму о правописании гласных после шипящих и упражняться в написании слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу).
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
V. Применение знаний
1. В знакомой ситуации.
Слайд 9
Выделите в предложенных словах те части, которые вы видите напротив (корень и суффикс). и вы образуете новое слово, которое обозначает:
1 значение Человек, обычно живущий в лесу, сроднившийся с ним. (лесовик)
- лесочек
- берёзовый
- листик
Но у этого слова, есть и второе значение:
2 значение То же, что в русской народной мифологии – сверхъестественное существо, живущее в лесу. (леший)
Запишите, выделите орфограмму.
2. Работа с фразеологизмами.
Учитель. Кого только не встретишь в лесу! Лешего, который внешне напоминает человека, только сильно косматого, со спрятанными в гуще волос рожками. В лесу он старается сбить людей с дороги, напугать.
Кого еще можно встретить в лесу?
Догадайтесь о ком идет речь:
- За двумя погонишься, ни одного не поймаешь (заяц)
- Вертеться, как кто в колесе? (белка)
- Кто на ухо наступил? (медведь)
- Его ноги кормят. Его не за то бьют, что сер, а за то, что овцу съел. (волк)
(записать названия животных в столбик)
- Во второй столбик напишите детенышей этих животных, употребив слова во множественном числе:
зайчата
бельчата
медвежата
волчата
Слайд 10
— При помощи чего образовали эти слова? (суффикс -ат) Какую орфограмму выделили? В каком слове этой орфограммы нет?
3. В измененной ситуации. Работа в группах
Цель: развитие умения работать в группе, закрепление учебного материала невербальными средствами.
Для выполнения следующего задания я предлагаю объединиться в группы. Образуйте слова из предложенных вам букв, но будьте внимательны, в каждом наборе одна буква лишняя.
ЖРЧУУЮ | ЖУРЧУ | (лишняя Ю) |
ЩУЮИ | ИЩУ | (лишняя Ю) |
ВРЧОУЮ | ВОРЧУ | (лишняя Ю) |
ЖВОИАЮЫ | ОЖИВАЮ | (лишняя Ы) |
ТРЩЕУЮ | ТРЕЩУ | (лишняя Ю) |
(Тот, кому досталась в процессе работы «лишняя» буква, объясняет, почему она в слове «лишняя»)
— Из первых букв каждого слова составьте новое слово (ЖИВОТ).
Работа над лексическим значением слова живот. (Слайд 11)
1 значение.
Живот – часть тела человека и животных, в которой расположены органы пищеварения.
2 значение.
«Волк из лесу в деревню забежал,
Не в гости, но живот спасая».
И.А. Крылов
«Проговорил морской рак:
Не дай мне смерти, а дай живота!»
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».
— В каком значении употреблено слово живот в этих отрывках? (жизнь)
Запишите один из понравившихся вам отрывков. Выделите орфограмму.
Знакомство со словарем редких и забытых слов В.П. Сомова.
— В русском языке, как, впрочем, и в любом другом, немало устарелых слов и выражений. Слово живот во втором значении – устаревшее слово, которое сейчас можно встретить только в литературе. А узнать лексическое значение таких слов всегда можно в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и в «Словаре редких и забытых слов» В.П. Сомова.
4. В новой ситуации. Работа в парах
Учитель. Я думаю мы не раз еще обратимся на наших уроках к этим словарям, а сейчас я прошу достать содержимое конвертов. Разделите слова на группы по какому-либо признаку (существительные и прилагательные).
Подберите к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.
Фронтальная проверка
УЗКАЯ | ТРОПИНКА |
ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ | ПОГОДА |
МЁРТВАЯ | ВОДА |
РЕДКИЙ | ЛЕСОК |
ПЛОХОЙ | ДЕНЁК |
Запишите данные словосочетания в тетрадь, заменяя прилагательные противоположными по смыслу (антонимами), содержащих орфограмму «Гласные после шипящих».
Проверка:
широкая тропинка
чудесная погода
живая вода
частый лесок
хороший денёк
Частый – состоящий из близко прилегающих друг к другу частей, густой, сплошной.
5. Работа с текстом
Спорить не буду, деньки стоят хорошие и если повезет, то в лесу или в парке мы можем встретить одно удивительное создание. Какое? Узнаете, выполнив следующее задание:
№п/п | Предложение | и | ы |
1 | На пеньке сидел красив…й рыжий зверёк. | ||
2 | У зверька был пуш…стый хвост. | ||
3 | Он грыз зубами еловую ш…шку. | ||
4 | Вдруг снежн…й ком упал с дерева. | ||
5 | Зверёк стрелой пр…гнул с пенька на ель. | ||
6 | Там было ж…льё зверька. | ||
7 | Забрался зверёк в гайно и прикр…лся пушистым хвостиком. |
1 | Д | Б |
2 | Е | А |
3 | Л | М |
4 | И | О |
5 | Ц | Ч |
6 | К | Т |
7 | О | А |
Учитель. Воспользуйтесь ключом (Слайд 12) и проверьте правильность выполнения задания. (Если пропущенные буквы определены верно – получится слово белочка)
Учитель. Можно ли эти предложения назвать текстом? Что такое текст?
Отредактируйте текст (вместо часто повторяющегося слова зверек употребляют слова белочка, она).
Учитель. Лексическое значение какого слова вам непонятно? (гайно) Обратимся к статье энциклопедии «Кирилла и Мефодия». (Слайд 13)
Гнездо белок (гайно) шарообразной формы, с боковым входом, сделано из мелких веток.
Учитель. В каких словах встретилась орфограмма «Гласные после шипящих»?
Найдите в тексте ошибку. О каком времени года идет речь в тексте? Какое предложение дает нам это понять? (Вдруг снежный ком упал с дерева.)
Правильно употребить в этом тексте серая белочка.
Итог. Какова была тема нашего урока? А цель? Выполнили мы их?
Презентация — Приложение 1.