Технология организации учебно-воспитательного процесса на уроках информатики в начальной школе

Разделы: Информатика


Становление школьного курса информатики связывается не с модой на компьютеры, не с престижностью компьютеризованного учебного заведения, не с широким распространением вычислительной техники, а с концептуальным запасом информатики как естественнонаучной дисциплины, способной сформировать умения и навыки, совокупность которых образует операционный стиль мышления. Задача формирования мышления у поколения молодых людей трактуется как важнейшая цель компьютеризации образования.

Следовательно, становление курса информатики в школе надо рассматривать как положительную и конструктивную реакцию системы образования на социальный заказ современного информационного общества.

Две главнейшие задачи информатики в школе - формирование стиля мышления учащихся и совершенствование предметных методик - требуют ранней постановки курса информатики.

Исходя, с одной стороны, из цели (формирование стиля мышления), а с другой стороны, из условий (в начальной школе начинает складываться мышление молодого человека), можно сделать однозначное заключение: мировоззренческий курс информатики должен начинаться в начальной школе.

Началом всему являются принципы отбора содержания.

При формировании содержания есть необходимость руководствоваться следующими принципами: ориентация на учащихся младшего школьного возраста, с учетом возрастных особенностей; изучение учащимися материала всех содержательных линий по восходящей и расширяющейся дидактической спирали; использование практических навыков, полученных на уроках, для внеурочной деятельности; подбор и использование имеющихся программных средств; обеспечение подготовки ученика к решению задач в области информационной деятельности на последующих ступенях общего образования, заложить необходимый объем опорных умений в области информатики, принцип единства развивающих и диагностических видов работ, а именно:

  • системный подход (рассмотрение объектов и явлений в виде набора более простых элементов, каждый из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом);
  • алгоритмический подход к решению задач (умение планировать последовательности действий для достижения какой-либо цели, умение решать задачи, ответом для которых является не только число или утверждение, а описание последовательности действий);
  • объектно-ориентированный подход (работа с объектами, объединение отдельных предметов в группу с общим названием; выделение общих признаков предметов этой группы и действий, выполняемых над этими предметами);
  • применение формальной логики при решении задач (операции над понятиями и простыми суждениями).

Предлагаемые упражнения должны носить не только обучающий, но и диагностический характер, что дает возможность учащимся получить и скорректировать представление о себе и, исходя из этого, наметить путь дальнейшего саморазвития (с помощью взрослых).

Чтобы внедрить содержание курса информатики, необходимо сформировать систему работы, которая отражала бы следующие элементы: принципы обучения, методы управления учебной деятельностью, которые способствовали бы созданию необходимой системы мышления, способствующей формированию информационной культуры, изучение подходов к управлению познавательной деятельностью учащихся, отношения между участниками образовательного процесса и многое другое.

В основе управления познавательной деятельностью учащихся лежит эмпирический, деятельностный подход к обучению (учиться, что-то делая). Эмпирическое обучение заключается в принятии предположения, что у школьника уже имеется какой-то жизненный опыт и на него можно и нужно опираться при обучении. Эмпирическое обучение позволяет не только получать новые знания, приобретать новые навыки, но и проверять идеи, развивать мышление, усваивать общие принципы.

Принцип научности требует уделять особое внимание переходу от единичных, предметно-абстрактных образов к абстрактным, условно-схематическим и обратно; овладение разнообразными способами создания образа и оперирования им.

Принцип доступности является началом добровольной мыслительной деятельности (осознанного познания).

Принцип систематичности и последовательности: известно, что основы научного мировоззрения закладываются в детском и юношеском возрасте, то есть процесс формирования мировоззрения в основном осуществляется в дошкольном возрасте и в начальной школе;

Принцип наглядности обусловлен тем, что результат учебно-воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения.
Трудно представить себе современного учителя, не использующего дополнительных методических пособий, кроме учебника. Довольно сложно оспорить тот факт, что наглядность в обучении занимает далеко не последнее место, особенно в начальной школе. Дидактические качества компьютера сделали его эффективным инструментом на уроках по всем без исключения школьным предметам. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.

