Использование игры в учебной работе с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности

Разделы: Начальная школа


Педагоги и психологи давно обратили внимание на огромное значение игры для всестороннего развития детей. Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский считал, что в игре "формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля и если говорят, что игры предсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на его будущую судьбу."

"Есть масса игр, писала Н.К.Крупская, - которые физически укрепляют, которые развивают трудовые навыки, которые укрепляют меткость глаза, развивают ловкость." Она указывала на необходимость дать анализ, насколько те или иные игры воспитывают умение коллективно реагировать, дисциплинируют, организовывают.

Развивающее значение игры, по мнению психологов, зависит от того, что в самой глубине генезиса игры, в самих её истоках имеются эмоциональные основания. А эмоции, как известно, заставляют энергично работать и органы движения, и внимание, и воображение, и мышление, и другие психические функции. Захватывая всю личность ребенка, мобилизуя физические и психические силы организма, игра тем самым упражняет и развивает их.

Но если игровая деятельность детей не регулируется и не направляется педагогом, она может привести к отрицательным результатам. Очень ясно это положение конкретизировала Н.К.Крупская, указывая, что есть игры, вырабатывающие жесткость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т.д. Путем игры можно воспитать зверя, путем игры можно воспитать и коммуниста. Советский ученый - педагог и психолог П.П.Блонский тоже отмечал, что если игра не регулируется педагогом, то она может принести вред, как для самого ребенка, так и для окружающих. Поэтому чрезвычайно важно педагогически регулировать игры так, чтобы удовлетворялись потребности ребенка в движении, но без вреда для него и окружающих.

Игра как эффективное средство всестороннего развития личности ребенка широко используется в дошкольных учреждениях, но пока не заняла ещё подобающего ей места в школе. Здесь дают себя знать пережитки ошибочного взгляда на игру как забаву маленьких детей, долго господствующего среди педагогов.

Школа должна учить, а не забавлять учеников развлекательными играми. Такие взгляды на игру как на забаву, противопоставление учения и игры были характерны (хотя не всегда высказывались явно) для педагогики дореволюционной России. Эти ошибочные взгляды на игру в наше время преодолены. Педагоги должны быть вооружены теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми для организации игровой деятельности школьников для использования её в целях воспитания и всестороннего развития ребенка.

Затрудняют организацию игровой деятельности школьников недостаток времени в учебном плане, отсутствие помещений, оборудования.

Как же следует организовать игровую деятельность школьников, чтобы она способствовала их всестороннему развитию? Прежде всего, наметим области жизнедеятельности школьников, в которых находят или могут найти место различные виды игры.

Основной вид деятельности школьников - учение. Учение - это серьезный труд, но это отнюдь не исключает - внесения в него игровых элементов, в частности в виде использования дидактических игр. Элементы игры могут найти место в общественно полезной работе. Игра широко используется в деятельности различных детских организациях. Игра включена в содержание учебных занятий по физкультуре. Так называемые вольные или самодеятельные игры организуются самими детьми по собственной инициативе в школе на переменах, дома, во дворе по месту жительства, заполняют их досуг. Игра должна входить в общий распорядок жизни школы, особенно если это школа полного дня.

Главная особенность дидактической игры состоит в том, что в ней учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируются. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то научается. Учение здесь протекает непреднамеренно. В этой непреднамеренности и кроется глубокий смысл дидактической игры. При создании и применении дидактических игр и игрушек учителю важно осознавать, решению каких дидактических задач должна способствовать данная игра или игрушка, на развитие каких психических функций она рассчитана. Одни игры могут преимущественно упражнять и развивать наблюдательность, внимание, другие - творческое мышление, третьи - речь, четвертые - математические способности и т.д. Это даст учителю целенаправленно подбирать и использовать игры в соответствии с решаемыми дидактическими задачами.

В продаже имеется много различных дидактических игр для дошкольников, гораздо меньше - для школьников. Некоторые дидактические игры, предназначенные для старшей и подготовительной групп детского сада - по математике, развитию речи, природоведению, могут быть использованы и в младших классах школы. Дидактические игры и элементы занимательности особенно целесообразно использовать для предупреждения и преодоления отставания в учении, поскольку, как показали исследования, причинами отставания часто являются недостаточный уровень общего развития школьников, инертность, отсутствие у них интереса к учению. Для детей младшего школьного возраста, помимо настольных игр все больше начинают привлекать игры-головоломки, ребусы, шарады, загадки. Школьники среднего и старшего возраста охотно решают занимательные задачи по математике, физике, астрономии, химии, которые содержатся во многих специальных изданиях.

