Методическая разработка урока изобразительного искусства

Разделы: Начальная школа


Замечено, чем сильнее, ярче, разнообразнее эмоции и чувства испытывают во время обучения дети, тем лучше идёт усвоение знаний. В своей работе стараюсь опираться на эмоции и чувства учащихся. Этому хорошо способствует установление связи между учебными предметами, например, русского языка и изобразительного искусства.

Для формирования устойчивого интереса и мотивации к изучаемым темам по русскому языку разрабатываю специальные уроки по изобразительному искусству. На этих уроках дети могут сосредоточиться на своих ощущениях, накопить разные по эмоциональной окраске чувства, а потом, опираясь на них и имеющиеся знания по русскому языку, выполнить новое задание творчески и самостоятельно, пополнить свой словарный запас и багаж методических приёмов.

Так, например, на уроках русского языка в разделе “Рисуем словесные картины и учим друга” отводятся уроки на развитие детской изобразительной речи, где предполагается создание маленьких пейзажных зарисовок. Параллельно на уроках ИЗО веду работу над зимним пейзажем: непосредственное наблюдение за природой, рассматривание пейзажных зарисовок, созданных художниками, создание своего пейзажа при помощи кисти и гуаши, обмен мнениями. Всё это будет источником, дающим толчок воображению учащихся, нацеливающим их на поиск сравнений, метафор, пробуждающим желание поделиться своими знаниями на уроке русского языка, точнее выразить испытанные чувства и мысли. Таким образом, учителю легко создавать учебную мотивацию на уроке русского языка.

Хорошим примером такой взаимосвязи, позволяющей поддерживать высокую учебную мотивацию, с моей точки зрения, является урок ИЗО по теме “Рисование по представлению. Снеговик”.

Данный урок помогает вести подготовительную работу, активизирующую воспоминания детей, чтобы работа по построению повествования и описания со значением оценки в задании 461 (учебник русский язык 3-й кл., авторы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко) была выполнена более качественно. Подготовка небольших рассказов на тему “Лепим снеговика” нужна как база для создания будущего делового текста – инструкции в следующем задании 462.

Описанный ниже урок ИЗО обогащает учащихся эмоционально, готовит к созданию образа снеговика и словесному его описанию на уроке русского языка. Здесь в содружестве работают разные виды искусства: музыка, скульптура, живопись и литература. Они воздействуют на разные органы чувств, что позволяет рассматривать изучаемый предмет с разных сторон.

А с воспитательной точки зрения такие уроки как этот учат выражать свои чувства и понимать чувства других, что для формирования коммуникативных качеств личности ребёнка очень важно.

Тема. Рисование по представлению. Снеговик.

Цель. Продолжить знакомство со средствами изобразительного искусства, позволяющими передавать настроение и чувства автора.

Развивать умение пользоваться художественными приёмами для создания образа.

Обратить внимание детей на единство и взаимосвязь всех частей рисунка. Содействовать развитию воображения.

Оборудование для учителя: зимние пейзажи, выражающие разнообразные чувства и настроения, выполненные учащимися на прошлом уроке по группам; три палитры с разными наборами цветов и оттенков, музыкальное произведение “Марш снеговиков” (М. Дунаевский, А. Усачёв), нос-морковка для образа снеговика на каждого учащегося.

Оборудование для учащихся: альбомный лист, гуашь, кисти, ножницы.

ХОД УРОКА

Действия учителя

Действия учащихся

I. Актуализация знаний.

- На прошлом уроке по теме “Зимний пейзаж” средствами изобразительного искусства каждая группа должна была передать свои чувства и настроения соответственно главной мысли (вьюга, зимняя ночь, сказочная зима, пурга, в царстве Снежной королевы, танец снежинок).

Рисунки 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Опишите свои чувства и настроение, которые вы испытываете, глядя на эти пейзажи. Какие художественно – вырази- тельные средства помогли художникам в этом?

Дети рассматривают работы каждой группы и рассказывают о том, какие чувства пробуждают у них данные произведения, пытаются понять главную мысль и дают свое название работам, сопоставляя их с замыслами авторов.

Учащиеся называют художественно – выразительные средства (линия, цвет, силуэт, форма, контраст), которые использовали авторы для передачи настроения, следуя главой мысли.

II. Постановка темы и цели урока.

- Послушайте музыкальное произведение М.Дунаевского, А.Усачёва и скажите, какие чувства оно пробуждает у вас, что представили, какое название вы бы дали ему?

Вы слушали “Марш снеговиков”.

- Какими представили себе снеговиков?

- Почему они не бояться вирусов?

- А что делаете вы, чтобы не заболеть?

- Какой из пейзажей подходит к этому музыкальному произведению по настроению?

- Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня?

- Какие детали вы использовали для создания нужного образа, когда сами лепили снеговика?

- Одинаковые ли должны быть снеговики? Почему? Чем они могут отличаться?

- Какая будет цель вашей работы?

- Какими средствами изобразительного искусства вы можете передать настроение и характер снеговика?

- Какую палитру выберите для работы?

(Предлагает три вида палитр)

Слушают произведение “Марш снеговиков”.

Отвечают на вопросы.

Выбирают подходящий пейзаж, объясняя, почему они его выбрали. Пейзажи, которые не подходят по настроению снимают с доски.

Называют тему урока: “Снеговик”.

Сообщают о том, как лепили снеговика и какие детали добавляли для создания образа.

 

- Могут отличаться внешностью, настроением, характером.

- Нарисовать снеговика, передать его настроение, характер.

Выбирают средства для передачи характера и настроения (цвет, форма, поза, предметы).

Из трёх видов (с набором тёплых цветов и оттенков, только холодных, смешанных тонов с преобладанием тёплых) выбирают подходящую палитру.

III. Во время самостоятельной работы учащихся учитель индивидуально помогает детям выбрать более точный цвет, форму, детали для передачи задуманного образа. Самостоятельная работа учащихся по плану:

1) рассказать товарищу о характере своего снеговика,

2) нарисовать снеговика,

3) вырезать его, чтобы разместить на выбранном фоне.

IV. После завершения работы учащимися проводится выставка творческих работ.

Рисунок 7, рисунок 8.

Юные художники крепят при помощи магнитов своих вырезанных снеговиков на выбранный фон, рассказывая об особенностях своего персонажа. Высказывают своё мнение, образ какого снеговика им понравился и почему, т.е. какими средствами автору удалось достичь цели.
V. Итог урока. Детям раздаются носы – морковки, предлагается станцевать в роли своего снеговика произвольный танец под музыку, которая звучала в начале урока, выражая характер и настроение своего персонажа в позах и движениях, как бы оживить его. Дети произвольно танцуют под музыку, которую слушали в начале урока “Марш снеговиков”.

Рисунок 9