I. Пояснительная записка
В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети. Количество детей-сирот при живых родителях неизменно растет. Количество беспризорных детей превышает послевоенный уровень.
У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И основная миссия детского дома – помощь в социальной адаптации воспитанников.
К настоящему времени сложилась парадоксальная ситуация: все образовательные учреждения имеют государственную программу, где четко определено содержание обучения, требования к знаниям и умениям, а для детских домов таковых нет. При этом детский дом призван выполнять социальный заказ государства на воспитание личности с высокой общей культурой, способной быстро адаптироваться к жизни в обществе, осуществлять осознанный выбор и в дальнейшем освоить профессиональные образовательные программы (из Закона РФ “Об образовании”, ст.9)
Следовательно, необходимость разработки Программы развития детского дома определяется действием как внешних, так и внутренних факторов.
Приоритетными направлениями развития детского дома являются:
- В отношении воспитанников – подготовка детей к жизни в семье и обществе;
- В отношении педагогического коллектива – повышение квалификации педагогов, модернизация методической работы;
- В отношении социального окружения – формирование соответствующего имиджа детского дома;
- В отношении обеспечения образовательного процесса – улучшение МТБ для обеспечения воспитательно-образовательного процесса детского дома.
II. Аналитическая справка о современном состоянии детского дома
В детском доме проживает 43 воспитанника в возрасте от 7 до 18 лет. 14 детей за последние три года переданы в приемные семьи. Дети обучаются в общеобразовательной школе УП вида. Анализ социального статуса показал, что в детском доме проживают:
- сироты-5 (11%)
- лишенные родительских прав – 35(81%)
- оставшиеся без попечения родителей – 3.(8%)
Психологическая диагностика, педагогические наблюдения позволяют в обобщенном виде представить некоторые физические и психологические, личностные характеристики воспитанников:
- желание повысить свой социальный статус;
- неустойчивая учебная мотивация;
- повышенная чувствительность к отношению окружающих;
- нестабильность эмоциональных и поведенческих реакций;
- ослабленное физическое здоровье;
- отсутствие или неустойчивость мотивации к здоровому образу жизни;
- наличие у многих воспитанников черт и качеств личности, не соответствующих требованиям современного общества.
В детском доме сложился профессиональный компетентный и работоспособный педагогический коллектив из 18 педагогов (воспитатели, социальный педагог, педагог-организатор, руководитель физической культуры, инструктор по труду, педагог-психолог, педагог дополнительного образования). Из них:
Категория |
Высшая |
Первая |
Вторая |
Количество |
1 |
8 |
6 |
Ступеньки педагогического мастерства коллектива отмечены почетными грамотами, дипломами, специальными премиями городского и областного уровня. Педагоги учреждения уделяют значительное внимание воспитанию воспитанников, совершенствованию и обновлению досуговой воспитательной деятельности.
За последний год произошли значительные изменения в организации и содержании воспитательной работы. Образование и воспитание происходит через развитие творческих способностей, через знакомство с правом и нормами общежития, через трудовые и социальные отношения, через функционирование:
- детского объединения самоуправления “Звездная страна”,
- кружков внутри ОУ,
- учреждений дополнительного образования микрорайона,
- Храма Серафима Соровского,
- 1-го отделения ГОВД,
- Центра занятости населения.
III. Основные направления развития детского дома
1. Организация воспитательно-образовательного процесса
Задачи:
- сформировать дидактическую модель педагогического процесса, обеспечивающего интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности, её креативных способностей;
- создать воспитательную систему, ориентированную на формирование ЗОЖ у воспитанников, механизмов само управления и саморазвития, совершенствование личностных возможностей, приобщения к социокультурным и образовательным ценностям, поднятия уровня социальной ориентации.
Основные направления:
- Развитие вариативности и гибкости образовательных программ дополнительного образования и программы воспитания, реализуемых в детском доме;
- Формирование учебно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
- Развитие творческой деятельности педагогов и воспитанников;
- Развитие внеучебной деятельности и воспитательной среды, обеспечивающих создание воспитательной системы;
- Формирование модели выпускника детского дома;
- Формирование у воспитанников навыков социальной адаптации.
