Цели урока:
- дидактические: сформировать с помощью учащихся алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. Научить применять на практике, закрепить навык и проверить правильное понимание;
- развивающие: развитие у учащихся логического и последовательного мышления;
- воспитательные: воспитание у учащихся аккуратности при работе в тетрадях, при оформление примеров и задач.
- Организация начала урока.
- Подготовка к активной познавательной деятельности на основном этапе урока.
- Усвоение новых знаний.
- Закрепление новых знаний.
- Первичная проверка понимания.
- Итог урока.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Цели: подготовить учащихся к работе.
Методы:
- провести приветствие;
- определить отсутствующих;
- проверить готовность к уроку;
- сообщить цели урока;
- дать информацию о ходе урока.
С первого взгляда кажется математика сложная наука. Но как любая наука она дает нам новые знания, умения, новые возможности для их применения на других уроках, в практической жизни. Чтобы знания можно было эффективно применить, нужно, чтобы они были прочно усвоены. Древняя китайская мудрость гласит:
"Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму."
Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю. Для того, чтобы наш урок был плодотворным, давайте последуем совету китайских мудрецов и будем работать по принципу: я слышу - я вижу - я делаю:
Подготовка к активной учебной деятельности на основном этапе урока.
Цели: повторить алгоритм сравнения десятичных дробей.
Методы:
- устная работа;
- работа в тетрадях с тренировочными упражнениями.
- Открыть тетради, записать число, "классная работа".
- Отложить тетради, работа устно.
- Сравнить следующие пары десятичных дробей (используя алгоритм сравнения десятичных дробей).
На экране:
1 слайд (задание) | 1а слайд (проверка) |
31.28 :46,72 | 31.28 < 6,72 |
138,01:99,8487 | 138,01 > 9,8487 |
17,3:17,30 | 17,3 = 17,30 |
3,006:3,0006 | 3,006 > 3,0006 |
28,466:28,468 | 28,466 < 28,468 |
4,055:4,0505 | 4,055 > 4,0505 |
Письменная работа в тетради
- записать дроби 7,09 70,09 0,790 0,079 7,079
- расположить дроби в порядке возрастания
(1 ученик у доски)
Слайд:
7,09 70,09 0,790 0,079 7,079
0,079 0,790 7,079 70,09
- Ребята, собираясь, к вам на урок в почтовом ящике я обнаружила письмо Страшилы Мудрого. Послушайте, что он вам пишет.
"Мудрые пятиклассники"
Я измерил стороны своего треугольного забора. Они равны 18,7м и 13,6м. А третью сторону измерить не могу, так как забор пересекает ров с водой, который мне с измерительным шнуром не перепрыгнуть. Железный дровосек мерить не хочет. А Каги-Кар сказала, что периметр моего забора равен 42,9м. Сказала и улетела. А я так и не понял, как мне измерить третью сторону и при чём здесь это странное слово "периметр". Помогите мне разобраться, пожалуйста.
Страшила Мудрый.
- Обсудить возможность помощи Страшиле Мудрому.
На слайде данные задачи:
Р = 42,9м
а = 18,7
в = 13,6
с - ?
- Что такое периметр?
Р=а+в+с
- Как найти третью сторону?
с=Р-а-в или с=Р-(а+в)
- Можно ли это сделать? Почему?
(Нет, так как не умеем складывать и вычитать десятичные дроби).
Усвоение новых знаний.
Цель:
- Ввести алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
- Показать применения его на примерах.
- Записать в тетрадях этапы алгоритма сформированные учащимися.
Методы: устное объяснение с элементами самостоятельной работы (устной) учащимися.
На доске: - Пусть необходимо сложить два числа 3,7 и 2,651.
Пусть необходимо вычесть два числа 3,7 и 2,651. (Поступаем аналогично) |
На слайде: 1. Проверить количество знаков после запятой. 2. Уравнять количество знаков. 3. Записать "столбиком" запятая под запятой. 4. Мысленно отбросить запятую и сложить как натуральные числа. 5. Поставить под запятыми запятую. Поступаем аналогично. Устно проговорить все шаги. |
Всё записываем в тетрадь.
В тетрадях.
Алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей.
- Уравнять в дробях количество знаков после запятой.
- Записать их друг под другом, чтобы запятая оказалась под запятой.
- Выполнить сложение (вычитание) не обращая внимания на запятую (как натуральные числа).
- Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Теперь мы сможем решить задачу Страшилы Мудрого?
Ответ на задачу:
На слайде данные задачи | Проговорить поэтапно алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей на примерах | |
Р = 42,9м а = 18,7 в = 13,6 с - ? Р=а+в+с с=Р-а-в |
Закрепление новых знаний.
Цель: закрепить навык применения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.
Метод: тренировочные упражнения.
На слайде.
Заполнить схемы, произведя вычисления с помощью алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.
Учащиеся решают, вычисляя и объясняя у доски.
Первичная проверка понимания.
Цель: проверить уровень освоенности материала и правильность применения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.
Метод: самостоятельная работа на раздаточных карточках по вариантам с последующей взаимопроверкой.
- Раздать карточки (перед началом урока).
- Подписать.
- Работа на карточках.
- Провести взаимопроверку. (Ответы на слайде)
I вариант
а 2,47 21,01 35,7 29,345 в 3,1 8,16 2,188 а+в 15,94 44,2 107,3
II вариант
а 1,004 9,99 16,52 в 4,037 17,1 9,1 7,15 а+в 12,8 38,12 18,48
Итог урока.
Цель: повторить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
Метод: фронтальный опрос в форме беседы.
На слайде для проверки "Алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей".
Домашнее задание.
Цель: дать инструктаж по выполнению домашнего задания.
Метод: устное объяснение.
- п.32 читать
- алгоритм выучить
- № 1228 (а,б,в)
- № 1229 (а,б,в)
- №1230
- № 1228 - Используя алгоритм сложения найти сумму десятичных дробей.
- № 1229 - Используя алгоритм сложения найти сумму десятичных дробей.
- № 1230 - Используя алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей вычислить стороны и периметр треугольника по одной известной стороне.