Руководство интегрированным школьным методическим объединением как средство повышения педагогического мастерства учителя

Разделы: Администрирование школы


Я люблю тебя, Россия!
Дорогая наша Русь!

Нет ни в чём конца просторам России, а как благодатна земля Подмосковья для больших свершений!

Стремительно меняется облик нашей малой Родины.

Ледовый дворец, сквер имени Афанасьева, вечный огонь - святое место клинчан, Дом-музей П.И. Чайковского, больничный комплекс, церковь святого Тихона, музей ансамбль "Клинское Подворье", ООО " Геркулес", " Клинский пивокомбинат". Это творение наших учеников. Теоретические знания они воплощают в практические умения: во дворцы, центры, комплексы, предприятия:

А сколько ещё неосвоенного, нетронутого рукой человека. Разве это для наших учеников не простор новых творческих исследований и проектов, требующих воплощения.

Кто как ни учитель научит их понимать устройство современного общества, ориентироваться в проблемах социальной жизни, самостоятельно действовать в нём, пробовать себя в разных областях деятельности и воплощать в жизнь свои Программы, проекты, исследования.

Именно в школе закладывается БАЗИС, который наш ученик пронесёт через всю жизнь. Главное, чтобы полученные знания соответствовали требованиям времени, а, по возможности, даже опережали его. И от того, насколько качественные знания даст ему учитель, зависит его успешность в жизни. Поэтому в последние годы в работе педагогов нашей школы наблюдается возрастание интереса к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности.

Труд профессионального учителя сопровождается постоянными сомнениями:

приносит ли он пользу ученикам от общения с ним.

Мерилом ценности и жизненной успешности в профессиональном развитии учителя является МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ, которая отражает сегодняшний день системы образования.

Учитель живёт до тех пор, пока он учится.
Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель.
К.Д. Ушинский

В условиях возрастающей конкуренции школ приоритетным и главным считаем повышение качества образования , а для этого создаём привлекательный образ настоящего и будущего школы, который, понимаем, достигается многими способами:

эффективностью педагогической деятельности, созданием современных образовательных систем учителей. Решать эти задачи без высокопрофессионального состава учителей,без непрерывного повышения их квалификации невозможно. Нам нужен педагог, обладающий новым педагогическим мышлением, новым видением школы, ученика. Растущий образовательный спрос побуждает учителя повышать свою научную эрудицию, творчески подходить к корректировке содержания своего предмета. Вот здесь ему призвана помочь методическая служба.

Методическая деятельность нашей школы в своём развитии прошла несколько этапов:

  1. Создание системы.
  2. Развитие структуры научно-методической службы.
  3. Совершенствование структуры и оптимизация методической работы в целом.

Для создания современной модели научно-методической деятельности школы,своего рода лаборатории, была проведена большая программа исследования:

  • анкетирование учителей, учащихся, родителей;
  • наблюдение за деятельностью учителей;
  • проведение мониторинга качества образовательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение учащихся;
  • изучение нормативных документов, научных работ, публикаций по данной проблеме;
  • изучение опыта коллег в регионе, районе;
  • консультирование со специалистами методического кабинета управления образования;
  • прохождение курсов на базе Академии повышения квалификации, района в рамках нацпроекта, в центре Интернет-образования ММЦ.

Реализуя цель методической работы в школе, используем 4-х уровневую модель повышения квалификации учителя:

1 уровень - обучение на различных курсах и центрах.

2 уровень - районные методические объединения, консультации в методическом кабинете управления образования.

3 уровень-  индивидуально-коллективная методическая работа педагога. Наставничество. Самообразование. Клуб педагогов.

4 уровень - интегрированные школьные методические объединения (ИШМО).

Все уровни взаимосвязаны.

Мы не отказались от традиционных видов методической работы, а просто некоторые трасформировали и добавили новации.

Так, в функции деятельности ввели: диагностическую, исследовательскую, побудительную;

В содержание: изучение содержания учебного плана и результатов его реализации, выбор учебников и учебно-методических комплексов, овладение технологией экспертизы профессионализма учителя и оказание помощи в повышении уровня его профессионализма; разработка раздаточных дидактических материалов, сейчас в форме ЕГЭ, и создание Банка данных вышеперечисленных материалов, в том числе видеоуроков.

В форме - укрупнённые объединения по циклам предметов, уровню мастерства учителей с целью расширения тематики заседаний от узкопредметных до межпредметных ИШМО, переходящих в режим развития. Рамки расширили: осуществляем экспериментальную школьную работу не только входящих в неё членов, но и ученического научного общества Малой академии наук. В перспективе планируем в состав ИШМО включить преподавателей вузов.

