Урок обобщения пройденного материала по теме "Действия с обыкновенными дробями". На данном уроке используется элементы занимательности. Они позволяют сделать процесс обучения увлекательным, создают высокую активность на уроке учащихся.
Цели урока: повторение и закрепление знаний учащихся по данной теме. Проверить практические навыки и умения. Развитие внимания, мышления, самостоятельности, познавательной активности. Повысить интерес к изучению математики.
Ход урока
Вступительное слово.
Нам дроби всякие нужны,
Нам дроби разные важны.
Усердно изучайте их,
И к вам придет удача.Коль дроби, будете вы знать
И точный смысл их понимать,
То станет легкой
Даже трудная задача.
Мы научились выполнять сложение, вычитание дробей с разными знаменателями, умножать дроби, находить дробь от числа. И сегодня на уроке мы проверим как вы умеете делать.
Актуализация опорных знаний.
Историческая справка.
Первой дробью, с которой познакомились люди была половина. Следующей дробью была треть. Древние египтяне использовали лишь единичные дроби 1/2, 1/3, 1/4, и так далее, то есть дроби, числители которых равны 1. Все вычисления с дробными числами производились с помощью этих единичных дробей, что было очень сложно. Поэтому вычисления могли выполнять лишь специально обученные писцы. Долгое время действия с дробными числами считались очень сложными. Недаром у немцев сохранилось выражение "Попасть в дробь", что означает "попасть" в тупик, в трудное положение. Эта поговорка напоминает о тех временах, когда дроби, которых иногда называли ломаными числами, считали самым трудным разделом математики. Поэтому человека умеющего выполнять действия с дробями считали умным.
Устные задания:
1) Вставьте пропущенное число:
а)
?
Ответ: . Такие дроби называются взаимно-обратными.
Ответ: .
в) Решите задачу.
Воробей не может продержаться в воздухе более 1/15ч. Он подает от усталости на землю. Сколько минут может продержаться воробей в воздухе?
Ответ: 4 минуты.
г) Как выполнить сложение и вычитание дробей?
д) Как выполнить умножение дроби?
Формирование умений и навыков учащихся.
"Поднимись по лесенке"
Два ученика у доски выполняют задание "лесенка" (один поднимается справа, другой слева)
Остальные решают эти примеры в тетрадях (по вариантам). Проверка.
Ответ. Вариант 1: 2; 1; ; 3; 1;
Вариант 2: 2; 2; 3; 1.
Посмотрите, как изображали дроби в Древнем Египте:
В Древнем Китае вместо черты использовали точку: .
Индийцы дробь записывали так:.
Современная форма записи обыкновенных дробей стала применяться лишь 18 веке. Первым дробную черту применил арабский ученый Ал-Халар. В Европе дробную черту для записи обыкновенных дробей использовал итальянский математик. Фамилию этого математика вы узнаете если решите примеры, замените ответы соответствующими ответами и вы сможете расшифровать это слово.
и ч а ч б о н и ф 3 4 8/15 34/9 1/2 1/9 13/5 1 1/12
1);
2);
3);
4);
5) ;
6);
7);
8);
9);
10)
Ответ: Фибоначчи.
Леонардо Пизанский, названный также Фибоначчи (то есть сын Боначчи).
Давайте вспомним, как найти дробь от числа. Учащиеся отвечают.
Итак:
Дробь от числа хотим найти?
Не надо мам тревожить.
Нам надо данное число
На эту дробь умножить.
Задача. Дрофа - одна из самых крупных птиц, весит 16 кг. Вес самой маленькой обитательницы уральских лесов королька составляет веса дрофы. Сколько весит королек?
Ответ:г.
Проверка навыков и умений. Тестирование с последующей проверкой.
Вариант 1.
Найдите значение выражения:
а) 9,6; б) 19; в) 16; г) 24.
Найдите значение числового выражения:
а); б); в); г).
3. Вычислите:
а); б); в); г).
Найдите от суммы чисел и .
а) ; б) ; в); г).
Вариант 2.
Найдите значение выражения:
а) 22; б) 38; в) 35; г).
Найдите значение числового выражения:
а); б); в); г).
Вычислите:
а); б); в); г).
Найдите от суммы чисел и .
а) ; б) ; в); г).
Дети меняются тетрадями и сверяются с готовыми ответами.
Ответы.
- Вариант 1: 1-б; 2-в; 3-б; 4-б;
- Вариант 2: 1-б; 2-г; 3-а; 4-в.
Итоги урока.
К математике способность проявляй,
Не ленись, а ежедневно развивай.
Умножай, дели, трудись, соображай,
С математикой дружить не забывай.
Задание на дом.
Решить дома: № 559, № 565 (а, в, д).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Зотов Ю.Б. "Организация современного урока" - Москва. Издательство "Просвещение".1984г. 144с.
- Глейзер Г.И. "История математики в школе 5-6 классы" - Москва. Издательство "Просвещение".1982г. 240с.
- Депман И.Я., Валенкин Н.Я. "За страницами учебника математики" - Москва. Издательство "Просвещение".1989г. 287с.
- "Я иду на урок матиматики". 6 класс. Книга для учителя. Москва. Издательство "Первое сентября", 2001 - 320с.
- Математика. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Виленкина Н.Я и др. В 3-х частях. Волгоград: учитель АСТ, 2004 - 112с.
- Дидактические игры на уроках математики. Книга для учителя. Москва. Просвещение, 1990 - 96с.