Тема: звук [Ц]
ЦЕЛЬ: Закрепить чёткое произношение звука [Ц] в прямых и обратных слогах, словах, в предложениях, загадках, стихотворениях.
ОБОРУДОВАНИЕ: дидактическое пособие для звукобуквенного анализа, буквы: М,О,Л, О,Д, Е, Ц; тетрадь, ручка, диск, экран.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Логопед: Послушайте, какой звук чаше других слышится в словах: зима, цеПЬ,заяц, скворец, офицер, зяблик, цепь, лисица
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ.
Логопед: Сегодня будем закреплять звук [ц].
За правильное выполнение заданий ты будешь получать фишку-букву.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.
(Используем магнитную доску и цветные магниты, карточки для определения звонкости-глухости и твёрдости-мягкости).
Звук [Ц] - согласный, потому что есть преграда: зубы, язык. глухой - голос не “включён”, используем "наушники"; всегда твёрдый, возьмём в руку камешек.
4. ЧТЕНИЕ ОБРАТНЫХ И ПРЯМЫХ СЛОГОВ.
А теперь почитай cлоги (слайд 3). Какой звук слышим в начале слога? в конце? (слайд 4 ) Прочитай слоги. Где теперь звук [Ц]?
5. ЧТЕНИЕ СЛОВ СО ЗВУКОМ [Ц].
С ударением на слоге (слайд 4 ):
паяц, клёцки, шприц, боец, отец, гонец, удалец, образец, леденец, делец, ларец, холодец, беглец, кузнец, глупец, жилец, конец;
без ударения на слоге:
(слайд 6). Игра "Магнитофон". Логопед произносит первый слог, ребёнок - ЕЦ! а затем полностью слово: ГQР-ец, пад-ец, пер-ец, тан-ец, ран-ец, брат-ец, колод-ец, бежен-ец, мизин-ец.
(Непонятные ученику слова объясняются.)
6. ЧТЕНИЕ СЛОВ СО СЛОГАМИ: ЦЕ, ЦИ, ЦЫ, ЦА, ЦВЕ (слайд 7)
Цыганка, ножницы, концы, птенцы.
Цена, центр, цель, цех, цепкий.
Циркуль, циклон, цитрус, циновка.
Царь, царица, царевич, царский.
Цветок, цветной, цветник, цветёт.
Вопросы: Какое слово в четвёртой строчке “лишнее”? Почему? (это слово “царский”, потому что отвечает на вопрос: Какой? А другие слова отвечают на вопрос кто?)
Каким одним словом можно назвать все эти слова? (однокоренными или родственными). Какой корень в этих словах? Назови слова, в которых буква “а” находится под ударением? Как называются эти слова? (проверочными)
7. ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ слов (слайд 8)
(С использованием дидактического материала и экрана).
Назови словa: цапля. цепь, кольцо, цифры, мотоцикл. Укажи количество слогов и звуков в этих словах.(ученик выкладывает схему слова и записывает её тетрадь). Назови слово, в котором: - 1 слог, 3 слога;
- букв больше, чем звуков; Назови мягкие согласные звуки в этих словах. Какую гласную букву после буквы Ц надо написать в слoвax: цифра, цапля, цепь, кольцо; мотоцикл.
8. ЧТЕНИЕ ПРЕДJlОЖЕНИЙ С ДОБАВЛЕНИЕМ СЛОГОВ.
Прочитай предложения, добавляя CЛОГИ (слайд 9)
На ветке сидит скво-рец. Вот отважный бо-ец. Тётя Оля прода-вец.
Кошка пьёт молоко из блюд-ца. В ванной чистое полотенце. По земле прыгает сини-ца.
(Cлайд I0)
9. ЧТЕНИЕ ПРЕДJlОЖЕНИЙ С ДОБАВЛЕНИЕМ СЛОВ (слайд ll)
Курица снесла (яйцо). Кузнец ковал (цепь). Я потерял (кольцо). - Найди в этих предложениях слово, в котором звук [Ц] находится в начале слова? в конце?
10. АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (слайд 12)
у Нины ... (оrypец). Клади ... (перец) в кастрюлю. ...
(Заяц) обглодал кору.
- Сколько здесь предложений? Назови второе предложение.
- Сколько слов В В этом предложении? Назови третье слово, как оно называется? (предлог).
11. ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.
Логопед: прежде, чем прочитать и заучить стихотворение, надо правильно вставить предлоги (слайд 13)
Цыплята и курица
Целый день ... улице - (на )
Цыплята... курицы, (у )
Цыплята… курице, (на )
Цыплята …курицей (под )
12. УГАДАЙ-КА (слайд 14).
Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. ( ножницы)
В голубой станице девица круглолица.
Ночью ей не спится - в зеркало глядится. (Луна)
13. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Чему учились? Собери из букв, которые ты получил за выполнения задания слово. Прочитай его. (МОЛОДЕЦ)