Проводим конкурсы "Учитель учителю", "Лучшая самообразовательная работа", "Лучшее ИШМО", Портфолио и выставки методического искусства учителя.

Используемые методы: Банк методических идей ,особенно ИКТ, переход на диалогические методы (дебаты, дискуссии:).

Если раньше позиция учителя была ОБУЧАЕМЫЙ, то сейчас ОБУЧАЮЩИЙСЯ.

Мы постоянно пополняем формы и методы работы и применяем их как в отдельности , так и в оптимальном сочетании:

  • общешкольные (работа над единой методической темой, конференции, фестивали, ярмарки ,панорамы педагогических идей);
  • групповые (ИШМО, проблемные группы);
  • индивидуальные (консультации, наставничество, самообразование).

Учителю предоставлено право выбора, кроме ИШМО. Оценивается эффективность методической работы не по числу, разнообразию форм и методов работы с учителем, а по уровню профессионализма коллектива, от которого зависит развитие личности ученика- выпускника школы. Проблему повышения квалификации всего педагогического коллектива мы решаем на основе :

Целей и задач, стоящих перед школой в целом и конкретным учителем, в частности.

Результатов диагностики достоинств и затруднений в педагогической деятельности.

Сложившихся школьных традиций.

Сравнительной характеристики различных форм методической работы.

Нельзя не учитывать различную готовность учителя к восприятию каких-либо образовательных программ. Важно понимать, что их содержание должно быть дифференцированным в соответствии с уровнем квалификации учителя.

  1. Уровень начинающего специалиста, который готов к выполнению заданий в рамках своей профессии, но ещё не способен реализовать их на практике.
  2. Уровень неспециалиста, пришедшего в школу в силу обстоятельств, владеющего теорией, но не имеющего психолого-педагогических знаний.
  3. Уровень учителя-профессионала, у которого присутствуют глубокие знания предмета, практические умения, закреплённые в опыте.
  4. Уровень учителя-мастера, обеспечивающего стабильно высокие результаты своего труда без перегрузки учащихся. Уровень учителя-исследователя.

Период профессионального роста учителя от уровня полученной квалификации до уровня исследователя у каждого педагога свой, своя накопительная система педагогического опыта, и задачей заместителя директора по УВР, руководителя методической службой совместно с методическим советом, является хорошо организованная система непрерывного образования , своеобразная "паутина" всех уровней методического поля.

Одним из условий развития школы является повышение квалификации всего педагогического коллектива, поэтому мы и берём за основу - коллективную форму методической работы ИШМО, работу над единой методической темой. Помогает решать проблемы занятия Клуба педагогов -1 раз в месяц и информационно- аналитические совещания учителей - 2 раза в месяц.

Подробнее остановимся на одном из направлений методической работы - руководстве интегрированными школьными методическими объединениями.

В школе 5 объединений.

Приложение 1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИШМО

Единая методическая тема школы вытекает из темы района " Создание многоуровневой системы образования как формы непрерывного развития профессионализма педагогов". Отсюда методическая тема школы "Формирование у педагогических кадров школы потребности в непрерывном профессиональном росте как условии достижения современного качества образования".

На первом заседании ИШМО координатор читает приказ об открытии методического объединения, назначении руководителя, составе, цели, задачах, структуре, приоритетных направлениях, единой методической теме. Руководитель читает Положение о ИШМО, корректирует планирование. С этого начинается руководство ИШМО заместителем директора по УВР (учебно-воспитательной работе).

Методический совет из анализа деятельности методической службы школы определяет направления ИШМО, которые требуют своего решения.

1. Информационное обеспечение. Недостаточная эффективность использования имеющихся информационных ресурсов в обучении (все МО).

Недостаточное количество компьютерных программ в школе (все МО).

2. Учебно-методическое обеспечение:

Остаётся проблемой повышение квалификации учителя по содержанию преподаваемого предмета ( МО гуманитарного и технологического циклов).

Недостаточное использование вариативных форм повышения квалификации

( МО гуманитарного, естественно-научного, технологического циклов).

3. Научно-методическое обеспечение:

Отсутствие достаточной научно-методической базы в системе работы общественных экспертов.

4. Аттестационно-диагностическое обеспечение:

Недостаточный уровень профессионального развития педагогов (МО технологического цикла).

Недостаточное владение методикой диагностики образовательного процесса

(МО технологического, гуманитарного циклов).

5. Нормативно-правовое обеспечение:

Недостаточный механизм инновации нормативно-правового обеспечения методической работы.

Анализ методической работы, диагностика затруднений, мониторинг педагогов определили перспективные направления работы ИШМО на учебный год:

  • уделить более пристальное внимание индивидуально-групповым занятиям и социально-экономическому профилю,
  • уделить внимание обновлению технологий, организовать модульные курсы.

