Действия с обыкновенными дробями

Разделы: Математика


Урок обобщения пройденного материала по теме "Действия с обыкновенными дробями". На данном уроке используется элементы занимательности. Они позволяют сделать процесс обучения увлекательным, создают высокую активность на уроке учащихся.

Цели урока: повторение и закрепление знаний учащихся по данной теме. Проверить практические навыки и умения. Развитие внимания, мышления, самостоятельности, познавательной активности. Повысить интерес к изучению математики.

Ход урока

Вступительное слово.

Нам дроби всякие нужны,
Нам дроби разные важны.
Усердно изучайте их,
И к вам придет удача.

Коль дроби, будете вы знать
И точный смысл их понимать,
То станет легкой
Даже трудная задача.

Мы научились выполнять сложение, вычитание дробей с разными знаменателями, умножать дроби, находить дробь от числа. И сегодня на уроке мы проверим как вы умеете делать.

Актуализация опорных знаний.

Историческая справка.

Первой дробью, с которой познакомились люди была половина. Следующей дробью была треть. Древние египтяне использовали лишь единичные дроби 1/2, 1/3, 1/4, и так далее, то есть дроби, числители которых равны 1. Все вычисления с дробными числами производились с помощью этих единичных дробей, что было очень сложно. Поэтому вычисления могли выполнять лишь специально обученные писцы. Долгое время действия с дробными числами считались очень сложными. Недаром у немцев сохранилось выражение "Попасть в дробь", что означает "попасть" в тупик, в трудное положение. Эта поговорка напоминает о тех временах, когда дроби, которых иногда называли ломаными числами, считали самым трудным разделом математики. Поэтому человека умеющего выполнять действия с дробями считали умным.

Устные задания:

1) Вставьте пропущенное число:

а)

?

Ответ: . Такие дроби называются взаимно-обратными.

Ответ: .

в) Решите задачу.

Воробей не может продержаться в воздухе более 1/15ч. Он подает от усталости на землю. Сколько минут может продержаться воробей в воздухе?

Ответ: 4 минуты.

г) Как выполнить сложение и вычитание дробей?

д) Как выполнить умножение дроби?

Формирование умений и навыков учащихся.

"Поднимись по лесенке"

Два ученика у доски выполняют задание "лесенка" (один поднимается справа, другой слева)

 

Остальные решают эти примеры в тетрадях (по вариантам). Проверка.

Ответ. Вариант 1: 2; 1; ; 3; 1;

Вариант 2: 2; 2; 3; 1.

Посмотрите, как изображали дроби в Древнем Египте:

В Древнем Китае вместо черты использовали точку: .

Индийцы дробь записывали так:.

Современная форма записи обыкновенных дробей стала применяться лишь 18 веке. Первым дробную черту применил арабский ученый Ал-Халар. В Европе дробную черту для записи обыкновенных дробей использовал итальянский математик. Фамилию этого математика вы узнаете если решите примеры, замените ответы соответствующими ответами и вы сможете расшифровать это слово.

и ч а ч б о н и ф
3 4 8/15 34/9 1/2 1/9 13/5 1 1/12

1);

2);

3);

4);

5) ;

6);

7);

8);

9);

10)

Ответ: Фибоначчи.

Леонардо Пизанский, названный также Фибоначчи (то есть сын Боначчи).

Давайте вспомним, как найти дробь от числа. Учащиеся отвечают.

Итак:

Дробь от числа хотим найти?
Не надо мам тревожить.
Нам надо данное число
На эту дробь умножить.

Задача. Дрофа - одна из самых крупных птиц, весит 16 кг. Вес самой маленькой обитательницы уральских лесов королька составляет веса дрофы. Сколько весит королек?

Ответ:г.

Проверка навыков и умений. Тестирование с последующей проверкой.

Вариант 1.

Найдите значение выражения:

а) 9,6; б) 19; в) 16; г) 24.

Найдите значение числового выражения:

а); б); в); г).

3. Вычислите:

а); б); в); г).

Найдите от суммы чисел и .

а) ; б) ; в); г).

Вариант 2.

Найдите значение выражения:

а) 22; б) 38; в) 35; г).

Найдите значение числового выражения:

а); б); в); г).

Вычислите:

а); б); в); г).

Найдите от суммы чисел и .

а) ; б) ; в); г).

Дети меняются тетрадями и сверяются с готовыми ответами.

Ответы.

  • Вариант 1: 1-б; 2-в; 3-б; 4-б;
  • Вариант 2: 1-б; 2-г; 3-а; 4-в.

Итоги урока.

К математике способность проявляй,
Не ленись, а ежедневно развивай.
Умножай, дели, трудись, соображай,
С математикой дружить не забывай.

Задание на дом.

Решить дома: № 559, № 565 (а, в, д).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Зотов Ю.Б. "Организация современного урока" - Москва. Издательство "Просвещение".1984г. 144с.
  2. Глейзер Г.И. "История математики в школе 5-6 классы" - Москва. Издательство "Просвещение".1982г. 240с.
  3. Депман И.Я., Валенкин Н.Я. "За страницами учебника математики" - Москва. Издательство "Просвещение".1989г. 287с.
  4. "Я иду на урок матиматики". 6 класс. Книга для учителя. Москва. Издательство "Первое сентября", 2001 - 320с.
  5. Математика. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Виленкина Н.Я и др. В 3-х частях. Волгоград: учитель АСТ, 2004 - 112с.
  6. Дидактические игры на уроках математики. Книга для учителя. Москва. Просвещение, 1990 - 96с.