Урок русского языка в 8-м классе на тему "Вводные слова"

Разделы: Русский язык


Цель: развитие речевой и мыслительной деятельности.

Задачи:

  • повторить теоретические сведения о вводных словах и знаки препинания при них;
  • развивать навыки пунктуационного анализа предложений;
  • совершенствовать умение сравнивать, делать выводы;
  • формировать умение использовать вводные слова в речи устной и письменной;

Оборудование и наглядность:

  • таблицы (на доске) (Приложение №2);
  • приложение №1 с текстами (на каждого ученика);
  • "Словарь синонимов";
  • перфокарты (на столах);
  • карточки для групповой и индивидуальной работы;

Ход урока

Если в мире есть вещи, достойные
названия "чуда", то слово, бесспорно,
первое и самое чудесное из них.
Л. Успенский

1. Организационный момент.

2. "Орфографическая пятиминутка"

Задание (устно по вариантам): Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы в записанные на доске слова. В тетрадь выписать их подряд.

чу..ство в ровес..ник -
серебр..ный - бе..шумный с
здра..ствуй в апел..яция л
р..сток о камен..щик -
праз..ник д к..снулся о
куплен..ый н а..тограф в
ц..плёнок ы без..аварийный -
сыноч..к е сл..гаемое а

3. Вступительное слово учителя о целях урока.

Далее обратить внимание учащихся на эпиграф, помещённый на доске. Почему именно эти слова выбраны для урока? (Ответы учащихся)

4. Проблемный вопрос. Однажды наш знаменитый лингвист А.М. Пешковский заметил, что вводные конструкции - это "инородные слова, внутренне чуждые приютившему их предложению". Согласны ли вы с этим утверждением?

(Ответы учащихся. Вывод учителя.)

Слово ученика. Специально подготовленный ученик читает наизусть стихотворение А.Кушнера "Вводные слова".

Слово учителя. Автор этого стихотворения определяет значение вводных слов, как важное, но они замедляют речь, мешают суть сберечь. А как считаете вы?

(Ответы учащихся.)

5. Работа с текстом "Красная планета" (устно) (1-е задание в приложении №1.)

Задание: Подготовиться к выразительному чтению. Найти вводные слова, определить их значение и подумать, почему именно такие вводные слова использованы автором в данном тексте. (Ответы учащихся. Вывод учителя)

6. Работа с тестом по перфокартам (2-е задание в приложении №1 по вариантам)

Задание: Проанализировать данные предложения, отметить плюсом в 1-м столбике, если есть вводное слово. Если его нет - плюс во 2-м столбике. Перед выполнением задания обратить внимание учащихся на две таблицы на доске из Приложения №2:

1) Слова, не являющиеся вводными;

2) Слова, которые всегда вводные;

Взаимопроверка: соединить фломастером середины плюсов одной чертой, сравнить получившуюся ломаную линию с представленным образцом.

7. Групповая и индивидуальная работа:

Работа по карточкам - 4 человека ("слабые" ученики)

Задание: составить предложения с указанными вводными словами.

Работа по карточке - 1 человек ("сильный" ученик)

Задание: понаблюдать за тем, как Н.В. Гоголь создаёт комический эффект в нижеприведенном тексте.

Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив, шаровары в таких широких складках. Что если бы раздуть их, то в них можно было поместить весь двор, с амбарами и строениями.

Групповая работа в парах. "Грамматический конструктор" 1 - 6 человек (3 пары).

Задание: из "кубиков" составить два предложения - с вводным словом и без него. При этом должны быть использованы все "кубики", лишь вспомогательный - союз - применяется при необходимости.

  • К несчастью, водителя неосторожность привела к инвалидности и
  • До конца года, действительно удостоверение продлено и
  • Должно быть, похолодание кратковременным будет но

Остальные учащиеся в это время самостоятельно анализируют два записанных под диктовку предложения:

Казалось мне, что я лежу
На влажном дне глубокой речки.
Тот край, казалось, мне знаком.

Задание:

  • Определить, какие предложения по структуре;
  • Обратить внимание на одинаковые слова;
  • Доказать с помощью вводных слов, указывающих на последовательность изложения, что перед нами омонимы.