Сравнительный анализ анкетирования учителей за 3 года позволил сделать следующие выводы:

  • 39% педагогов испытывают затруднение в использовании информативных технологий;
  • 23% - в описании собственного опыта;
  • 28% - владении диагностическими методиками и методиками ЕГЭ.

Положительная динамика наблюдается по планированию самообразования, осуществлению дифференцированного подхода к обучению.

Затруднения поделили на 3 группы:

  • 1 тип - типичное для педагогов школы,
  • 2 тип - для группы педагогов,
  • 3 тип - наиболее значимое для конкретного педагога ( влияет на результат).

Каждая группа затруднений анализируется, определяются пути их устранения.

Затруднение 1 типа разрешается в процессе работы над методической темой школы,

2 типа - в процессе работы ИШМО, 3 типа - снимается в процессе самообразования.

Вместе с руководителями ИШМО составляем ДИАГНОСТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ на учебный год.

4 года назад на занятиях Клуба педагогов была реализована программа "Педагогический мониторинг". Структура этой программы включала 3 блока:

  • 1 -теоретические основы,
  • 2- качество образования,
  • 3- профессионализм учителя.

Это существенно повысило качество методической работы, которая сегодня ведётся строго на диагностической основе, помогает учителю преодолевать профессиональные затруднения.

Отсюда содержание работы всех МО по направлениям деятельности.

1. Аналитико-диагностическое

Анализ социального заказа учащихся и родителей, анализ учебного плана и учебной работы, её потребностей и ресурсов, программ, анализ инновационных процессов, мониторингов, эффективность работы по повышению квалификации педагогов.

2. Информационно-методическое

Работа по обновлению информации на школьном сайте. Разработка методических материалов, нормативно-правовой документации, публикации в СМИ. Данные о динамике развития классов, параллелей школы, преемственности между ними.

3. Инновационное

Деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств. Внедрение в УВП инновационных курсов, программ, индивидуально- групповых занятий, авторских технологий. Пропаганда, изучение, использование современных методик. Разработка и реализация проектов.

4. Организационно-методическое

Организация участия педагогов и школьников в районных и школьных конкурсах, олимпиадах, мастер- классах, научно- исследовательских проектах:

5. Контрольно-корректирующее

Инновационные процессы. Ход, результаты экспериментов. Стартовые, рубежные , диагностические и итоговые мониторинги. Это приоритетные объекты контроля.

6. Нормативно-правовое.

Основными задачами методической работы всех интегрированных объединений являются:

  1. просвещение учительства, изменение его мировоззрения в свете происходящих инноваций (цифровое образовательное пространство);
  2. диагностика педагогического профессионализма качества образования в соответствии с потребностями школы, Программой её развития;
  3. изучение информационных потребностей педагогов в повышении научно-педагогической квалификации;
  4. формирование информационной культуры педагогов;
  5. организация консультативной поддержки, в том числе и на основе использования информационных технологий;
  6. организация само- и взаимообразования;
  7. развитие и внедрение инноваций в образовательный процесс, координация и стимулирование поиска эффективных технологий;
  8. организация проектно-исследовательской работы;

9 обновление содержания учебных предметов в связи с введением профильного обучения, ЕГЭ, школьных экспериментальных Программ.

Иными словами - "выращивать педагога на протяжении его профессиональной жизни" и отслеживать повышение квалификации.

Конечно, многое зависит от самообразования педагога.

Я провела интервью, выясняя в ходе исследования, что может побудить или побуждает учителя к самообразованию:

  • 47% учителей - потребность в знаниях и интересах к ним;
  • 28% - требования жизни, потребность в освоении новых идей, новаторского опыта;
  • 23% - желание овладеть методами анализа, оценки и обобщения результатов собственной работы;
  • 0.5 % - стремление утвердиться среди коллег, родителей , завоевать авторитет;
  • 1.5 % - под давлением обстоятельств.

Формы научно-методической работы ИШМО разнообразны и соответствуют содержанию работы, профессиональным возможностям, образовательным потребностям, повышению квалификации учителей.

Их объединяем в 6 блоков

БЛОК ФОРМЫ
1.Поисковая работа Участие в инновационной работе, разработка вариативных программ курсов по выбору, участие в научно-практической конференции, семинарах, выступления по реализации школьных экспериментальных Программ и проектов.
2. Руководство поисковой работой

обучающихся.

