Цели урока:
- обобщить знания об изученных орфограммах;
- закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами, развивать орфографическую зоркость;
- закрепить знания учащихся о составе слова, его значимых частях, однокоренных словах и формах одного и того же слова;
- учить детей наблюдать, сравнивать и делать выводы, развивать речь;
- развивать навыки индивидуальной работы;
- прививать любовь к русскому языку.
Оборудование урока:
- картинки “Снежинка” и “Снеговичок”;
- картинки с изображением комьев снега (7 шт.);
- карточки с дифференцированным заданием;
- карточки с творческим заданием;
- таблички для составления слов и физминутки;
- кроссворд для работы со словарными словами.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Подготовка рабочего места, посадка при письме, нацеливание на работу.
2. Минутка чистописания.
- Ребята, догадайтесь какую букву мы будем сегодня прописывать на минутке чистописания.
- Эта буква обозначает согласный звук, шипящий, всегда твердый, в словах может чередоваться со звуком г.
Правильно, это буква ж.
3. Объявление темы урока.
- Сейчас разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.
1. Учебное помещение в школе. (Класс)
2. Верхняя одежда. (Пальто)
3. Корм для лошади. (Овес)
4. Защитник Отечества. (Солдат)
5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)
6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
7. Из чего состоит предложение? (Слова).
- Кто может назвать тему урока?
- Что называется корнем слова?
- Что называется приставкой?
- Что называется суффиксом?
- Что называется окончанием?
- Как пишутся приставки со словами? А предлоги?
- Молодцы, правила вы знаете! А теперь посмотрим, как вы их применяете на практике.
- Вернемся к нашей букве. На что она похожа? (Ответы детей).
- Действительно эта буква похожа на снежинку. Как называются осадки выпадающие в виде снежинок?
- Послушайте четверостишье И.Кравченко:
И стало вдруг белым-бело,
Земля притихла и смирилась.
Очарование прошло,
Снег выпал. Чудо совершилось!
- Что можно слепить из снега?
- К нам в гости сегодня пришел Снеговичок. Он приготовил для вас много интересных заданий.
4. Орфографическая работа.
Снеговичок состоит из снега, а вы должны образовать от корня снег однокоренные слова и записать их. Но задание он усложняет- на карточках записаны части слова при помощи которых вы должны образовать новое слово.
- Проверьте, правильно ли вы записали слова: снегурочка, снеговик, подснежник, снежный, снежинка, заснежил, снеговики.
- С помощью каких частей слова образовались новые слова? Какое слово “лишнее”? Почему?
- Правильно. Снеговики- это форма слова снеговик. Наверно Снеговичок хочет, чтобы у него был друг и нам надо слепить для него друга. Каждое выполненное задание это ком.
Задание (2 человека у доски):
I-й вариант
Разобрать по составу имена существительные женского рода.
II-й вариант
Разобрать по составу имена существительные мужского рода.
5. Работа по теме урока.
На парте лежат листы разного цвета(разноуровневое задание).
-Выберите то задание, с которым вы справитесь.
1-й уровень Запиши, устранив в каждом ряду “лишнее” слово. Разбери слова по составу.
|
2-й уровень Суффиксы и приставки перепутали свои места и получились неизвестные слова. Помоги всем частям слова найти свои места. Подбери каждому слово однокоренное.
|
6. Физкультминутка.
- Внимательно читайте слова, которые я буду показывать, если в слове есть приставка, вы поворачиваетесь, друг к другу и обмениваетесь хлопками. А если в слове нет приставки- вы разводите руки в стороны.
подписать, писать, делать, зделать, вез, вывез, занес, перенес, нес
- Если вы были внимательными, то заметили ошибку. Какую? (Зделать - сделать)
7. Письмо по памяти.
Ребята, какой сейчас месяц? А вы знаете, что ноябрь – месяц "полузимник”. Пора холодных ветров и первого льда. В старину ноябрь величали “груднем” потому, что в этом месяце, смерзшаяся земля грудами лежит на дорогах. Есть у ноября и другие прозвища – “листогной”, “предзимник”. Но у ноября есть и свои приметы.
- Снеговичок хочет поделиться своими секретами.
На доске записан текст с пропущенными орфограммами.
– Ё. (на)опушке (у)строил н.ру –
Будет з.ма очен. тёплой (в)бору.
Если же (в)ч.ще н.ра, (в)глубине,
Будут м.розы тр.щат. (по)в.сне.
– Объяснить орфограммы, записать текст.
– Найдите в тексте слово, которое соответствует схеме: приставка, корень, 2 суффикса.
8. Работа в группах.
- Последнее задание Снеговичка очень сложное и интересное. Поэтому, что бы с ним справиться вы будете работать в группах. Но давайте вспомним, для чего служит окончание. Определите часть речи по окончанию: -а, -о, - ый,-ть.
Пуськи бятые
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявочка!
Калушата присяпали и бутявочку стямкали.
И подудонились.
И Калуша волит:
-Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-эюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
(Л.Петрушевская)
- “Переведите” на русский язык текст этой необычной сказки.
- О чем она?
- Найдите в тексте два прилагательных, разберите их по составу. Расскажите об одном из прилагательных (число, род). Объясните, почему вы смогли справиться с этой задачей.
- Выпишите из текста первое предложение и выделите в нем грамматическую основу. Объясните, почему можно провести такой анализ искусственного предложения.
9. Итог урока.
Составьте слово по подсказкам:
А) в слове есть окончание и основа. Основа состоит из 3-х частей. Каких?
Б) корень, тот же, что и в слове обмен, в приставке есть 2 звука [э], которые обозначены буквой е, суффикс тот же, что в слове травка.
В) окончание - первая буква алфавита. Что это за слово?
- Молодцы, ребята!!! Мы выполнили все задания, которые приготовил нам Снеговичок и слепили для него друга. Потому что дружба - это замечательные и добрые отношения между людьми.
10. Домашнее задание.
- Сочинить сказку о частях речи.