Замечено, чем сильнее, ярче, разнообразнее эмоции и чувства испытывают во время обучения дети, тем лучше идёт усвоение знаний. В своей работе стараюсь опираться на эмоции и чувства учащихся. Этому хорошо способствует установление связи между учебными предметами, например, русского языка и изобразительного искусства.
Для формирования устойчивого интереса и мотивации к изучаемым темам по русскому языку разрабатываю специальные уроки по изобразительному искусству. На этих уроках дети могут сосредоточиться на своих ощущениях, накопить разные по эмоциональной окраске чувства, а потом, опираясь на них и имеющиеся знания по русскому языку, выполнить новое задание творчески и самостоятельно, пополнить свой словарный запас и багаж методических приёмов.
Так, например, на уроках русского языка в разделе “Рисуем словесные картины и учим друга” отводятся уроки на развитие детской изобразительной речи, где предполагается создание маленьких пейзажных зарисовок. Параллельно на уроках ИЗО веду работу над зимним пейзажем: непосредственное наблюдение за природой, рассматривание пейзажных зарисовок, созданных художниками, создание своего пейзажа при помощи кисти и гуаши, обмен мнениями. Всё это будет источником, дающим толчок воображению учащихся, нацеливающим их на поиск сравнений, метафор, пробуждающим желание поделиться своими знаниями на уроке русского языка, точнее выразить испытанные чувства и мысли. Таким образом, учителю легко создавать учебную мотивацию на уроке русского языка.
Хорошим примером такой взаимосвязи, позволяющей поддерживать высокую учебную мотивацию, с моей точки зрения, является урок ИЗО по теме “Рисование по представлению. Снеговик”.
Данный урок помогает вести подготовительную работу, активизирующую воспоминания детей, чтобы работа по построению повествования и описания со значением оценки в задании 461 (учебник русский язык 3-й кл., авторы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко) была выполнена более качественно. Подготовка небольших рассказов на тему “Лепим снеговика” нужна как база для создания будущего делового текста – инструкции в следующем задании 462.
Описанный ниже урок ИЗО обогащает учащихся эмоционально, готовит к созданию образа снеговика и словесному его описанию на уроке русского языка. Здесь в содружестве работают разные виды искусства: музыка, скульптура, живопись и литература. Они воздействуют на разные органы чувств, что позволяет рассматривать изучаемый предмет с разных сторон.
А с воспитательной точки зрения такие уроки как этот учат выражать свои чувства и понимать чувства других, что для формирования коммуникативных качеств личности ребёнка очень важно.
Тема. Рисование по представлению. Снеговик.
Цель. Продолжить знакомство со средствами изобразительного искусства, позволяющими передавать настроение и чувства автора.
Развивать умение пользоваться художественными приёмами для создания образа.
Обратить внимание детей на единство и взаимосвязь всех частей рисунка. Содействовать развитию воображения.
Оборудование для учителя: зимние пейзажи, выражающие разнообразные чувства и настроения, выполненные учащимися на прошлом уроке по группам; три палитры с разными наборами цветов и оттенков, музыкальное произведение “Марш снеговиков” (М. Дунаевский, А. Усачёв), нос-морковка для образа снеговика на каждого учащегося.
Оборудование для учащихся: альбомный лист, гуашь, кисти, ножницы.
ХОД УРОКА
Действия учителя |
Действия учащихся |
I. Актуализация знаний. - На прошлом уроке по теме “Зимний пейзаж” средствами изобразительного искусства каждая группа должна была передать свои чувства и настроения соответственно главной мысли (вьюга, зимняя ночь, сказочная зима, пурга, в царстве Снежной королевы, танец снежинок). Опишите свои чувства и настроение, которые вы испытываете, глядя на эти пейзажи. Какие художественно – вырази- тельные средства помогли художникам в этом? |
Дети рассматривают работы
каждой группы и рассказывают о том, какие чувства
пробуждают у них данные произведения, пытаются
понять главную мысль и дают свое название
работам, сопоставляя их с замыслами авторов. Учащиеся называют художественно – выразительные средства (линия, цвет, силуэт, форма, контраст), которые использовали авторы для передачи настроения, следуя главой мысли. |
II. Постановка темы и цели урока. - Послушайте музыкальное произведение М.Дунаевского, А.Усачёва и скажите, какие чувства оно пробуждает у вас, что представили, какое название вы бы дали ему? Вы слушали “Марш снеговиков”. - Какими представили себе снеговиков? - Почему они не бояться вирусов? - А что делаете вы, чтобы не заболеть? - Какой из пейзажей подходит к этому музыкальному произведению по настроению? - Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня? - Какие детали вы использовали для создания нужного образа, когда сами лепили снеговика? - Одинаковые ли должны быть снеговики? Почему? Чем они могут отличаться? - Какая будет цель вашей работы? - Какими средствами изобразительного искусства вы можете передать настроение и характер снеговика? - Какую палитру выберите для работы? (Предлагает три вида палитр) |
Слушают произведение “Марш
снеговиков”. Отвечают на вопросы. Выбирают подходящий пейзаж, объясняя, почему они его выбрали. Пейзажи, которые не подходят по настроению снимают с доски. Называют тему урока: “Снеговик”. Сообщают о том, как лепили снеговика и какие детали добавляли для создания образа.
- Могут отличаться внешностью, настроением, характером. - Нарисовать снеговика, передать его настроение, характер. Выбирают средства для передачи характера и настроения (цвет, форма, поза, предметы). Из трёх видов (с набором тёплых цветов и оттенков, только холодных, смешанных тонов с преобладанием тёплых) выбирают подходящую палитру. |
III. Во время самостоятельной работы учащихся учитель индивидуально помогает детям выбрать более точный цвет, форму, детали для передачи задуманного образа. | Самостоятельная работа
учащихся по плану: 1) рассказать товарищу о характере своего снеговика, 2) нарисовать снеговика, 3) вырезать его, чтобы разместить на выбранном фоне. |
IV. После завершения работы учащимися проводится выставка творческих работ. | Юные художники крепят при помощи магнитов своих вырезанных снеговиков на выбранный фон, рассказывая об особенностях своего персонажа. Высказывают своё мнение, образ какого снеговика им понравился и почему, т.е. какими средствами автору удалось достичь цели. |
V. Итог урока. Детям раздаются носы – морковки, предлагается станцевать в роли своего снеговика произвольный танец под музыку, которая звучала в начале урока, выражая характер и настроение своего персонажа в позах и движениях, как бы оживить его. | Дети произвольно танцуют под музыку, которую слушали в начале урока “Марш снеговиков”. |