Руководство ИГЗ, научного общества Малой академии наук, участие в научно-практической конференции учащихся "Люблю тебя, мой край родной!". Руководство работой учащихся с повышенной мотивацией.
3. Разработка методической

документации

Работа по выбору программ, учебников, УМК. Разработка различных положений, смотров, конкурсов, олимпиад, методик, в том числе диагностики, управленческой документации.
4.Подготовка учебных материалов на электронных носителях Подготовка уроков, мастер-класса, дидактических материалов, мероприятий на электронных носителях.
5. Обобщение и распространение

инновационного педагогического опыта

Работа в ИШМО по систематизации, обобщению собственного или инновационного опыта. Презентация, мастер-классы, выступления, выездной семинар по обмену опытом в гимназию № 2 , создание Банка данных передового опыта.
6. Повышение квалификации учителей Круглые столы, Панорамы методических идей, Педагогический смотр традиционных и инновационных технологий, Клуб педагогов, конкурсы "Лучшая самообразовательная модель", "Учитель учителю", "Лучшее ИШМО", выставки, презентации, Портфолио учителя, смотр кабинета.

План работы над единой методической темой в рамках ИШМО в учебном году включал:

Групповую работу:

  • Проектная работа с учащимися научного общества Малой Академии наук  в районном Дне науки - победители по физике и Лауреаты - по литературе и химии)
  • Творческая группа в рамках Клуба педагогов

Коллективную:

  • ИШМО
  • Клуб педагогов (1 раз в месяц)
  • Педагогический всеобуч (Прямая линия)
  • Информационно-аналитические совещания (2 раза в месяц)
  • Планёрки педагогов (по четвергам)
  • Научно-практическая конференция учащихся Малой академии наук "Люблю тебя, мой край родной"

Индивидуальную работу:

  • Обобщение передового опыта (февраль)
  • Наставничество (декабрь )
  • Индивидуальные консультации (по вторникам )

Конкурсы:

  • "Лучшая самообразовательная модель",
  • "Учитель учителю",
  • "Лучшее ИШМО",
  • "Презентация Портфолио учителя".

Недели предметов, наставничества, смотр кабинетов, выставки.

По реализации единой методической темы в марте провели научно-практическую конференцию "Формирование у педагогических кадров школы потребности в непрерывном профессиональном росте как условии достижения современного качества образования". Результаты окрыляют, но есть над чем работать. Надо отметить, что без ресурсного обеспечения МК УО хороших результатов невозможно достигнуть. Методический кабинет управления образования помогает решать задачи:

  • Предоставляет нормативно-правовую базу.
  • Оказывает помощь в разработке БУП, планов, решении проблем методического характера, предоставляет образцы документации, проводит учёбу, семинары.
  • Организует повышение квалификации, в том числе с позиций информационных технологий.
  • Обеспечивает литературой по проблемам педагоги, психологии и т.д.
  • Содержание методической работы всех ИШМО включает единый "стержень", куда входят:
  1. Личностно-ориентированный подход,
  2. Информационно-коммуникационные технологии,
  3. Реализация школьных экспериментов:

а) проектная деятельность;

б ) проект обновления содержания образования ;

в) реализация Программы по укреплению и сохранению здоровья учащихся;

г) реализация Программы развития и поддержки учащихся с повышенной мотивацией.

И в то же время каждое ИШМО имеет "своё лицо" по новым подходам, методике, поиску, опыту.

Физико-математическое объединение больше склонно к интеграции - блоковой подачи материала (технологии решения исследовательских задач через таблицы, графики, интегрированные уроки).

Гуманитарный цикл - разноуровневое обучение (учителя литературы, иностранного языка), системная реализация межпредметных связей, проектирование.

Естественно-научный цикл - интеграция связей урочной и внеурочной работы (химия, биология, экология), проектно-исследовательские методы.

Социально-коррекционное направление - использование психолого-педагогической диагностики.

Итак, роль заместителя директора по УВР в руководстве ИШМО можно представить в следующем виде (основные направления):

  Информационно-аналитическая деятельность
Роль зам. директора по УВР Составляет план проведения мониторингов, диагностики, статистических справок совместно с руководителем ИШМО
  Научно-методическая деятельность
Роль зам.директора по УВР Возглавляет методический совет (МС). Определяет темы семинаров на основе рекомендаций МС, включает их в план деятельности школы. Координирует и анализирует работу руководителя ИШМО
  Организационно-методическая деятельность
Роль зам. директора по УВР Осуществляет контроль за документацией. Анализирует деятельность МО, информационной службы по удовлетворению запросов педагогов на обучение современным информационным технологиям.
  Экспертно- диагностическая деятельность
Роль зам.директора по УВР Организует и координирует деятельность руководителя МО по экспертизе и диагностике. Анализирует результаты мониторинга, уровень профессиональной подготовки учителей, качество обученности учащихся, развитие научно- исследовательской и творческой работы педагога.
  Экспериментально-инновационная деятельность
Роль зам.директора по УВР Координирует и контролирует деятельность МО по экспериментам и инновациям