Урок речевого общения "Жизненный путь. Каков он?"

Разделы: Русский язык


Цели: продолжить обучение видам речевой деятельности, формирование навыков речевого общения в различных ситуациях, формирование умения отбирать необходимый материал из дополнительной литературы; воспитание уважения к людям, к литературному наследию.

Учащиеся заранее знакомятся со статьями «О стезе правды», «О пути жизни», «Об отцовском наследии» из рубрики «Пушкинские проповеди перед уроком» в газете «Комсомольская правда», продумывают ответы на вопросы:

  1. Что значит жизненный путь?
  2. Как вы понимаете выражение А.С.Пушкина свершить смиренный жизни путь»?
  3. В чем заключается подвиг жизни?
  4. Что такое «дорога правды»? Где она?
  5. Что такое моральный капитал?
  6. В чем состоит моральный капитал вашей семьи?

Оборудование урока:

  • тексты статей;
  • высказывания о правде, добре, зле, о духовных ценностях, о смысле жизни;
  • стихи о смысле жизни Татьяны Валяевой, И. Минтяка, И.губермана.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Кто-то сказал, что новорожденный похож на чистый лист бумаги. Он не плохой, не хороший, просто никакой. Но вот вопрос: откуда берутся подлецы, из кого вырастают благородные люди? Человек сам делает себя, формирует свою личность, потому что он человек.
Не думайте, что всё самое темное, что есть на земле, создано людьми глупыми и слабыми. Напротив. Сила есть и у страшного, и у злобы, и у подлости. Точно так же, как есть сила у доброго и прекрасного. Весь вопрос в том, какой силы в человеке больше?..
Я убежденно утверждаю: каждый человек, маленький и большой, обязан отвечать за свои поступки.
Подлость — это подлость. И если человек, да особенно маленький, успел её совершить, он вписал грязную строчку в тот белый лист. И напрасно думать, что в листе этом, как в неряшливой тетрадке, возможны исправления. Нет! Но, к счастью, у него много дней впереди, чтобы вписать в этот белый лист и свои светлые деяния.
Двойку или пятерку поставит в конце листа сама жизнь.
Альберт Лиханов

Сегодня на уроке мы обратимся к публицистическим статьям, объединенным общим названием «Пушкинские проповеди» и попытаемся ответить на вопросы: «Как нужно прожить свою жизнь? Что в ней главное?»

— Что такое проповедь?

Проповедь:
  1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в церкви.
  2. Наставление, нравоучение
  3. Распространение какого-либо учения, идей, взглядов, мнений.
(Д.Н.Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка.. М., 2007)

— Какое из значений слова будет использоваться нами на уроке?

II. Актуализация знаний.

— Для кого будет интересен этот материал? (Для широкого круга читателя)

— В какой обстановке может происходить разговор о смысле жизни? (В официальной и неофициальной)

— В чем будет заключаться задача такого разговора? (Сообщение информации, воздействие на собеседника)

— Составьте схемы речевых ситуаций, опираясь на которые, мы будем строить свои высказывания.

III. Работа со статьями.

(Учащиеся за несколько дней до урока познакомились со статьями, продумали ответы на вопросы, составили план – конспект ответа с опорой на статьи)

1. «О пути жизни» (Приложение 1)

— Путь жизни. Как вы понимаете эти слова? Что говорится об этом в пушкинских проповедях?

План

Рабочие материалы

1. Свершить жизни путь.

Путь жизни – это и дорога, простирающаяся во времени, и своего рода строительство, которое нам предстоит совершить. Каждый из нас строит и самого себя.
Одни бредут по жизненному пути, другие строят себя, стараясь выстроить жизнь – дом красивее и надежнее.
Не всякому дано бунтовать, рваться к небесам, переделывать мир. Есть и другой путь, тихий, вроде бы незаметный, но честный и правдивый..

2. Какой путь выбирают герои А.С.Пушкина.

Онегин – несмиренный человек, который не может найти себе место, Татьяна – смиренный.

3. Какой путь лучше?

Каждый выбирает свой путь! Надо принять свой путь как свой и не завидовать другому пути, другой жизни.

— А вот, что думают великие люди по этому вопросу:

  • Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь. (Конфуций)
  • Не поднимайте пыли на жизненном пути. (Пифагор)
  • Без пользы жить — безвременная смерть. (И.Гете)
  • Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше. (Э.Золя)
  • Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально.
  • Самый важный плод его усилий — его собственная личность. (Э.Фромм)
  • Два смысла в жизни — внутренний и внешний,
    У внешнего — дела, семья, успех;
    А внутренний — неясный и нездешний —
    В ответственности каждого за всех.
    (И. Губерман)
  • Есть только одно важное для всех дело в жизни — улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи и только от этого дела человеку всегда бывает радостно. (Л. Толстой)
  • След оставить, а не наследить —
    Чтоб в итоге так оно и было,
    По земле старайся так ходить,
    Чтоб в следах по колосу всходило.
    (И. Минтяк)

— Какой точки зрения придерживаетесь вы? Почему?

2. «О стезе правды» (Приложение 2)

- Каждый из вас определил, как будет строить свою жизнь. Но я думаю, что стезя правды должна быть у всех. Что об этом говорится в пушкинской проповеди?

План

Рабочие материалы

1. Что такое стезя правды? Где она?

Можешь ли ты сказать: «Я всегда иду дорогой правды?» Закрой глаза, загляни в себя, в мир, в который никто не может заглянуть.