Большое значение имеет технология организации урока информатики в начальной школе, которая строится в направлении здоровьесбережения. На каждом уроке обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают: в 1-м классе 8—10 мин; во 2—4-х классах — 10—15 мин, сразу после работы за компьютером следует минута релаксации — дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.

В уроке предполагается несколько линий курса:

  • мировоззренческая, направленная на формирование операционного стиля мышления, необходимого в информационном обществе, в том числе и для эффективного использования возможностей компьютеров при решении разнообразных задач;
  • инструментальная, предполагающая овладение компьютерными технологиями для обработки информации разных видов и основными техническими приемами взаимодействия с компьютером;
  • алгоритмическая, ориентированная на развитие умения представлять сложное действие – достижение заданной цели при помощи фиксированного набора средств в виде организованной совокупности простых действий;
  • исследовательская, призванная организовать общение с компьютером таким образом, чтобы ученик последовательно наращивал умение работать самостоятельно и творчески.

Примерная структура урока формирования новых знаний такова:

  1. Организационный момент (1—2 мин).
  2. Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3—5 мин).
  3. Проверка домашнего задания (3—4 мин).
  4. Сообщение темы и задач урока.
  5. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (10—12 мин).
  6. Физкультминутка (1 мин).
  7. Выдача домашнего задания с комментариями (2—3 мин).
  8. Работа за компьютером (1-й класс — 8—10 мин, со 2-го класса — 10—15 мин).
  9. Релаксация (1 мин).
  10. Подведение итогов (2—3 мин).

Этапы данной структуры урока могут меняться в зависимости от того, как учитель планирует построить урок. На уроках контроля этап работы на компьютере может быть в начале урока. Если урок преследует цель отработки какого-то навыка, то за машинами учащиеся могут сидеть несколько раз, чередуя работу на компьютере с работой в тетради. Исходя из цели урока, строится и его структура.

Структура урока формирования умений и навыков.

  1. Организационный момент (1—2 мин).
  2. Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания, графические диктанты (3—5 мин).
  3. Сообщение темы и задач урока.
  4. Актуализация знаний. Повторение необходимых для урока объектов (3—4 мин).
  5. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (10—12 мин).
  6. Физкультминутка (1 мин).
  7. Выдача домашнего задания с комментариями (2—3 мин).
  8. Работа за компьютером (1-й класс — 8— 10 мин, со 2-го класса — 10—15 мин).
  9. Релаксация (1 мин).
  10. Подведение итогов (2—3 мин).

По каждой теме учащиеся выполняют самостоятельные или контрольные работы, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал. В конце каждого года проводится годовая контрольная работа по двум вариантам, в которую включаются задания практически по каждой пройденной теме.

Существенную роль играют применяемые методы обучения.

Игры. Учебные ролевые игры. Игровая форма работы дает возможность активизировать познавательную деятельность. Исходя из этого, многие упражнения построены на игровых сюжетах. Основное правило при организации и проведении таких игр заключается в том, что учитель продумывает сценарий игры, четко формулирует цель, уточняет, каков ожидаемый результат, в какой форме он предоставляется, знакомит учащихся с системой требований к результату, сообщает ограничения. Основные преимущества игровой формы обучения — более глубокое освоение трудных вопросов, например, понятий “алгоритм”, “программное обеспечение компьютера”, работы основных и дополнительных устройств компьютера. Постепенно игровая форма перерастает в учебную за счет создания проблемных ситуаций. Проблемная ситуация. Постановка проблемных ситуаций направлена на формирование у учащихся умения ориентироваться в учебной задаче, вырабатывать способы решения, умение контролировать процесс осуществления работы.

Словесные методы: рассказ, инструктаж, беседа, эвристическая беседа, самостоятельная работа с текстовым упражнением. Данная группа методов многофункциональна. Эти методы необходимы в первую очередь для формирования целей, мотивов к выполнению той или иной работы; для понимания учениками ее значимости, важности для собственного развития, для дальнейшего освоения материала; для четкого доведения до учащихся содержания учебного материала и инструкций к выполнению заданий; постановки учебной задачи.

Наглядные методы. В информатике используются: наблюдение за деятельностью товарища, учителя или за поведением компьютерной среды. При этом можно воспользоваться не только доской, но и экраном компьютера. Компьютерные демонстрации обладают динамичностью и наглядностью.

