“Учитель сам должен быть тем,
кем он хочет сделать ученика”
В.И.Даль
Стратегия модернизации образования в РФ предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены ключевые компетентности. В документах по модернизации образования записано: “Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах”. Современному государству необходима компетентная личность, человек способный адаптироваться в современном мире, найти себя и быть нужным обществу. И какой это будет человек - во многом будет зависеть от того, кто заложит азы компетентности. Иными словами многое будет зависеть от того, какой учитель будет рядом с ним
В настоящее время Компетентностный Подход в обучении рассматривается как самостоятельные универсальные составляющие любой профессиональной деятельности, влияющие на ее успешную реализацию. Сейчас Компетенции занимают ведущее место в образовании.
Каков же идеальный тип учителя современности и ближайшего будущего? Это - самостоятельный человек, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах, готовый и способный постоянно учиться всему новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д. Все перечисленные свойства и качества универсальны и необходимы в принципе любому человеку в любой профессиональной деятельности.
Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) по существу и является ответом образования на вызовы современного общества, которое характеризуется все возрастающей сложностью и динамизмом. Поэтому и компетентностный подход в обучении сосредотачивается на том, чтобы не увеличить объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.
Учитель иностранного языка помимо владения иностранным языком на достаточно высоком практическом и теоретическом уровне должен быть самостоятельным в выборе модели обучения; также он должен быть творческим в плане выработки стратегии обучения, определении содержания обучения; осведомленным и хорошо ориентирующимся в существующей учебной и методической литературе по специальности. В профессиональной деятельности учителю иностранного языка необходима еще и гибкость в использовании разных методических приемов с учетом условий обучения, целей и задач урока, психологических особенностей учащихся разных возрастных групп. Учитель должен быть готов повышать свой профессиональный уровень, любить детей, стремиться к самосовершенствованию и самообразовываться. Учитель, прежде всего сам должен быть личностью, обладать искусством владения голосом и формами речевого этикета.
Профессиональные качества учителя иностранного языка можно подразделить на три группы:
- знание преподаваемого языка и культуры народа;
- методические знания и умения учителя;
- педагогические знания и умения учителя.
Предметные качества
Практическое владение языком – основа предметных качеств. Оно предполагает умение выражать мысли в устной и письменной форме, читать с полным пониманием художественную и публицистическую литературу в подлиннике, понимать произнесенную в нормальном темпе речь на слух. Учителю необходимо владеть правильным произношением, интонацией, иметь достаточно широкий запас слов и выражений, владеть нормами грамматики. Все это обеспечивает коммуникативную компетенцию преподавателя. Учителю иностранного языка необходимо иметь знания в области общего языкознания, теории преподаваемого языка и теории родного языка учащихся. К предметным качествам относятся и знание культуры страны преподаваемого языка – географии, истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, фольклора, обычаев. Все это – основа социокультурной компетенции учителя.
Методические качества
Учитель должен разбираться в вопросах методики обучения иностранным языкам, чтобы быть в состоянии понять и оценить методическую концепцию учебника, по которому преподает (или уметь выбрать из нескольких учебников наиболее подходящий для своих условий). Главное – уяснить себе цели обучения иностранному языку в средней школе, понять их видоизменения по ступеням обучения.
Методические качества тесно связаны с предметными качествами. Практическое владение языком позволит, при соблюдении методических норм, успешно обучать детей устной речи, чтению, аудированию, письму, правильно подбирать аудиоматериалы и книжки для чтения. Знание теории иностранного и родного языков позволит прогнозировать затруднения учащихся, подобрать им нужные упражнения. Использование страноведческих знаний поможет обеспечить социокультурный аспект обучения, разбудить и поддержать интерес учащихся к изучаемому языку.
Педагогические качества
Ни предметные, ни методические знания и умения не обеспечат успеха в работе, если не сформированы отношения учителя к учащимся, к своей деятельности, к самому себе. Сформированность таких отношений проявляется в педагогических качествах. Они включают знание возрастной психологии, умение дифференцированно подойти к учащимся, найти сильные и слабые стороны каждого ученика и помочь ему в преодолении трудностей изучения иностранного языка. Индивидуальный подход и педагогический такт особенно важны при оценке успехов учащихся и их усилий.
Важной составляющей процесса обучения является общение учителя с учащимися. Особенно это значимо на уроках иностранного языка, так как мы обучаем коммуникативной деятельности. Надо стремиться к тому, чтобы атмосфера в классе была непринужденной, такой, которая вызывает желание высказаться. Помимо методических средств (создание адекватных ситуаций, организации работы в парах) этому в немалой степени способствует контактность самого учителя, его уважение к личности каждого ученика.
Педагогическая группа качеств включает и любовь к детям, заинтересованность в развитии личности каждого из них, умение укрепить в детях чувство собственного достоинства. Учитель должен обладать и способностью к творческой деятельности. Без этого невозможно разработать и осуществить замысел цепочки уроков, учитывающий разнообразные условия, найти новые приемы.
Педагогические качества помогают учителю правильно организовать процесс обучения, они необходимы и для завоевания авторитета у учащихся. Без уважения со стороны учащихся никакое воспитательное воздействие на них невозможно, отсюда можно сделать вывод, что немыслимо и полноценное общение.
Иными словами, кредо современного учителя заложено в простых истинах и составляет концепцию всего учительского труда, его общественную пользу и значимость.
Кредо учителя иностранного языка:
– Я знаю, чему надо учить.
– Я знаю, как научить.
– Я понимаю, что эти знания нужны людям.
– Я вижу, что люди благодарны мне за работу.
– Я уверен в том, что мой труд полезен обществу.