2. Что объединяет людей?

Правда. Самое дорогое для человека – правда.. Не жизнь, а правда.. Стезя правды!

3. Совет поэта

«Стезею правды бодро следуй!»
Нужно много мужества, чтобы не сойти с этой стези. Нужно только прислушиваться к своему сердцу, к своей совести..

— Давайте посмотрим, что думают о стезе правды великие люди:

Зло порождает и приумножает зло. Кроме того, оно имеет свойство возвращаться, поэтому одной лишь силой зла не остановишь. Непротивление злу насилием также бесполезно, но привнося добро в саму природу зла, растворяя его изнутри, избавляя от движущих сил – встречной ненависти и безнаказанности, его со временем возможно победить совсем.
По-настоящему правдив лишь тот, кто обладает мужеством видеть все таким, каково оно есть, ведь ложное начало не приводит к верному концу.
Я твердо убежден, что тот, кто лжет, всегда теряет больше тех, кого он этим вводит в заблуждение.
(Али-Хаджи Апшерони)

Из книги афоризмов:

  • Свободен тот, кто может не лгать.
  • Правда — точно горькое питьё, неприятно на вкус, но восстанавливает здоровье.
  • Кто привык быть неискренним с другими, тот в конце концов перестаёт быть искренним с самим собой.
  • Правдивое слово режет ухо, но наставляет на истину.
  • Не закрывай рот тому, кто открывает тебе глаза.

— По какой стезе пойдете вы?

3. «Об отцовском наследстве» (Приложение 3)

План

Рабочие материалы

1. Что такое моральный капитал?

Моральный капитал – это неписаные правила чести, правила жизни, которых придерживается человек.
Лень, пьянство — «достоинства» одних; другие ценят труд, порядок и порядочность, честь и честность. Одни ноют и сетуют на жизнь, другие жизни не боятся, а стараются ковать её.

2. От кого зависит, какой дорогой пойдут дети?

Все эти качества передаются от родителей к детям.

— Каковы традиции ваших семей? Что возьмете вы себе в наследство?

— Отцовским наследством являются для нас и советы великих людей. Давайте обратимся к ним.

Из книги афоризмов:

  • Чтоб тебя на Земле не теряли, постарайся себя не терять.
  • Не плыви по течению, не плыви против течения, плыви туда, куда тебе надо.
  • Каждому человеку свойственно ошибаться, упорствовать в заблуждениях свойственно только глупцу.
  • Сознаваться в своих ошибках – это значит быть умнее, чем мы были.
  • Скрыть недостатки вам вряд ли удастся. Лучше сосредоточиться на своих достоинствах.
  • Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.

— Как вы поняли эти слова?

IV. Выразительное чтение стихов.

(Учащиеся, готовясь к уроку, нашли замечательные стихи Татьяны Валяевой о смысле жизни. Цитаты из них можно записать на уроке)

***
Можно из жизни сделать проблему,
Перед собою выстроить стену
Лишних сомнений, страхов, борьбы,
Изнемогая в сетях суеты,
Видеть опасность в каждом углу,
Чем привлекать к себе зло и беду.
Можно считать, что проблемы обычны
И называть их течением жизни,
Не закрываться от мира стеной,
Видеть любовь и добро пред собой.
Все ожидания жизнь подтверждает,
Каждый что хочет найти — получает.

***
Помощь может быть разной и полезной не всем,
Приносить много новых неприятных проблем.
Если наглым поможешь, те наглеют сильней,
Помощь делает слабых безнадёжно слабей.
Помогая лентяю, помогаешь ему
Без особых усилий сесть на шею твою,
Свесить радостно ножки и наивно считать,
Что легко тебе, просто эту тяжесть таскать.
Сделай помощь полезней, результаты прочней —
Научи человека, как стать духом сильней,
Чтоб не бегал при каждой неудаче к друзьям,
А сначала пытался помогать себе сам.

Огонёк
Когда ты пуст настолько, что в душе
Нет ни любви, ни малой искры света,
И не мечтай, что кто-то на земле
Своё тепло отдаст тебе за это.
Пылает в ком-то яркий огонёк,
Который так, как ты мечтаешь, светит,
Но он тепло подарит и любовь
Тому, в ком душу родственную встретит.
Наивно ждать, что вдруг по волшебству
Откроют пред тобою в счастье дверцу,
И лишь в любви купаясь, как в раю,
Ты своему любить позволишь сердцу.
Ты сам в себе взрасти тот огонёк,
Который так мечтаешь встретить в людях.
Но помни, что для роста нужен срок,
И не всегда ответ мгновенным будет.
В тебе увидят свет, настанет час,
И часть его себе возьмут с желаньем,
В своих сердцах умножат в сотни раз,
И будут греть тебя своим сияньем.

V. Заключительное слово учителя.

Каждый из вас уже сегодня вписывает в белый лист бумаги под названием жизнь свои первые строки. И я хочу, чтобы они были написаны красивым и аккуратным почерком. Идя по жизни, помните всегда слова Л.Н.Толстого и А.П.Чехова.

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость.
(Л.Толстой)

Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти. Стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит. Как теперь он не видит и не слышит других.
(А.П. Чехов)

VI. Домашнее задание.

Написать сочинение — миниатюру «Если я для себя, то зачем я?».

Пушкинские проповеди: «О пути жизни» — Приложение 1, «О стезе правды» — Приложение 2, «Об отцовском наследстве» — Приложение 3.