Перечень мероприятий
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки реализации |
Исполнители |
1.1 | Корректировка графика педагогического процесса | 2008/09 уч.год | Директор |
1.2 | Разработка и корректировка плана работы, согласование с органами управления | 2008/09 уч.год, в течение всего периода | Директор, зам.директора по УВР |
1.3 | Создание учебно-методических комплектов по дополнительному образованию | В течение всего периода | Зам.директора по УВР |
1.4 | Разработка модели выпускника детского дома | 2009/10 учебный год | Зам.директора по УВР, руководитель МО |
1.5 | Участие в МО города | В течение всего периода | Зам.директора по УВР, руководитель МО |
1.6 | Проведение научно-методических семинаров для педагогов: - основы информационной культуры педагогов; - современные образовательные технологии и методики; - индивидуальная педагогическая концепция педагога; - занятие как творческая лаборатория педагога; -педагогическое управление развитием творческих способностей детей. | 2008/09 уч.год 2009/10 уч.год 2010/11 уч.год 2011/12 уч.год 2012/13 уч.год | |
1.7 | Организация работы психолого-педагогического семинара-практикума (согласно решаемым проблемам) в течение всего периода | В течение всего периода | Зам.директора по УВР, руководитель МО,педагог-психолог |
1.8 | Организация работы МО детского дома | В течение всего периода | Зам.директора по УВР, руководитель МО |
1.9 | Проведение смотров, конкурсов, направленных на выявление и рассмотрение лучшего педагогического опыта, совершенствование воспитательно-образовательного процесса | В течение всего периода | Зам.директора по УВР, руководитель МО |
1.10 | Разработка рекомендаций по организации и совершенствованию образовательного процесса | В течение всего периода | Зам.директора по УВР, руководитель МО |
1.11 | Организация работы по развитию различных форм досуговой деятельности (выставки, конкурсы и т.п.) | В течение всего периода | Зам.директора по УВР, руководитель МО |
1.12 | Формирование Программы развития воспитания | 2008/09 учебный год | |
1.13 | Реализация программы развития воспитания | Зам.директора по УВР |
2. Нормативно-правовая обеспеченность детского дома
Задача: создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективную деятельность ОУ в системе непрерывного воспитательно-образовательного процесса в современной социально-экономической ситуации.
Основные направления:
- Формирование целостной нормативно-правовой базы, регламентирующей основные направления деятельности детского дома;
- Корректировка нормативных документов, определяющих функционал всех сотрудников ОУ.
Перечень мероприятий
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки реализации |
Исполнители |
2.1 | Совершенствование Устава детского дома | 2008/09 уч.год | Директор |
2.2 | Мониторинг выполнения должностных обязанностей сотрудниками детского дома | 2008/09 уч.год | Директор, зам.директора по УВР |
2.3 | Создание сборника нормативных документов, регламентирующих деятельность детского дома | 2012/13 учебный год | директор |
3. Организационно-экономические отношения
Задача: совершенствование организационно-экономических механизмов деятельности детского дома, формирование экономической основы развития ОУ в современных социально-экономических условиях
Основные направления:
- Создание условий для нормализации бюджетного финансирования детского дома;
- Создание условий для привлечения внебюджетных средств.
Перечень мероприятий
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки реализации |
Исполнители |
3.1 | Подготовка предложений для городского и областного Управления образования в части финансирования детского дома | ежегодно | директор |
4. Управление детским домом
Задача: создание оптимальной управляющей системы на основе принципов единоначалия и коллегиальности в управлении и рационального права, обязанностей и ответственности.
Основные направления
- Развитие механизмов самоуправления;
- Обеспечение участия воспитанников в управлении детским домом, развитие самоуправления через детское объединение.
Перечень мероприятий
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки реализации |
Исполнители |
4.1 | Анализ структуры системы управления детским домом, определение эффективной модели управления, ориентированной на расширение самостоятельности ОУ | 2008/09 уч.год | Директор, зам.директора по УВР,АХР |
4.2 | Развитие различных форм детдомовского самоуправления | 2009/11 уч.год | Зам.директора по УВР, педагог-организатор |
4.3 | Компьютеризация воспитательно-образовательного процесса, управления, контроля | В течение всего периода | Директор |
4.4 | Изучение положительного опыта управления в образовательных учреждениях | В течение всего периода | Директор |
5. Кадровое обеспечение детского дома
Задача: обеспечение детского дома кадрами с высоким уровнем профессиональной компетенции, позволяющей продуктивно выполнять свои должностные обязанности.
Основные направления:
- Создание системы профессионального отбора при приеме на работу в детский дом;
- Совершенствование системы подготовки педагогов к аттестации;
- Создание внутридетдомовской системы повышения педагогического мастерства педагогов, ориентированной на уровень их профессиональной компетенции;
- Использование разнообразных форм повышения квалификации педагогов (курсы, стажировка);
- Преодоление ситуации совместительства;
- Разработка механизма анализа и оценки профессиональной компетенции педагогов;
- Разработка эффективной системы стимулирования педагогов.
