Цели урока.
Оборудование.
Мультимедиа на тему: “Пустыня” с использованием интерактивной доски. У детей учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
I. Организационный момент.
Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
II. Проверка знаний.
- Перед тем, как продолжить изучение природных зон, мы должны убедиться, что хорошо знаем особенности предыдущей природной зоны. О какой природной зоне идет речь?На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!
Ответы детей (степь) (слайд степи).
- Что вы знаете о степи? Какие особенности природы степной зоны.
- Кто хочет поделиться своими научными открытиями о животных и растениях степи? Приведите примеры экологических связей в степи. (Показ слайдов подготовленных детьми дома).
- Почему степи почти везде распаханы?
- Как повлияла распашка степей на растения и животных?
- Чье сообщение вас больше всего заинтересовало и почему?
Тест “Зона степей”
- Зона степей расположена на … нашей страны:
- Характерный признак зоны степей – это …
- К степным птицам относятся …
- Для растений степи характерны: …
- Какая из цепей питания характерна для степи:
а) севере; б) востоке; в) юге.
а) сплошной травянистый растительный покров;
б) отсутствие сплошного растительного покрова;
в) обилие мхов, лишайников, кустарников.
а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;
б) ястребы, кедровки, сойки;
в) журавли – красавки, дрофы, пустельги.
а) стелющиеся корни, крупные листья;
б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;
в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.
а) ежевика —> лемминг —> песец;
б) водоросли —> рачки —> сайка —> гагарка;
в) зерно —> суслик —> орел-беркут.
III. Работа над новой темой.
Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на самом юге России, точнее скажите сами. Разгадайте ребус: (слайд)
Ответ: пустыня.
- Вот так выглядит пустыня (слайд).
А) - Какой вы увидели пустыню?
- Обратимся к карте (слайд).
- Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница? Дети рассказывают про пустыню с помощью карточки-“помогайки”:
- Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон горизонта.
- В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?
- Поверхность земли в пустыне.
Рассказ ученика.
Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.
- Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы – барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (слайд).
- Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.
- Что вы знаете о температуре воздуха в пустыне?
(Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70 градусов, а в тени выше 40 градусов. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.) (слайд).
- Что хочется человеку, когда ему очень жарко?
- К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длиться здесь 5 месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до – 12 градусов, и длиться зима 2-3 месяца (слайд).
Б) - Как вы думаете, при таких условиях жизни, какая будет растительность?
- Это верблюжья колючка. Она ярко-зеленая и действительно колючая, но, несмотря на это, её охотно поедают верблюды. Рассказ ученика (слайд).
- Колосняк – ценное растение пустыни. Его корни хорошо закрепляют пески и не дают им двигаться под действием ветра. Рассказ ученика (слайд).
- Зеленый кустарник джузгун. Плоды джузгуна очень легкие и снабжены особыми выростками. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния. Рассказ ученика (слайд).
- Какие особенности растений вы заметили?
В) - А каков животный мир?
- Узнайте, кто это?
1. Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке,
По колючкам босиком
- Кто идет с горбом-мешком? (верблюд) (слайд).
- Что интересного вы знаете о верблюде?
2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я зарываюсь в песок (ящерица) (слайд).
- Каких еще животных пустыни вы знаете? (слайд)
Г) Какие экологические проблемы пустыни могут возникнуть? (слайд)
Экологические проблемы пустыни |
неумеренное орошение; выпас скота; браконьерство. |
IV. Закрепление изученного материала.
1. Найди и исправь ошибки в тексте.
Ценными растениями пустыни являются корсак и джузгун. Их корни хорошо закрепляют пески. В пустыне встречается маленькая лисичка – сайгак. Из более крупных животных замечательны ушастые ежи. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды (слайд).
2. - Узнай животных пустыни по этим фрагментам (слайд).
V. Подведение итогов работы.
Выставление отметок.
Домашнее задание: стр. 122 –131, стр. 39 – 41(Т).