В ряде школ Москвы и Тулы, участвовавших в коллективном поиске способов предупреждения неуспеваемости под руководством профессора В.С.Цепелина, были удачно использованы некоторые элементы занимательности в индивидуальной работе с учащимися, у которых обнаруживалось отставание в развитии творческой деятельности и низкий уровень познавательных интересов. Работа была организована следующим образом. На протяжении 2-3 месяцев учащийся получал от учителя ряд индивидуальных заданий. На перемене или после урока ученик консультировался с учителем в связи с выполнением задания. А отчитывался он на уроке перед классом. Учитель постепенно втягивает ученика в творческую деятельность, шаг за шагом развивает интерес к предмету, укрепляет веру в свои силы. Сначала ученик выступает как помощник учителя в подготовке классной викторины, конкурса. Затем сам подбирает две-три головоломки, задачи из книг, предложенных учителем. И наконец, ученику дается задание самому придумать интересную шараду и предложить её в классе товарищам.

Игры для развития ума и знаний постепенно усложняются, становятся серьезнее. При использовании игр очень важно следить за отношением детей к игре: при отсутствии или угасании интереса к ней ни в коем случае не следует принудительно навязывать её детям - игра по обязанности теряет свое дидактическое, развивающее значение, из игровой деятельности в этом случае выпадает самое ценное - её эмоциональное начало.

Одним из ценных видов дидактических игр является игра-труд, связанная с конструированием (архитектурным, транспортным, машиностроительным) моделированием, шитьем, выжиганием, выпиливанием, слесарными работами, формованием. Мальчики охотно строят модели планеров, самолетов, ракет и т.д. Девочек интересует игра-труд, связанная с бытом: они шьют, вышивают, вяжут одежду для кукол. С помощью игр можно организовать разнообразную игровую трудовую деятельность школьников, расширяющую их общеобразовательный и политехнический кругозор, развивающую любознательность, творческие способности. Исследования педагогов-психологов показали, что игра влияет на формирование личности ребенка и является такой деятельностью, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются главнейшие психические качества. Ни в какой другой деятельности ребенок самостоятельно не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости, как в игре.

Обратимся к примеру.

Тема урока: "Обработка бумаги". Изделие - "Закладка." После того как в диалоге с детьми выясняется, какие материалы и инструменты необходимы для работы, учитель предлагает игру "Один за всех'' и просит учащихся доказать почему она так называется.

- Водящий один раздаст каждому бумагу, ножницы, клей, - говорят дети.

- Раздавать будет под музыку, - говорят одни.

- Когда водящий положит на парту всё, нужно поднять флажок, уточняют другие.

- Правильно,- говорит учительница.

- Если водящий успеет раздать все материалы и инструменты до окончания музыки, мы с вами благодаря ему будем готовы к работе по изготовлению закладки.

- Кто у нас сегодня водящий? (Дети определяют водящего для каждой половины ряда. Водящие подходят к столу с инструментами и материалами. Включается музыка - игра началась.)

В игре участвуют все дети. Потребность в общении: со сверстниками, в их эмоциональном поощрении побуждает к целенаправленному сосредоточенному действию. По разному дети решают игровую задачу (одни сразу кладут ученику на парту все предметы, другие сначала раздают бумагу, потом клей и т.д.), но каждый стремиться успеть раздать все материалы и инструменты до окончания музыки. Итак, за несколько минут обыкновенная парта ученика превращается в рабочее место.

- Дети, - говорит учительница - поблагодарим водящих за помощь, мы теперь обязательно сделаем красивые закладки!

Водящие возвращаются к своим партам класс провожает их аплодисментами. Несмотря на то, что в первый раз получилось не все, дети выразили согласие на следующем уроке вновь поиграть в эту игру. Перед следующим уроком дети подходили к учительнице и спрашивали:

- А кто сегодня будет водящим? Какие сегодня будем раздавать предметы?"

- Сегодня водящий должен определить какого предмета (карточка с его изображением) не хватает на его столе. Узнать это можно только после раздачи всех материалов и инструментов (карточек с их изображением). Предмет-ответ лежит у меня на столе. Водящий должен отыскать его и поднять вверх. Это и будет сигналом к окончанию игры: "Чего не хватает?". В отгадке должны принять участие и игроки: они поднимают вверх карточку-отгадку. Команде, у которой отгадки совпадут, будет присвоено звание "Дружные ребята". Усложнив игру сохраняется её задача - выработать умение подготавливать рабочее место. Дидактическая задача игры подчинена цели урока, осуществление которой невозможно без обеспечения каждого ребенка соответствующими материалами и инструментами.

Игра "Все за одного" или "Поможем водящему" преследует ту же дидактическую задачу, т.е. дает возможность детям самостоятельно подготовить рабочее место. После определения играющим недостающего предмета он отдает карточку с изображением этого предмета с целью обмена. Систематическое проведение целенаправленных дидактических игр позволило выработать у детей элементарное умение - подготавливать рабочее место. Со временем умение становится привычкой, гарантирующей организованность при решении трудовой задачи. Включаясь в такие игры как "Каждой вещи - свое место", "Жмурки", "Что ушло к соседу?", "Украсим ежика", "Чей хвостик?" и многие другие у детей сформируются не только специальные трудовые навыки, но и готовность к волевым усилиям, чувство коллективизма, ответственности, организованности, самоконтроля, развивается творческое воображение. Задача, правила и действия дидактической игры правильно увязанные с трудовыми операциями на уроке, открывают большие возможности для обучения детей элементарным умениям.