Практические методы. Информатика предоставляет широкие возможности для познания и формирования научной системно-информационной картины мира, основанной на деятельностном подходе.

Проектный метод. Проектный метод является одним из методов группового обучения. Проектный метод предполагает деятельность учащихся от идеи проекта до ее реализации на протяжении некоторого времени, может быть, целой четверти. Основная дидактическая функция — структуризация и обобщение знаний и умений школьника по нескольким темам сразу. В основе лежит творчество учащихся, проявление инициативы и самостоятельности. Такой метод формирует навыки самообразования учащихся.

Контроль знаний. Контроль дает возможность увидеть ошибки, оценить результаты, осуществить коррекцию знаний и навыков; позволяет повысить мотивацию, инициирует творческую деятельность, является средством обучения и развития. Он должен быть естественным продолжением обучения.

Метод организации процесса усвоения научных понятий, знаний осуществляется на основе усвоения сведений о мире, которое происходит через восприятие, осознание и запоминание. Процесс усвоения школьником новых понятий происходит в три этапа: I этап – понимание, II – осмысление, III этап – использование.

Этапы Действия учителя Действия учеников
Понимание нового материала. Употребляет термин (понятие) при объяснении нового материала. Термин (понятие) в пассивном словаре школьника. Дети не оперируют с термином – только понимают его значение.
Мысленное (пассивное) использование. Дает устное или письменное упражнение: опознать и выделить обозначаемые данным термином явления из рада других. Опознают, выделяют обозначаемые данным термином явления, подбирают общие понятия к частному примеру.
Активное использование понятия. Дает упражнение на подбор общего понятия к предъявляемому частному примеру. Выполняют упражнение, при этом термин переводится из пассивного словаря в активный.

Реализация этого процесса идет через формирование умений обобщать понятия, ограничивать понятия, классифицировать их, то есть на основе целенаправленного анализа объекта исследования (его модели), выделяется существенное и несущественное, что обобщается, а затем на основе общего способа решаются частные задачи.

Большое значение имеют организационные формы обучения.

Фронтальная форма. Это традиционная форма, которая не теряет своего значения на уроках информатики и используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний.

Групповая форма. Это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, особенно при осваивании новых программных средств или работы по реализации проектов. Групповые формы обучения также применимы и в ролевых играх.

Парная форма обучения. Парная форма обучения понимается как эпизодическое парное общение в процессе урока “учитель-ученик” и “ученик-ученик”.

Форма “ученик и компьютер”. Работая один на один с компьютером, учащийся в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока. В этом случае говорят об индивидуальном обучении при контакте с коллективным знанием.

Практические формы обучения.

Практические занятия. Основной формой практического освоения учебного материала в компьютерном классе является практическая работа. Хорошая подготовка к практической работе позволяет более эффективно распорядиться урочным временем, обеспечить более высокую результативность.

Индивидуальный практикум. Форма обучения в виде индивидуального практикума характеризуется разнотипностью заданий, как по уровню сложности, так и по уровню самостоятельности. Это активная форма обучения. В начальном обучении индивидуальный практикум в чистом виде используется редко, однако его элементы наблюдаются при индивидуальной работе с учащимися более высокого уровня подготовки.

Все формы обучения связаны с содержанием и методами и основаны на возможностях учителя и учащегося, а также на возможностях, которые предоставляет компьютер и сетевые технологии.

Появление компьютера и современных информационных технологий в школе привело к изменению взаимоотношений основных субъектов образования: учителя и ученика. Ученик теперь имеет относительную свободу, т.е. может являться инициатором обмена информацией в пределах разработанных правил, оставаясь в рамках необходимого информационного пространства. Новые информационные технологии влияют на характер взаимодействия системы “учитель-ученик”. Универсальные “качества” компьютера позволяют структурировать дидактический материал, использовать электронные учебники, задачники, он обеспечивает удобный и быстрый доступ к материалам.

На современном этапе, когда объявлена модернизация образования, совершенствование предметных методик с той же очевидностью требует постановки курса раннего обучения основным понятиям информатики крайней выработки навыков общения с компьютером.