Именем Екатерины нареченный

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель данного урока:

  • сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины 2 в истории города Краснодара и Краснодарского края
  • систематизировать знания учащихся об истории основания Краснодарского края и города Екатеринодара
  • развивать умения анализировать, систематизировать знания
  • развитие познавательного интереса, речи учащихся
  • воспитание любви к родному краю,  городу

Для решения этих целей предлагаю следующие формы: постановку затруднения, фронтальную беседу, работу в группах.

В конце урока проводится рефлексия. Когда каждый ребенок анализирует , что нового он узнал на уроке для себя, где и когда ему пригодится это.

Оборудование:

  • Карта Краснодарского края,
  • портрет Екатерины 2,
  • одежда казаков (или фото)

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (5  мин)

Целью первого этапа урока является мотивирование (самоопределение) учащихся к учебной деятельности.

Сегодня вспомнить мы хотим
События в истории России,
Хотим, чтоб выдающихся людей
Вы на уроке этом не забыли.
Кто любит город свой родной,
Тот знает всю его историю в деталях.

Сегодня речь у нас пойдет
О граде Екатеринодаре.

Учитель: - Какое событие будут праздновать в нашем городе 7 декабря?

День Святой Великомученицы Екатерины.

- Имеет ли это событие какое-то  отношение к жителям города, к вам ученикам?

Да, потому что Екатерина покровительница нашего города, а мы  живем в городе Краснодаре. (1 слайд, см. Приложение 1)

2. Основная часть урока. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемной ситуации (25-30 мин).

Целью второго этапа является активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы, организовать самостоятельное выполнение индивидуального задания.

- Прочитав название урока, скажите о чем будет идти сегодня разговор на уроке ? (2 слайд)

О нашем городе.

- Как называется край в котором мы живем?

Краснодарский край.

- Как называется столица ( главный город) нашего края?

Краснодар

- Подумайте, как назывался наш город раньше?

Екатеринодар

- Как вы думаете, как  появлялись названия городов?

- Почему наш город назвали Екатеринодар?

(слайд 3)

(Дети вспоминают, работая в группах, представитель высказывает мнение группы. Дети высказывают свое мнение, подходим к выводу, который обобщает с помощью детей учитель - что древние русские города часто строились по берегам рек. От рек они и получали свои названия: Москва. Так же по русской традиции называли города именами великих людей: Чехов. Наши предки любили селиться  на возвышенных местах, сухих: гора, курган, холм: Курган,  Холмск.  Наш город был назван в честь Екатерины.)

- Кто же это такая  Екатерина, что в честь ее был назван наш город?

Для того, чтобы узнать, кто же такая Екатерина, мы должны с вами сегодня отправиться в путешествие по страницам истории государства Российского. Первое место, куда мы с вами отправимся – далекий 18 век – Петербург. Давайте рассмотрим фотографии тех далеких времен, которым почти 300 лет и как выглядит Петербург сегодня.

(слайд 4)

- Как вы думаете кто это?

Екатерина (принцесса Фике)

(слайд 5)

Учитель: Это молодая немецкая девушка, принцесса Фике, которая приехала в Россию, чтобы стать женой царевича Петра.

- Что вы можете сказать о Фике, глядя на ее портрет?

(Дети продолжают работать в группах, высказывают свое мнение, учитель поясняет.)

Учитель: От природы она была наделена умом и сильным характером. Приехав в Россию, она постаралась выучить русский язык и обычаи страны, в которой ей предстояло провести всю жизнь. Фике  прочла множество исторических и философских трудов и по праву считалась одной из образованнейших женщин своего времени.

- А какой же она стала императрицей, когда пришла на Российский престол нам предстоит выяснить.

(6 слайд)

- Рассмотрите фотографии домов, в которых жили наши предки.

- Как вы представляете жизнь людей в том далеком прошлом?

- Чем они занимались?

- Как выглядели их дома?

- Опишите хату казаков, заполнив пропуски в тексте.

(Учащиеся работают в группах, отвечают.)

- Давайте себя проверим, правильно ли мы думаем…(7 слайд)

 (слайд 8)

- Как выглядели черноморские казаки?

- Опиши одежду казаков.

(слайд 9)

По описаниям и старинным зарисовкам главными частями мужской одежды казаков служили:

1) широкие шаровары

2) бешмет до колен или короче с закрытой грудью, с мягким воротником и с застежками на крючках посредине груди, при спине по талии-обрезной и с двумя-тремя парами складок от пояса вниз, со свободными рукавами;

3) суконный верхний кафтан, по названию «чекмень» - на Дону, «керея» Рукава широкие схваченные манжетами, часто откидные с задним локтевым прорезом

4) на голове Казаки и их предки всегда носили цилиндрические меховые шапки различной высоты

Учитель: еще в начале  в русско-турецкой войны(1787-1791) А.В.Суворов привлек казачью гребную флотилию, которая потеряла в бою 29 своих товарищей, взяли в плен 320 человек, захватили турецкие знамена, 23 орудия, 150  бочек пороха и большой запас продовольствия. За это Потемкин отблагодарил казаков за службу и назначил им для поселения землю между Бугром и Днестром, по берегу Черного моря, но местные власти мешали их переселению. Потемкин внезапно скончался и осиротевшие казаки решают просить саму императрицу отвести казачьему войску земли на Тамани и берегах Кубани.

(10-13 слайды)

Казачья делегация прибыла в Снкт-Петербург и 1 апреля 1792 года попала на прием к императрице. Прошение было уже согласовано.

Екатерина 2, помня военные заслуги казаков, отвечает им согласием.

(слайд 14)

- О каких землях  шла речь в благодарности А.Головатого? О кубанских землях. Черноморские казаки начали обживать кубанские земли. Основали войсковой город который был назван….

Екатеринодар

(слайд 15)

Так родился главный город на Кубани.

- А знаете ли вы места в нашем городе связанные с именем великой правительницы?

 (слайд 16)

3. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог урока) (5 мин)

- Как теперь вы ответите, почему город казаки назвали Екатеринодаром?

- Любили ли казаки свою императрицу?

- За что ее любили?

- Что нового вы узнали?

4. Домашнее задание

Нарисовать , что больше всего понравилось и запомнилось на уроке.(слайд 17)