Подвижные и спортивные игры включены в программу по физкультуре. Они направлены на совершенствование навыков естественных видов движений в более сложной обстановке. Этому способствуют игры с элементами общеразвивающих упражнений, игры с бегом, с прыжками на месте, с места, с высоты, в высоту, в длину с разбега, игры с метанием на дальность и в цель, подготовительные игры.

П.Ф.Лесгафт - основоположник научно обоснованной теории физического образования, системы физических упражнений - указывал, что педагог - руководитель игры должен сам хорошо понимать смысл и значение правил игры, не допускать ни малейшего произвола, всегда оставаться к ученикам вполне объективным.

Большое воспитательное значение имеет коллективный анализ игры. При этом важно учитывать не только быстроту, но качество игровых действий. Тактично отмечая достижения и недостатки в игровой деятельности отдельных школьников, руководитель пробуждает у них желание, стремление к дальнейшему совершенствованию своих физических сил и психических качеств, к развитию творческих способностей, красоты движений и поступков. Надо добиваться, чтобы педагогическое руководство игрой вызывало к жизни встречную активность школьников к самовоспитанию. Это одно из важнейших условий повышения развивающей и воспитывающей функций игровой деятельности.

Приведу пример урока физкультуры:

После построения учитель объявляет: "Сегодня мы с вами отправляемся в поход по родному краю". После команды "Направо" учащиеся начинают движение по залу произнося слова:

Отправляемся в поход,
Сколько нас открытий ждет.

Во время передвижения по залу обращается внимание на ходьбу, правильность постановки ноги, выноса рук, держание туловища, головы.

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.

При движении выполняются различные виды ходьбы(на носках, на пятках и т.п., положение рук меняется, на пояс, в стороны, вверх и т.п.) Учитель обращает внимание детей на красивых бабочек:

Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.

Учащиеся передвигаются легко бегом на носках, делая руками взмахи, имитирующие движения крыльев бабочки. Передвижение по залу выполняется в различных направлениях, с поворотом на 360. Учащиеся выходят на луг.

Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда, сюда,
Делай раз и делай два.

В ходьбе выполняются движения прямыми руками влево и вправо с поворотом туловища к впереди стоящей ноге. Движения сопровождаются звуком "в-жик".

Учитель говорит:

- Сколько выросло грибов у осинок и дубов

- Мы грибочки собираем, но колени не сгибаем.

После этих слов учащиеся имитируют сбор грибов, выполняя наклоны вперед, касаясь пола ладонями. Следующая встреча с лягушками:

Видим скачут по опушке
Две веселые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг с пятки на носок.

Учащиеся наклоняются вперед "зачерпывают ладонями воду", умываются, выполняя движения пальцами в различных направлениях:

Раз, два, три, четыре
Вот так славно освежились
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это - брасс.

Выполняются движения руками, имитирующие плавание способом брасс. Легкое покачивание на носках. Во время выполнения упражнений по плаванию учитель следит за дыханием (вдох над водой, выдох - в воду). Учитель продолжает читать текст и комментировать движения:

Одной, другой - это кроль.

Слегка наклониться вперед, попеременные гребки руками (выдох на каждый четвертый гребок).

Качаясь на волне, плывем на спине.

Вдох под одну руку, выдох при движении другой. Далее плавание продолжается другим способом:

Все как один плывем, как дельфин.

Одновременные круговые вращения руками вперед, имитация плавания способом "дельфин". Ученики "выходят из воды":

Вышли на берег крутой
И отправились домой.

Построение в колонну по одному и заключительная ходьба по залу: 1-4 -ходьба на носках, счет хором; 1-4- ходьба обычным шагом (считает учитель) и т.п.

После возвращения из похода учитель спрашивает детей о том, что они видели во время прогулки, с кем встречались на своем пути, и подводит итоги путешествия. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание дидактической игры - это всегда осуществление ряда учебных задач.

В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему. Шесть лет - это возраст "почемучек" увлеченно и радостно впитывающие в себя окружающий мир. Это возраст зоркой и острой памяти, беспредельной потребности докопаться до всего самому. Шестилетки - большие фантазеры. Они очень ласковые, доверчивые, любознательные. Каждый урок открывает для них что-то новое, которое потом становилось для них своим, знакомым, понятным, близким. Нелегко давать им знания. Они не любят однообразия, не могут долго слушать, спокойно сидеть. Привычная форма ведения урока для них не годится. Главная забота учителей, работающих с шестилетками,- помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство. Самым понятным и доступным языком для детей шестилетнего возраста является игровая деятельность. На урок к малышам приходят сказочные герои Буратино, Незнайка, Веселый Карандаш, Кот Матроскин и др. Придумывая веселые, смешные истории, происходящие с этими героями, учителя объясняют малышам новый, порой трудный для них материал.

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности (развитию памяти) инициативы. С другой - решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А.С.Макаренко, о том, что "хорошая игра похожа на хорошую работу", каждому учителю необходимо научиться, умело использовать игру на уроке.