Цель данного урока:
- сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины 2 в истории города Краснодара и Краснодарского края
- систематизировать знания учащихся об истории основания Краснодарского края и города Екатеринодара
- развивать умения анализировать, систематизировать знания
- развитие познавательного интереса, речи учащихся
- воспитание любви к родному краю, городу
Для решения этих целей предлагаю следующие формы: постановку затруднения, фронтальную беседу, работу в группах.
В конце урока проводится рефлексия. Когда каждый ребенок анализирует , что нового он узнал на уроке для себя, где и когда ему пригодится это.
Оборудование:
- Карта Краснодарского края,
- портрет Екатерины 2,
- одежда казаков (или фото)
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (5 мин)
Целью первого этапа урока является мотивирование (самоопределение) учащихся к учебной деятельности.
Сегодня вспомнить мы хотим
Сегодня речь у нас пойдет
События в истории России,
Хотим, чтоб выдающихся людей
Вы на уроке этом не забыли.
Кто любит город свой родной,
Тот знает всю его историю в деталях.
О граде Екатеринодаре.
Учитель: - Какое событие будут праздновать в нашем городе 7 декабря?
День Святой Великомученицы Екатерины.
- Имеет ли это событие какое-то отношение к жителям города, к вам ученикам?
Да, потому что Екатерина покровительница нашего города, а мы живем в городе Краснодаре. (1 слайд, см. Приложение 1)
2. Основная часть урока. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемной ситуации (25-30 мин).
Целью второго этапа является активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы, организовать самостоятельное выполнение индивидуального задания.
- Прочитав название урока, скажите о чем будет идти сегодня разговор на уроке ? (2 слайд)
О нашем городе.
- Как называется край в котором мы живем?
Краснодарский край.
- Как называется столица ( главный город) нашего края?
Краснодар
- Подумайте, как назывался наш город раньше?
Екатеринодар
- Как вы думаете, как появлялись названия городов?
- Почему наш город назвали Екатеринодар?
(слайд 3)
(Дети вспоминают, работая в группах, представитель высказывает мнение группы. Дети высказывают свое мнение, подходим к выводу, который обобщает с помощью детей учитель - что древние русские города часто строились по берегам рек. От рек они и получали свои названия: Москва. Так же по русской традиции называли города именами великих людей: Чехов. Наши предки любили селиться на возвышенных местах, сухих: гора, курган, холм: Курган, Холмск. Наш город был назван в честь Екатерины.)
- Кто же это такая Екатерина, что в честь ее был назван наш город?
Для того, чтобы узнать, кто же такая Екатерина, мы должны с вами сегодня отправиться в путешествие по страницам истории государства Российского. Первое место, куда мы с вами отправимся – далекий 18 век – Петербург. Давайте рассмотрим фотографии тех далеких времен, которым почти 300 лет и как выглядит Петербург сегодня.
(слайд 4)
- Как вы думаете кто это?
Екатерина (принцесса Фике)
(слайд 5)
Учитель: Это молодая немецкая девушка, принцесса Фике, которая приехала в Россию, чтобы стать женой царевича Петра.
- Что вы можете сказать о Фике, глядя на ее портрет?
(Дети продолжают работать в группах, высказывают свое мнение, учитель поясняет.)
Учитель: От природы она была наделена умом и сильным характером. Приехав в Россию, она постаралась выучить русский язык и обычаи страны, в которой ей предстояло провести всю жизнь. Фике прочла множество исторических и философских трудов и по праву считалась одной из образованнейших женщин своего времени.
- А какой же она стала императрицей, когда пришла на Российский престол нам предстоит выяснить.
(6 слайд)
- Рассмотрите фотографии домов, в которых жили наши предки.
- Как вы представляете жизнь людей в том далеком прошлом?
- Чем они занимались?
- Как выглядели их дома?
- Опишите хату казаков, заполнив пропуски в тексте.
(Учащиеся работают в группах, отвечают.)
- Давайте себя проверим, правильно ли мы думаем…(7 слайд)
(слайд 8)
- Как выглядели черноморские казаки?
- Опиши одежду казаков.
(слайд 9)
По описаниям и старинным зарисовкам главными частями мужской одежды казаков служили:
1) широкие шаровары
2) бешмет до колен или короче с закрытой грудью, с мягким воротником и с застежками на крючках посредине груди, при спине по талии-обрезной и с двумя-тремя парами складок от пояса вниз, со свободными рукавами;
3) суконный верхний кафтан, по названию «чекмень» - на Дону, «керея» Рукава широкие схваченные манжетами, часто откидные с задним локтевым прорезом
4) на голове Казаки и их предки всегда носили цилиндрические меховые шапки различной высоты
Учитель: еще в начале в русско-турецкой войны(1787-1791) А.В.Суворов привлек казачью гребную флотилию, которая потеряла в бою 29 своих товарищей, взяли в плен 320 человек, захватили турецкие знамена, 23 орудия, 150 бочек пороха и большой запас продовольствия. За это Потемкин отблагодарил казаков за службу и назначил им для поселения землю между Бугром и Днестром, по берегу Черного моря, но местные власти мешали их переселению. Потемкин внезапно скончался и осиротевшие казаки решают просить саму императрицу отвести казачьему войску земли на Тамани и берегах Кубани.
(10-13 слайды)
Казачья делегация прибыла в Снкт-Петербург и 1 апреля 1792 года попала на прием к императрице. Прошение было уже согласовано.
Екатерина 2, помня военные заслуги казаков, отвечает им согласием.
(слайд 14)
- О каких землях шла речь в благодарности А.Головатого? О кубанских землях. Черноморские казаки начали обживать кубанские земли. Основали войсковой город который был назван….
Екатеринодар
(слайд 15)
Так родился главный город на Кубани.
- А знаете ли вы места в нашем городе связанные с именем великой правительницы?
(слайд 16)
3. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог урока) (5 мин)
- Как теперь вы ответите, почему город казаки назвали Екатеринодаром?
- Любили ли казаки свою императрицу?
- За что ее любили?
- Что нового вы узнали?
4. Домашнее задание
Нарисовать , что больше всего понравилось и запомнилось на уроке.(слайд 17)