(Ответы учащихся. Рецензия на ответ.)

Проверка выполненных заданий.

8. Проверка домашнего задания.

Слово учителя. Вводные слова - закономерное явление в русском языке. Никто из великих русских поэтов и писателей не избегал вводных слов. Давайте прочитаем предложения с вводными словами, которые вы подобрали дома из учебника литературы, и подумаем, почему их использует автор.

  • 1-й вариант - 5 предложений из комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
  • 2-й вариант - 5 предложений из поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

(Ответы учащихся)

Примеры ответов:

Предложения из "Ревизора":

  • "Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые"
    (О возможности выполнения указаний городничего)
  • "Нет, я вам скажу, вы не того, вы не:"
    (Вводное предложение принадлежит Аммосу Фёдоровичу Ляпкину-Тяпкину. Оно раскрывает пустоту этого человека)
  • "Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения"
    (Городничий считает, что ревизор обязательно посетит указанные заведения)

Предложения из "Мцыри":

  • "Меня могила не страшит: там, говорят, страданье спит"
  • "Казалось, звон тот выходил из сердца"
  • "Быть может, он с своих высот привет прощальный мне пришлёт"

Вывод: У Н.В. Гоголя вводные слова используются для более точной характеристики героев, а у М.Ю. Лермонтова они помогают правдиво передать мысли и чувства Мцыри, подчеркнуть его одиночество и отчаяние. Использование вводных слов в речи литературных героев делает её красочной и выразительной. Это доказывают примеры из классической литературы.

9. Лексическая работа.

Слово учителя. У некоторых вводных слов есть синонимы.

Подбор синонимов:

Подобрать синонимы к вводному слову конечно.

Работа со словарем - 1 человек.

Задание: Найти словарную статью в "Словаре синонимов" к вводному слову конечно.

(Ответы учащихся)

Слово учителя. В XIX веке в качестве синонимов к этому слову в просторечии употреблялись слова: знамо, знамо дело, вестимо.

Пример:

Откуда дровишки?
Из лесу, вестимо.

Вопрос: Почему именно это вводное слово использует Н.А.Некрасов в речи мальчика? (Ответы учащихся)

Вывод: Таким образом, употребление вводных слов поэтами и писателями для характеристики персонажей не случайно.

Творческое задание: Из данных вводных слов выбрать наиболее подходящее, на ваш взгляд, для речи персонажей из повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" и объяснить, почему.

Командиры (как известно, слышь) им довольны. (Савельич)

Ты (по всей вероятности, знать) хочешь собрать совещание да без меня потолковать об Емельяне Пугачёве. (Василиса Егоровна)

(Видать, вероятно) слух о твоих дружеских путешествиях с Пугачёвым как-нибудь да дошёл до правительства. (Зурин)

Вывод: О А.С. Пушкине можно сказать словами Н.В. Гоголя: "Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения! Как всё округлено, окончено и замкнуто!" (Слова на доске )

10. Редактирование текста.

Индивидуальная работа по карточке

Задание: Отредактировать текст.

В феврале мне, конечно, исполнилось пятнадцать лет, а через год мне, так сказать, будет шестнадцать. Я, значит, люблю собирать радиоприёмники, умею, одним словом, их исправлять. После школы я, конечно, пойду на радиотехнический.

Коллективная работа над редактированием текста (задание №3 из Приложения №1)

Задание:

  • Прочитать текст выразительно.
  • Сделать вывод о словах-паразитах (таблица на доске из Приложения №2)
  • Отредактировать текст.

Проверка выполненных заданий.

Вывод учителя: Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи. И вводные слова нужно использовать правильно, так как излишнее их употребление - стилистический недостаток. И тогда вводные слова затрудняют понимание речи и говорят о неумении выразить свою мысль. Назойливое повторение вводных слов делает речь невыразительной, тусклой, затрудняет её восприятие слушателями.

11. Домашнее задание.

  • Сочинение-миниатюра "Книги - наши друзья"
  • Тезис и аргументы с помощью вводных слов.

12. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учителя и учащихся.

Литература

1 Задание из книги М.Г. Бройде "Русский язык в упражнениях и играх", Айрис Пресс, М., 2001