Урок "Деловая игра"

Разделы: Математика


Мне хотелось бы поделиться с Вами формой урока, которая успешно применяется мною в классах с 6-ого по 10-й. Такой урок носит название “Деловая игра”. Этот урок имеет также и элементы соревнования.

Заранее класс разбивается учителем на 4 группы – как правило, у меня в каждой группе 5–6 человек. Если класс большой, можно количество групп увеличить.

Каждая группа – это “фирма”. В одну группу – “фирму “Аудит” учитель отбирает  наиболее сильных учащихся, знающих и любящих математику.

Их может оказаться не 6, а, например, 4 человека. Остальные группы формируются равномерно: и хорошие и слабые учащиеся. Каждая фирма имеет название, у нас фирмы обычно называются “Альфа”, “Бэта”, “Гамма”.

“Сотрудники” каждой “фирмы” выбирают “президента фирмы”, который потом руководит работой своих “подчиненных” во время урока.

Урок начинается с того, что учитель, как заказчик, обращается в “фирму “Аудит”  с просьбой определить, в какую из трех “фирм” ему следует передать ответственный заказ. “Фирмы” “Альфа”, “Бэта” и “Гамма” получают по одной задаче, а “фирма “Аудит” сразу все три задачи, полученные “фирмами”. 15–20 минут урока отводится на решение задач. Каждая “фирма” должна решить свою задачу, оформить и готовое решение – “отчет” сдать “фирме “Аудит”. “Аудиторы” к тому времени должны решить все три задачи.

Наступает момент защиты решений. “Фирма”, сдавшая свой “отчет”, первой защищается первой у доски и т. д. “Сотрудники фирм”, решавшие другие задачи, записывают решения “чужих” задач в тетради. В процессе защиты все имеют право   задавать вопросы. Это очень полезно, особенно если “деловая игра” проводится на уроке геометрии, т.к. “фирмы”- конкуренты очень бывают дотошны и требуют  обоснований всех мелочей.

Каждая “фирма” получает на “защиту” 5 минут. Прослушав все три “фирмы” и оценив сданные ими “отчеты”, “фирма “Аудит” должна обоснованно порекомендовать “заказчику”-учителю лучшую “фирму”. Хочется обратить внимание на речь учащихся во время “деловой игры”: “Позвольте, господа, представить Вашему вниманию наш отчет” и т.п. Обычно детям этот стиль очень импонирует.

Заключительные слова принадлежат, конечно, учителю. Если он полностью согласен с “фирмой “Аудит”, он благодарит за оказанную “помощь” и выставляет оценки. Здесь много вариантов: можно поставить только пятерки лучшей “фирме”, а можно и выставить четверки. Работа “аудиторов” тоже может быть оценена. Иногда бывает правда, в моей практике это было только 2 раза), что учитель не согласен с “аудиторами”. Тогда в заключении урока возможна интересная дискуссия, когда учитель выскажет свои замечания, что, несомненно, также окажется весьма полезно для учеников.

В 6–7-х классах такую игру, конечно, надо проводить на одном уроке, хорошо подготовив организационный момент. Однако, в 8–10-х классах можно проводить игру на сдвоенных уроках, если они есть в расписании. Тогда и задачи могут быть посложнее и обсуждение подробное и проблемное. Обычно на моих уроках “президенты фирм” назначают “сотрудника”, который будет “защищать отчет”, и обычно это бывает хороший ученик. Но ситуацию можно усложнить – предоставить право выбора “защищающего” учителю. Тогда все “сотрудники фирмы” будут серьезно относиться к заданию, не зная на кого падет  выбор учителя.

В заключение приведу для примера краткие конспекты двух уроков.

6-й класс

Тема урока: Дробные выражения.

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Цели урока:

1) Обучающая: закрепить умения и сформировать навыки действий с дробными выражениями;
2) Развивающая: применять знания и умения для решения различных текстовых задач;
3) Воспитывающая: развивать умение учащихся работать в коллективе.

Оборудование: тетрадь, карандаш, ручка, линейка, карточка с текстом задачи.

Этапы урока

1) Организационный момент: Учитель – “заказчик” обращается к “фирме “Аудит” с заказом  определить лучшую фирму. Раздача задач. - 1 мин.
2) Закрепление материала: Решение “фирмами” задач. - 15 мин.
3)Обобщение знаний, полученных на уроке: обсуждение решений задач, оценка этих решений. - 19 мин.
4)Итог урока: Заключительное слово учителя, выставление оценок, домашнее задание. - 10 мин.

Примерные задачи для “фирм”.

  1. Бак наполняется одной трубой за 10 часов, а через вторую трубу опорожняется через 18 часов. Через сколько часов наполнится бак, если одновременно открыть две трубы?
  2. Первая бригада может выполнить работу за 6 дней, вторая за 7 дней, а третья к ним присоединилась третья бригада, и работа была закончена. Сколько дней все три бригады работали вместе?
  3. Первая труба наполняет бассейн за 50 минут, а две трубы вместе могут наполнить бассейн за 20 минут. Можно ли через одну вторую трубу наполнить бассейн за 33 минуты?

9-й класс

 Тема урока: Углы, вписанные в окружность.

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Цели урока:

1) Обучающая: знать формулировки определения вписанного угла, формулировки теоремы об измерении вписанного угла и следствия из этой теоремы, закрепить умения находить дуги, которыми измеряется вписанный угол, использовать в решении задач равенство вписанных углов;
2) Развивающая: применять знания и умения к решению нестандартно сформулированных задач;
3) Воспитывающая: развивать умение учащихся работать в коллективе.

Оборудование: тетрадь, карандаш, ручка, линейка, циркуль, карточка с текстом задачи.

Этапы урока те же, что и в 6 классе, а время, отведенное на тот или иной этап урока учитель может определять индивидуально.

Примерные задачи для “фирм”.

  1. Пусть А, В, С, D – четыре последовательно расположенные точки окружности. Хорды АС и ВD пересекаются в точке О1. Найти величину дуги, которой Измеряется угол АО1В.
  2. Как измерить угол между касательной к данной окружности в точке А и секущей, проходящей через ту же точку?
  3. Из точки, взятой вне окружности, проведены две секущие. Найти величину дуги, которой измеряется угол между этими секущими.