Цель:
- формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову;
- на основе повторения ранее изученного материала развивать умение видеть орфограммы «Правописание слов с безударными гласными и парными согласными в корне слова», графически обозначать их;
- создать условия для применения знаний и умений по данной теме в знакомой и новых учебных ситуациях.
Тип учебного занятия: Комплексное применение знаний и умений.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Вступительное слово
Учитель. Сегодня мы вновь будем доискиваться до ответов на вопросы, которые часто возникают на наших уроках. Как образуются слова? Откуда пришли к нам в язык те или иные слова и выражения, какое имеют лексическое значение?
Познакомившись со словом поближе, узнав его, по словам К.Паустовского, «на ощупь, на вкус и на запах», мы уже никогда не употребим его некстати.
А чем еще мы будем заниматься на уроке, я думаю, чуть позже, вы скажете сами.
III. Актуализация знаний
Разминка (Слайды 2-5)
- Предмет со стеклянной или металлической отполированной поверхностью, предназначенный для отображения того, что находится перед ним. (зеркало)
- Материал для письма, печатания, а также для других целей, изготовляемый из растительных волокон, тряпичной массы. (бумага)
- Материал для письма, печатания, а также для других целей, изготовляемый из растительных волокон, тряпичной массы. (шёлк) Гусеницы шелкопряда завивают коконы, оболочки которых состоят из непрерывной шёлковой нити длиной 300—900 м.
- Взрывчатое соединение или смесь. (порох) В те времена, когда был изобретен порох, его использовали изначально для фейерверков — чтобы отпугивать злых духов. Лишь намного позже стали делать и огнестрельное оружие.
IV. Постановка учебной задачи
1. — Назовите слова-отгадки (зеркало, бумага, порох, шёлк). Что их объединяет? (эти предметы изобрели в Китае)
(Слайд 6) — А что еще появилось в Китае? (золотые рыбки).
Сегодня на уроке, мы познакомимся еще с одним предметом, Родиной которого является Китай. А помогут нам в этом слова, которые прозвучали в начале урока:
(Учитель дает характеристику звукам, а ученики должны определить о какой букве идет речь. Например: В слове «зеркало» этой буквой мы обозначаем звонкий парный, мягкий парный согласный звук. Это буква «з» и т.д.)
ЗЕРКАЛО
ПОРОХ
НИТИ
(После того, как ребята правильно назвали все буквы, а их четыре, у них получилось слово «ЗОНТ»)
2. Назовите орфограмму, которая встретилась в этом слове. (парный согласный)
Как проверить?
Подберите однокоренное имя прилагательное. (зонтичный)
Измените форму слова. (зонты)
Назовите орфограмму, которая встретилась в этом слове. (безударная гласная в корне)
Как проверить?
Подберите однокоренное проверочное слово (зонтик)
Как было образовано слово зонтик?(суффикс –ик)
Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока. Что мы сегодня будем делать?
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
V. Применение знаний
1. Какое лексическое значение имеет слово зонтик?
Где, в каком источнике вашу версию, предположение можно проверить? В толковом словаре (книга или электронная версия).
(Слайды 7-8)
Если есть возможность, лучше воспользоваться электронной версией энциклопедии «Кирилла и Мефодия»
Русское название этого предмета было позаимствовано. Зондек (голл.)- покрывало от солнца.
2. История зонтика
Зонтик — тоже китайское изобретение. Несмотря на внешнюю простоту, это довольно сложная конструкция. Китайские зонтики делались из шелка и должны защищать от солнца, а не от дождя.
3. Работа по вариантам.
В русском языке много слов, которые имеют иноязычное происхождение. Выполнив следующее задание, вы узнаете еще два, на мой взгляд, новых для вас, слова (работа с индивидуальными карточками).
парные согласные | |||
д | т | ||
1 | дож…ь | ||
2 | зон… | ||
3 | ло…ка | ||
4 | пого…ка | ||
5 | тетра…ка | ||
6 | крова…ка | ||
7 | тру… | ||
8 | ре…кий | ||
9 | го… |
безударные гласные | |||
о | а | ||
1 | д..жди | ||
2 | х…лодный | ||
3 | ж…ра | ||
4 | п…ход | ||
5 | в…да | ||
6 | гр…за | ||
7 | тр…ва | ||
8 | м…ря |
Ключ 1 | Ключ 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Проверка (Слайд 9)В процессе проверки у ребят получаются два слова: парасоль и омбрелька.
Употребляете в речи эти слова?
Где-нибудь слышали?
Встречали в произведениях, которые читали?
Ваши предположения, где мы можем узнать лексическое значение этих слов? (словарь редких и забытых слов)
Что общего у этих двух слов? (зонтик от солнца)
Во Франции зонт появился в 17 веке, а в России лишь в конце 18 века.
4. (Слайд 10) Работа с высказываниями.
Как рыбке зонтик нужен кто, что (разг. шутл.)
— Когда мы так говорим о ком-то или о чем-то?
Когда нам кто-то или что-то совершенно не нужен.
«Я на бале то же, что шуба летом или парасоль зимою: вещь самая бесполезная». Николай Карамзин
Когда еще парасоль и омбрелька вещи бесполезные? (ночью)
5. Работа в группах
Цель: развитие умения работать в группе, закрепление учебного материала невербальными средствами.
Для выполнения следующего задания я предлагаю объединиться в группы. Образуйте слова из предложенных вам букв, но будьте внимательны, в каждом наборе одна буква лишняя.
(Тот, кому досталась в процессе работы «лишняя» буква, объясняет, почему она в слове «лишняя»)
— Из первых букв каждого слова составьте новое слово
1 группа | ТРПКГОИ | ТРОПИК | (лишняя Г) |
2 группа | РКИЕА | РЕКА | (лишняя И) |
3 группа | СТРВФОО | ОСТРОВ | (лишняя Ф) |
4 группа | СТРНАОА | СТРАНА | (лишняя О) |
5 группа | ТРФВО | ТОРФ | (лишняя В) |
Составляют слово из первых букв составленных слов ТРОСТ
Какой буквы не хватает, для образования нового слова? (Ь)
Какую роль в слове выполняет?
Какое отношение к зонтику имеет слово ТРОСТЬ (Слайд 11)
Самым надежным зонтом является зонт-трость. Он устойчив при порывах ветра, ткань не протирается на сгибах до дыр, т.к. зонт не складывается вообще. Быстро раскрывается, но его не положишь просто так в сумочку.
6. Работа в парах.
Есть к…решок (_____________),
Есть и шля…ка (_____________),
А не гри… (____________).
Без г…ловы (_____________),
А в шляпе,
Одно н…га (___________) –
И та без сап…га (____________).
Что это? (загадки)
О чем? Омбрелька? Парасоль? Зонтик? Какие это слова? (синонимы)
VI. Итог
Что на уроке было главным?
Что было интересным?
Что новое сегодня узнали?
Чему научились?
Презентация — Приложение 1, слайды — Приложение 2.