Цель:
- познакомить с жанром устного народного творчества - загадкой;
- отрабатывать навыки чтения целыми словами;
- развивать речевые умения, творческие способности, умение отгадывать загадки;
- воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Оборудование: презентация (см Приложение 1), кроссворд, карточки с загадками, картинки (шифровка к слову загадка), слоговые таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
Прочтите слово по первым буквам названий изображённых предметов.
Рисунок 1
- Какое слово у вас получилось?
Ответ: загадка.
- Любите ли вы отгадывать загадки?
Сегодня на уроке мы познакомимся с загадками, узнаем какие бывают загадки, научимся составлять загадки.
III. Изучение нового материала
1. Разминка (Чтение по слоговым таблицам.)
2. Просмотр презентации по теме урока
Загадка – это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. Загадки – излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны.
Загадки в виде вопросов. Например:
Что стучит без рук? (Дождь)
У кого усы длиннее ног? (У таракана)
Кто на себе свой дом возит? (Улитка)
Что вверх корнем растёт? (Сосулька)
Прозаические загадки, например:
Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)
Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
Поэтические загадки, например:
Днём молчит,
Ночью кричит. (Филин)На дворе горой,
А в избе водой. (Лёд)
Назначение загадок:
1) В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов «тайного» языка. Чтобы уберечь своё жилище, семью, свой скот от «нечистой силы». К « тайной» речи прибегали охотники, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, не общепринятыми названиями, а загадками.
2) С помощью загадки испытывали мудрость, находчивость человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящения юношей в воины, в свадебный обряд.
3) Например, в русских русалочьих песнях юношам задаются коварные вопросы: «Что бежит без повода?» (Вода).
4) У некоторых народов в далёком прошлом бытовали «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал, обычно проводимый осенью, по окончании сельскохозяйственных работ. Старшие загадывали младшим загадки. Такие вечера были своеобразными уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям во время развлечений усваивать знания, добытые многими поколениями.
И в наше время загадка используется как увлекательное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
3. Чтение загадок в учебнике (с.42-43). Анализ и сравнение
- Прочтите первую пару загадок.
- О чём эти загадки?
Ответ: о луне.
- С какими предметами сравнивается луна?
Ответ: с девицей, которая смотрится в зеркало; с тарелкой.
- На какие признаки луны указывают эти предметы?
Ответ: на форму
- Какое сравнение вам нравится больше?
- Прочитайте вторую пару загадок.
- О чём эти загадки?
Ответ: о дереве.
- Как вы узнали, как догадались?
- Какие действия предмета описываются в загадках?
- С чем сравнивается листва (крона) дерева во второй загадке?
Ответ: с шубой.
- Прочтите третью пару загадок.
- О чём они?
Ответ: о крапиве.
- Как вы догадались?
- Какие действия предмета описываются в этих загадках?
- Прочтите четвёртую пару загадок.
-О ком эти загадки?
Ответ: о еже.
- О каких особенностях ёжика говорится?
- Сравните эти загадки.
- В какой загадке слова рифмуются?
- Прочтите последние три загадки.
- О ком они?
Ответ: о коте.
- В каких загадках описываются признаки котёнка?
- В какой загадке говорится о действиях отгадываемого предмета?
Прочтите загадки, которые построены в виде вопросов.
4. Игра «Кто это? Что это?»
- Отвечайте быстро, кто это или что это:
Вкусный, алый, сочный – арбуз
Жёлтые, красные, осенние – листья
Холодный, белый, пушистый – снег
Бурый, косолапый, неуклюжий – медведь
Прилежный, послушный, старательный – ученик
Аккуратная, послушная, весёлая – девочка
Ветвистая, зелёная, колючая – ёлка
Новый, кирпичный, четырёхэтажный – дом
Красное, спелое, сочное - яблоко
Маленькая, пугливая, серенькая – мышка
Белоствольная, высокая, стройная – берёза
Овальный, жёлтый, кислый - лимон
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
- Как устроена загадка?
Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки. Важно подумать над вопросами : кто? какой ? на что похож? что делает?
( Учитель выкладывает на доске цветок из вопросов, по которым составляется загадка. Смотри рисунок 1.)
- Попробуем вместе сочинить загадку о сороке.
(Учитель демонстрирует изображение сороки.)
Рисунок 2
- Рассмотрите изображение сороки.
- Кто?
- Какое действие она выполняет
- Где?(По лесу).
- Какие особенности её поведения можете назвать? (Много «говорит», стрекочет.)
- Каковы особенности строения туловища ?(Длинный хвост.)
- Какая?
- Каковы особенности её окраски? (Белые бока).
(Учитель читает то, что получилось.)
По лесу летает,
Всегда всё знает,
Длиннохвоста, белобока,
А зовут её …(сорока)
VI. Итог урока
- С какими произведениями мы сегодня познакомились?
- Прочтите загадки и тогда вы отгадаете ключевое слово кроссворда.
(Учащиеся читают загадки на карточках и заполняют кроссворд.)
Рисунок 3
Дети читают ключевое слово: МОЛОДЦЫ.
Д/З: придумать загадку про зайца по плану.