Неуспеваемость школьников всегда есть следствие какой-то причины. Она не возникает сама по себе. Современная наука ( психология, физиология медицина) свидетельствует, что люди рождаются с большими возможностями для умственного развития, однако эти возможности исчерпываются далеко не полностью. Психологи считают, что человек использует 10 % своих природных данных, другие 40%. И в том и в другом случае очевидно, что задатков у человека больше чем он их реализует. Исключения составляют больные дети. Мы в школе часто встречаемся с детьми, которые доставляют много забот и требуют от коллектива больших усилий, а результаты незначительные.
При наличии потенциальных возможностей у всех детей мы в школах имеем детей неуспевающих, трудных. Почему? Прежде всего следует иметь ввиду что за последние годы в школу поступают дети (6-8 лет), развитие которых после рождения отягощено сложностями и сопутствующими заболеваниями. В числе этих причин можно назвать родовые травмы, кислородные голодания мозга, заболевания нервной системы. Преодоления этих заболеваний приводит в первые месяцы и годы жизни к задержке психического развития в силу которых ребенок поступал в школу будет иметь недостаточно сформированные психические функции например неустойчивость внимания ограниченный круг представлений, отставания в памяти и другие. Педагогу начальной школы о ребенке нужно знать все так как именно в начальных классах закладываются основу абстрактного мышления и формируются важнейшие мыслительные операция (анализ учебного материала, сравнения, выделение существенных признаков, конкретизация, обобщение) здесь ребенок начинает овладевать приемами логического запоминания учебного материала здесь начало умения управлять своим вниманием.
В работе с обучающимися начальной школы можно выделить следующие причины неуспеваемости и невоспитанности:
Внутренние по отношению к школьнику
* Недостатки биологического развития:
- дефекты органов чувств;
- соматическая ослобленность;
- особенности высшей нервной деятельности;
- психологические отклонения.
* Недостатки психического развития:
- слабое развитие интеллекта;
- слабое развитие воли;
- слабое развитие эмоциональной сферы личности;
- отсутствие познавательных интересов.
*Недостатки воспитанности личности
- недостатки в развитие моральных качеств
личности;
- недостатки в отношениях личности с учителем,
коллективом, семьей;
- недостатки в трудовом воспитании;
Внешние по отношению к школьнику
*Недостатки образовательного опыта личности:
- пробелы в знаниях;
- специальных умениях;
- пробелы в навыках учебного труда;
* Недостатки влияния школы:
- недостатки процесса обучения, учебных
пособий;
- недостатки процесса воспитательных влияний со
стороны учителей, коллективов, учащихся.
*Недостатки влияния вне школьной среды:
- недостатки влияния семьи;
- недостатки влияния сверстников;
- недостатки влияния
культурно-производственного окружения.
Зная причины неуспеваемости, составлена программа по предупреждению неуспеваемости учащихся начальной школы.
Программа по предупреждению неуспеваемости учащихся.
Цель: наметить пути и определить средства для предупреждения неуспеваемости и преодоления второгодничества.
Задачи:
*научить работать с учащимися испытывающими затруднения (по разным причинам) в усвоении программного материала через проведения ППС, обмен опытом системы работы МО;
* создания условий для успешности обучения слабо успевающих учащихся через:
А) комфортный психологический климат в
ученическом коллективе;
Б) соблюдения основных принципов педагогики
сотрудничества (развивающиеся
дифференцированное обучения, индивидуальный
подход, ориентация на успех).
Успешность в достижения цели предполагает наличие:
1.Профессионализма членов педагогического
коллектива.
2. Знания возрастных особенностей учащихся.
3. Заинтересованность педагогов в своем труде.
Педагогами начальной школы разработана технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими учащимися.
Большое значение в становлении характера ребенка имеет метод самоисправления. Для младшего школьника очень важно, чтобы педагог заметил и оценил усилия ребенка. Методы социально-педагогической запущенности учащихся.
Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности (познавательные игры, создание ситуации занимательности, ситуаций опоры на жизненный опыт).
Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива (коллективные игры, единые требования, коллективные соревнования).
Общение и взаимодействия в различных ситуациях (убеждения, рассуждения, понимания, доверие, сочувствие, педагогическое предостережение).
Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка (пример разъяснение, ожидание радости. Снятие напряжения, требование и внушение).
Вид работы |
Когда? |
Зачем? |
Что? |
Как? |
Работа на уроке | При выявлении стадии развития, на которой находится ученик определение залог его ближайшего развития. Регулярно устанавливать, как учащийся осваивает предмет, фиксировать результаты, диагностировать. | Для предотвращения отставания в умственном развитии для современного усвоения предмета. | Создание микроклимата в классе. Алгоритмизация действий. Предотвращение пробелов в знаниях, связанных с пропусками. Удержание интереса. Формирование мотивации к обучению. | Контрольная карта. Включить в работу (фронтальный опрос). Работа в группах. Подготовка консультаций. Уроки коррекции знаний. Опорные конспекты. Памятки по предметам. Карточки. Работа в парах |
Внеурочная деятельность | При возникновении затруднений: 1. В
изучении нового материала; |
Для: 1. Предупреждения неуспеваемости; |
Индивидуально-личностный подход в работе со слабоуспевающими учащимися. | Индивидуальные и групповые консультации; Оказание помощи по выполнению домашнего задания (карточки, инструкции, помощь сильных учеников; участие в предметных кружках, творческие задания. |
Регулярно опираясь на контроль со стороны учителей предметников. При отставании в учебе, пропусках занятий, не выполнении домашнего задания; работа ведется регулярно в строго отведенные часы. Индивидуальный график. | Формирование личности школьника; формирование мотивации. Интереса к учебе. Оказание профессионально-педагогической помощи родителям; установление единых требований к знаниям учащихся. | Индивидуально-личностный подход; создание культурной среды. Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка. Формирование и согласованность внутренних и внешних мотивов. | Вовлечение кружков КТД, для самоуправления; Проведение классных часов; создание предметно- пространственной среды школы, отвечающей воспитательным задачам. Педагогическое просвещение родителей. |