Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Пустыни"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  • Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.
  • Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.
  • Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Оборудование.

Мультимедиа на тему: “Пустыня” с использованием интерактивной доски. У детей учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

I. Организационный момент.

Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

II. Проверка знаний.

- Перед тем, как продолжить изучение природных зон, мы должны убедиться, что хорошо знаем особенности предыдущей природной зоны. О какой природной зоне идет речь?

На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!

Ответы детей (степь) (слайд степи).

- Что вы знаете о степи? Какие особенности природы степной зоны.

  • Кто хочет поделиться своими научными открытиями о животных и растениях степи? Приведите примеры экологических связей в степи. (Показ слайдов подготовленных детьми дома).
  • Почему степи почти везде распаханы?
  • Как повлияла распашка степей на растения и животных?
  • Чье сообщение вас больше всего заинтересовало и почему?

Тест “Зона степей”

  1. Зона степей расположена на … нашей страны:
  2. а) севере; б) востоке; в) юге.

  3. Характерный признак зоны степей – это …
  4. а) сплошной травянистый растительный покров;

    б) отсутствие сплошного растительного покрова;

    в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

  5. К степным птицам относятся …
  6. а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;

    б) ястребы, кедровки, сойки;

    в) журавли – красавки, дрофы, пустельги.

  7. Для растений степи характерны: …
  8. а) стелющиеся корни, крупные листья;

    б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;

    в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.

  9. Какая из цепей питания характерна для степи:

а) ежевика —> лемминг —> песец;

б) водоросли —> рачки —> сайка —> гагарка;

в) зерно —> суслик —> орел-беркут.

III. Работа над новой темой.

Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на самом юге России, точнее скажите сами. Разгадайте ребус: (слайд)

Ответ: пустыня.

- Вот так выглядит пустыня (слайд).

А) - Какой вы увидели пустыню?

  • Обратимся к карте (слайд).
  • Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница? Дети рассказывают про пустыню с помощью карточки-“помогайки”:
  1. Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон горизонта.
  2. В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?
  3. Поверхность земли в пустыне.

Рассказ ученика.

Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.

- Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы – барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (слайд).

- Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.

- Что вы знаете о температуре воздуха в пустыне?

(Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70 градусов, а в тени выше 40 градусов. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.) (слайд).

- Что хочется человеку, когда ему очень жарко?

- К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длиться здесь 5 месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до – 12 градусов, и длиться зима 2-3 месяца (слайд).

Б) - Как вы думаете, при таких условиях жизни, какая будет растительность?

  • Это верблюжья колючка. Она ярко-зеленая и действительно колючая, но, несмотря на это, её охотно поедают верблюды. Рассказ ученика (слайд).
  • Колосняк – ценное растение пустыни. Его корни хорошо закрепляют пески и не дают им двигаться под действием ветра. Рассказ ученика (слайд).
  • Зеленый кустарник джузгун. Плоды джузгуна очень легкие и снабжены особыми выростками. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния. Рассказ ученика (слайд).
  • Какие особенности растений вы заметили?

В) - А каков животный мир?

- Узнайте, кто это?

1. Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке,
По колючкам босиком
- Кто идет с горбом-мешком? (верблюд) (слайд).

- Что интересного вы знаете о верблюде?

2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я зарываюсь в песок (ящерица) (слайд).

- Каких еще животных пустыни вы знаете? (слайд)

Г) Какие экологические проблемы пустыни могут возникнуть? (слайд)

Экологические

проблемы

пустыни

неумеренное орошение;

выпас скота;

браконьерство.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Найди и исправь ошибки в тексте.

Ценными растениями пустыни являются корсак и джузгун. Их корни хорошо закрепляют пески. В пустыне встречается маленькая лисичка – сайгак. Из более крупных животных замечательны ушастые ежи. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды (слайд).

2. - Узнай животных пустыни по этим фрагментам (слайд).

V. Подведение итогов работы.

Выставление отметок.

Домашнее задание: стр. 122 –131, стр. 39 – 41(Т).

Презентация