Перечень мероприятий
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки реализации |
Исполнители |
5.1 | Разработка критериев и методик профессионального отбора при приеме на работу в детский дом | 2008/09 уч.год | Зам.директора по УВР, педагог-психолог |
5.2 | Подготовка материалов к аттестации | По мере необходимости | Директор, зам.директора по УВР |
5.3 | Диагностика профессиональной компетенции педагогов | 2009/11 уч.год | Зам.директора по УВР, педагог-психолог |
5.4 | Организация и проведение методических мероприятий, направленных на повышение педагогического мастерства педагогов: психолого-педагогические семинары, консультации, методические семинары | В течение всего периода | Зам.директора по УВР |
5.5 | Повышение квалификации педагогов: курсы, стажировки и т.п. | В течение всего периода | Зам.директора по УВР |
6. Создание развивающей образовательной среды
Задача: создание образовательной среды, обеспечивающей эффективный личностный рост воспитанников, их совершенствование в воспитательно-образовательной деятельности.
Основные направления:
- Проектирование и организация индивидуальных “режимов жизнедеятельности” воспитанников на основе диагностических данных об их интересах, склонностях, физиологических и психофизических особенностях, с учетом требований к организации различных видов деятельности;
- Разработка индивидуальных коррекционных программ, позволяющих при необходимости гибко и оперативно вносить соответствующие изменения в организацию образовательной микросреды.
Перечень мероприятий
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки реализации |
Исполнители |
6.1 | Изучение физиологических, психофизиологических особенностей, интересов, склонностей, возможностей воспитанников | В течение всего периода | Зам.директора по УВР, педагог-психолог |
6.2 | Обеспечение творческого, эмоционально-нравственного, физического, правового развития | В течение всего периода | специалисты |
7. Социальное партнерство
Задача: расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его служб в интересах личности воспитанников.
Основные направления:
- Развитие МТБ детского дома;
- Оценка деятельности педагогического коллектива детского дома;
- Повышение квалификации педагогов, переподготовка педкадров;
- Организация досуга детей;
- Организация воспитательно-образовательного процесса;
- Изучение и распространение педагогического опыта.
Перечень мероприятий
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки реализации |
Исполнители |
7.1 | Установление связи с организацией-шефом | В течение всего периода | Директор |
7.2 | Заключение договоров с образовательными учреждениями дополнительного образования города | 2008/13 уч.год | директор |
8. Формирование материально-технической базы
Задача: формирование МТБ, обеспечивающей образовательный процесс в детском доме, представляющий максимальные возможности воспитанникам для их полноценного развития.
Основные направления:
- Организация и проведение ремонта;
- Приобретение канцелярских товаров, развивающих игр и другого оборудования;
- Создание компьютерных мест для воспитанников.
IV. Ожидаемые результаты
Реализация программы позволит сформировать целостную открытую социально- педагогическую систему, способную создать образовательное пространство для развития и саморазвития воспитанников. Детский дом для своих воспитанников должен стать школой:
- знаний, | - творчества, | -ЗОЖ | - жизни человека |
- традиций, | - культуры, | - развития | - общения |
В результате реализации программы детский дом должен получить нового педагога, интегрирующего в себе учителя образовательной области знаний, воспитателя, психолога, новатора.
Целенаправленно реализуя все направления Программы, детский дом выпустит в жизнь выпускника, способного к следующему:
- Адаптации и самореализации в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;
- Сохранению собственного здоровья и высокой работоспособности в неблагоприятных условиях жизни и труда;
- Осознанному профессиональному выбору с учетом потребностей региона, а также своими интересами и способностями;
- Творческому решению задач в жизненных ситуациях, в учебе, в труде, в семье;
- Продолжению образования, устойчивому саморазвитию на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности.
Выпускник детского дома – это личность, любящая родной край, готовая жить в нем и работать. Это человек, достигший личностной и социальной зрелости, обладающий чувством ответственности, толерантностью и позитивным мышлением.
V. Предлагаемые критерии для оценки степени реализации программы на конец 2012-2013 учебного года.
- Общая успеваемость воспитанников в школах города.
- Охват воспитанников кружковой работой в соответствии с их выбором.
- Отсутствие правонарушений и стремление к ЗОЖ.
- Продолжение профессионального образования в ПУ и колледжах области.
- Наличие в составе педагогического коллектива педагогов высшей, первой, второй квалификационной категории ( не менее 80%)
- Наличие оборудованных в соответствии с современными требованиями: компьютерных мест, кабинета домоводства, кабинета психолога, кабинета специалистов, спортивного кабинета, музыкального зала.
- Внутридетдомовский контроль: мониторинг по программам специалистов.