Слово «толерантность» происходит от латинского «toferanfia», что означает «терпение». Однако понимание толерантности не однозначно в разных культурах и во многом зависит от исторического опыта того или иного народа. Так, в английском словаре, в соответствии с оксфордским словарем, толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным означает «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском, толерантность - «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение или расположенность к другим». В персидском - терпение, выносливость, готовность к примирению.
В отечественной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования, насилия, признание многогранности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения.
В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Одним из первых критериев принятия важности терпимости отношения к наличию многообразия форм социального поведения был дан древними афинянами. Позже, в Римской империи толерантность выражается уже не в терпимости к многообразию, к гражданскому обществу, как в Греции, а терпимостью к империи, к тоталитарному режиму.
Понятие « толерантность» присутствует в философских основаниях таких мировых религий, как христианство, ислам и буддизм. Сущность толерантности здесь основывается на свободном единстве людей, взаимопомощи, равноправии, справедливости и милосердном отношении ко всему живому. С приходом христианства в Западной Европе появляется также понятие «терпимость к вере» или «терпимость к выпавшим страданиям». У Фомы Аквинского «толерантность» понимается как терпение или претерпевание выпавших человеку страданий на основе мужественного их преодоления. Понятие «веротерпимости» позже проповедуется П. Бейлем, Дж. Локком, др. философами.
В наши дни понятие «толерантности» постепенно распространилось практически на все сферы жизни и деятельности человека. В современном мире «толерантность» хотя и отождествляется большинством источников с понятием «терпимости», имеет более яркую активную направленность.
Майкл Уолцер выделяет шесть причин проявления толерантности: власть, классы, тендер (пол), религия, образование, гражданская религия (ценности и достоинства самого государства как некоего светского откровения). На наш взгляд, толерантность проявляется или не проявляется везде, где человек сталкивается с кем-то или чем-то другим (порядком, человеком, культурой и т.д.), будь-то сфера взаимоотношений между людьми, человеком и группой людей, государством, культурой и т.д.
В утвержденной на Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года «Декларации принципов толерантности», рассматриваются основные принципы этого понятия и пути утверждения данных принципов в мировом сообществе. Как отмечается в этом документе, толерантность - это не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Среди критериев толерантности в литературе, в первую очередь, выделяют равноправие, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам, равные возможности для всех членов общества, сохранение и развитие культурной самобытности, возможность следовать своим традициям, свобода вероисповеданий, сотрудничество и солидарность в решении общих проблем, позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межличностных и межрасовых отношений, в отношении между полами и т.д.
Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Подчеркивается, что при некоторых отношениях, интолерантность так же возможна, правомерна и ожидаема, как и толерантность. В этом случае речь идет о цивилизованных, ненасильственных, неагрессивных формах и способах проявления и демонстрации интолерантности (несогласия, нетерпимости, неприятия), как, впрочем, сдержанности и в проявлениях толерантности, не превращающейся в рабское преклонение и подчинение.
Наиболее часто встречающимися в литературе видами толерантности являются коммуникативная и межэтническая толерантность. Существуют также такие понятия как «ценовая толерантность», толерантность к болезням и т.д. Понятие толерантность все чаще связывают с законодательством и правом, т.е. появляется такой термин как «толерантность государства» и «толерантность права».
В последнее время во многих исследованиях понятия толерантности большое значение отводится формированию межэтнической терпимости. Актуальность исследования этой проблемы непосредственно связана с событиями последних десятилетий, как в нашей стране, так и во всем мире. Локальные войны и теракты, толпы беженцев и преследование национальных меньшинств - убедительное свидетельство того, что долго накапливавшаяся сдерживаемая энергия злобы и ненависти ко всему непохожему вырвалась наружу.
В исследованиях многих авторов подчеркивается, что основное внимание в данном вопросе должно быть уделено формированию межэтнической толерантности среди учащихся многонациональных школ, т.к. именно в школе осуществляется культурное воспроизводство.
Проведенный мониторинг анализа межнациональных отношений выявил определенные предубеждения русского населения к ряду национальных меньшинств. В частности, более 20% российских школьников считают, что национальные меньшинства не должны отмечать свои праздники в нашей стране, более половины опрошенных говорят о необходимости существования национальных школ, а примерно 40% учащихся не исключают возможность применения силы при разрешении межнациональных конфликтов.
Такая удручающая картина требует скорейшего принятия адекватных мер, создания эффективной системы формирования толерантного отношения учащихся к представителям других этнических групп, иной культуры, взглядов, убеждений и т.д. Вместе с тем, в исследовании отмечается, что «основным препятствием на пути реализации определенного гражданским обществом и федеративным государством социального заказа в области воспитания и образования является отсутствие научной теории воспитания культуры межнационального общения». Также говорится и о значительной роли государства в целом в решении данного вопроса.
В работе выделяются основные критерии эффективности формирования межэтнической толерантности школьников:
- сочетание оптимальной и профессиональной деятельности психологов многонациональных школ по формированию межэтнической толерантности во взаимоотношениях подростков;
- соответствие направления, содержания и результатов деятельности психологов многонациональных школ при решении данного вопроса;
- реальность влияния на состояние и развитие навыков межэтнической толерантности среди учащихся;
- глубина учета и выражения в профессиональных действиях всех потребностей развития личности в условиях полиэтнического окружения.
Другое направление в исследовании терпимости связано с понятием «толерантности государства и права». Отмечается, что государство при помощи права «проявляет терпимость, уважительное отношение к интересам участников» тех или иных правовых действий. «Право должно не только и не столько выполнять предписывающие, ограничивающие, запрещающие и т.п. функции, сколько в позитивном плане регулировать общественные отношения, предоставлять права и свободы лицам, обеспечивать их права и законные интересы, в том числе право на жизнь, здоровье», образование, труд, общение и т.д.
Говорится также о том, что «для воспитания детей и молодежи в духе дружбы народов и культуры межнационального общения особое значение имеют такие принципы современного международного права, как принципы мирного сосуществования государств, сотрудничество народов и государств, неприменение силы и угрозы силой в международных отношениях, равноправие и самоопределение наций и народов, уважение прав человека и основных свобод, ответственность государств за агрессию и другие международные преступления, суверенитет и равенство государств, нерушимость государственных границ, территориальная целостность государств, невмешательство во внутренние дела друг друга, добросовестное выполнение международных обязательств».
В рамках федеративного государства, где особо остро стоят проблемы, связанные с наличием межкультурных взаимодействий, целью правовой системы является «поддержка и защита прав народов, составляющих федерацию, поддержка и защита целостности этого государства».
По нашему мнению, оба вышеизложенных направления требуют более подробного исследования и должны быть использованы при решении вопросов межэтнических отношений. При этом, действительно реальные шаги по формированию межэтнической толерантности, в том числе и у школьников, можно сделать только при оптимальном сочетании как усилий конкретных профессионалов, так и государства и общества в целом.