Обучение чтению на уроке английского языка в 3-м классе "Way Ahead 3"

Разделы: Иностранные языки


Введение

Обучение чтению на иностранном языке тесно связанно с обучением чтению на русском языке. И те проблемы и трудности, которые возникают в процессе обучения, часто имеют схожий характер, общие причины.

Важно заметить, что в последнее время акценты в обучении чтению несколько сместились, и оно выступает не столько целью, сколько средством обучения для развития компетенции учащихся в других областях языка, а именно говорении, письме, извлечении необходимой информации и дальнейшего ее использования в различных ситуациях.

Тем не менее, на первых этапах обучения  чтению на иностранном языке работа ведется по следующим направлениям:

  • работа над самим навыком чтения (фонетическая сторона речи, интонирование – логическое и смысловое, паузация)
  • понимание прочитанного – извлечение информации из текста для ее дальнейшего использования

Причем, под работой над навыком чтения  понимается система упражнений по чтению основных буквосочетаний и грамматических структур, применяемая на каждом уроке, а   обучение чтению происходит методом целых слов с опорой на зрительный образ слова, что дает наилучший результат.

Но большее внимание уделяется пониманию прочитанного, при этом чтение выступает как средство  обучения (для извлечения информации, оперирования ею). Здесь мы говорим о формировании основных общеучебных  умений, о формировании коммуникативной, а именно – информационной компетенции – совокупность готовности и потребности работать с источником информации, что имеет огромное значение в современном мире.

В начальной школе приоритет имеют следующие умения при чтении:

1. выделять главные мысли текста

2. выделять детали, специфическую информацию

3. соблюдать структуру текста, связанность его логических частей

4. чтение и понимание  емкой инструкции к заданиям

Хотелось бы заметить, что учителя часто пренебрегают важным этапом работы до прочтения текста – глубокая работа с новыми лексическими единицами и смысловая догадка.

Чтобы проиллюстрировать вышесказанное, хочу привести пример работы с текстом из раздела Reading For Pleasure из учебника Way Ahead 3.

Ход урока

Teacher: Today at the lesson we are going to read an interesting story about a sea animal. Can you guess what is it? Ask me the questions.

Pupils: Is it a shark? Is it a whale? Is it a seal? Is it a penguin? etc.  Is it a dolphin?

Teacher: Yes, it is.  What interesting facts do you know about dolphins?

Pupils: They live in the sea. They are very friendly. They are very clever animals. etc.

Teacher: I see that you know a lot of interesting facts about dolphins and now we are going to read about them. Please, open your books at page 82 and listen to the text [1]:

Dolphins live in water but they are not fish. They need air to breathe. They can stay under the water for many minutes but then they come up to the surface. Some dolphins live in the sea; some dolphins live in rivers. They like warm water the best.

Sometimes dolphins swim close to ships. They jump out of water again and again. They can swim very fast – up to 55 kilometers an hour. A number of dolphins swimming together is called a ‘school’.

There are small dolphins and big dolphins: some are two or three metres long. Dolphins are not dangerous. They are very clever animals and they love playing. Dolphins have smiling faces. They ‘speak’ with high squeaks and clicking sounds.

Teacher: Please, look at the board. I know that there were some unfamiliar words for you in the text. Now we are going to work with them. Let’s read and translate the following words:

need [ni:d] –нуждаться
speak [spi:k] – говорить
squeak [skwi:k] – пищать, скрипеть
breathe [bri:ð] – дышать
together[tə’geðə] – вместе
high  [hai] – высокий
click  [klik] – щелкать
air [εə] - воздух
surface  [‘sə:fis] - поверхность
dangerous - опасный
sound  [ saund] - звук
again [ə’gen] - снова
meter – kilometer
minute - hour

Teacher: Now I’m going to give you lists of paper with the task which consists of these words for you to know them better. (Учитель закрывает слова на доске.)

1. Реши анаграммы

POLDHNI - ______________________

IGHH - __________________________

DSUON - _________________________

2. Вставь пропущенные  буквы

S ….. rf ….. ce

D …. ng …. ro…. s

Br ……. t …. e

3. Найди ошибку и напиши верный вариант

NEAD - …………………………..

EIR - …………………..

SQWEAK - ……………………..

Teacher: Now look at the board and check yourself. (Учитель открывает слова на доске, и ученики проверяют себя. Можно чередовать самопроверку и взаимопроверку.)

Teacher: Now we are ready to read the text loudly. But before it, you should look at the board and repeat after me:

need
need air
need air to breath
come up
come up to the surface
swim
swim close to ships
swim together
speak
speak with high squeaks

Teacher: Now let’s read the text together with me. (Ученики повторяют за учителем, правильно расставляют  паузацию и повторяют интонацию.) Now read one by one.

Teacher: Next, I want to see how you understood the text. So, I’ll give you the cards and your task is to fill in the gaps. Close your books and be ready to fulfill the task.

1. Dolphins are not…………….because they need…………………………..

2. They can stay under water for many minutes but finally they………………………………………

3. Dolphins like ………………..water so they live ……………………………………………………………….

4. They are very friendly so they swim………….. ships.

5. They are very clever and they can ‘speak’ with……………………………………..

Teacher: So, it’s time to pass your lists of paper and answer my questions.

1. Where do dolphins live?

2. Are they fish? Prove it.

3. Can they swim fast? How many kilometers can they swim in an hour?

4.How do they call a number of dolphins swimming together?

5. Do they like people? Why?

6.Are they clever? Prove it from the text.

Teacher: Now you are ready to retell the text to each other. I am going to give you the cards with the words which you must use in your retelling.

Card A

dolphins are not fish
live in the sea
like warm water
swim close to ships
swim very fast
‘a school’
small and big dolphins
not dangerous
can ‘speak’

Card B

dolphins are not fish
need air to breath
can stay under water but . . . . . .
sea, river, warm water
close to ships
again and again
swim very fast – up to 55 . . . . . .
‘a school’
small and big
not dangerous
smiling faces
can’ speak’
clicking sounds and squeaks

Ученики выставляют оценки друг другу, учитель корректирует оценки, высказывает свое мнение, исправляет ошибки.

Teacher: We are finishing our lesson. Do you like the text? What facts about dolphins were new for you? Were the tasks easy or difficult?

Ребята оценивают друг друга и отвечают на вопросы учителя: Was Masha active today? Was Max talkative? etc.

В конце учащиеся оценивают себя самостоятельно, учитель выставляет суммарную оценку за урок, учитывая работы на листках и пересказ.

Домашним заданием может быть написание красочного сообщения о китах, акулах и других рыбах на выбор на английском языке.

Литература

1. “Way Ahead 3” Printha Ellis, Mary Bowen MACMILLAN EDUCATION LTD. 2004