"При обучении с помощью компьютера, дети приобщаются к исследованию, как думают они сами. Опыт подобного исследования действует возбуждающе: мышление о мышлении превращает ребенка в эпистемиолога, в исследователя способов познания, таким опытом обладает далеко не всякий взрослый".
Пейперт
Понятие "технология" (греч. "техно" - искусство, мастерство, "логос" учение) имеет множество формулировок. Дословно - это учение о способе (мастерстве).
Технологию понимают и как совокупность приемов и методов, применяемых в процессе обучения, и как технику реализации учебного процесса и как процессуальную часть дидактической системы и как модель совместной педагогической деятельности, и как системную совокупность и порядок функционирования всех средств, используемых для достижения педагогических целей.<15>
"Технология" - это система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности, алгоритм, научная разработка решения каких либо проблем.<5>
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.<1>
В современной интерпретации, понятие технология является содержательным обобщением, имеет три основных аспекта:
- научный: технология является научно разработанным решением определенной проблемы, основывающимся на достижениях психолого-педагогической теории и передовой практики.
- формально-описательный: технология - это модель, описание целей, содержание методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов.
- процессуально-действенный: технология есть сам процесс осуществления деятельности, последовательность и порядок функционирования и изучения всех его компонентов, в том числе объектов и субъектов деятельности.
В целом, в технологии во взаимосвязи и взаимообусловленности находятся содержание, методы, средства, приемы, цели обучения. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям (Г.К. Селевко)
- Концептуальность (опора на научную концепцию)
- Системность (должны проявляться признаки системы: целостность, логичность, взаимосвязь всех частей)
- Управляемость (диагностика, коррекция, варьирование средствами и методами)
- Эффективность (рентабельные, оптимальные, результативные)
- Воспроизводимость (возможность повторять)
Педагогические технологии имеют свою классификацию (типологию) по различным основаниям. Информационные (компьютерные) технологии относятся к технологиям по преобладающему (доминирующему) методу.
НТР вызвала техническое перевооружение народного хозяйства, произошли значительные, революционные изменения в областях науки, техники, в технологиях. В современном производстве используют новые машины, оборудование, увеличивается доля интеллектуального труда, творческой функции рабочего в труде это вызывает необходимость преобразования системы знаний, умений, навыков, которые должны быть получены в школе, в ССУзе, ВУЗе обучаемыми. На сегодняшний день во всем мире получили широкое развитие информационные технологии. Информационные технологии - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Г.К. Селевко так определяет варианты осуществления или использования информационные технологии:
- "проникающая" технология (применение компьютерного обучения отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач)
- "основная" определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
- "монотехнология" когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.<13>
Информационные технологии имеют философскую основу, которую можно определить как сциентистско-технократическую (опора на развитие науки и техники). Информационные технологии целостны и системны, управляемы по организационным формам (индивидуальны и возможна реализация в небольших группах).
По методу: информационные, диалогические, деятельностные, операционные и программированные. Информационные технологии эффективны в организации и управлении, повторяемы, а также подходят для всех категорий обучаемых. Компьютерное обучение способствует реализации дидактических принципов организации учебного процесса, наполняет деятельность учителя принципиально новым содержанием, позволяя сосредотачиваться на воспитательных и развивающихся функциях обучения.
Информационные технологии это процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств или совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. <1>
Информационные технологии основываются на использовании некоторой модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, находящимися в памяти компьютера и возможностями телекоммуникационной сети. Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является наличие компьютерной информационной среды, которая включает в себя базы знаний, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.
Под базами данных понимаются технологии ввода, систематизации, хранения, и предоставления информации с использованием компьютерной техники. Систематизация и поиск информации в базе данных осуществляется 3 основными способами:
- иерархическая база данных - в качестве классификационной основы используются каталоги и рубрикаторы (информационно- поисковые языки иерархического типа)
- реляционная база данных - каждой единице информации, присваиваются определенные атрибуты и по ним ведется поиск
- статистические базы данных (электронные таблицы) - оперируют с числовой информацией.
Базы данных используются в обучении для оперативного предоставления учителю и учащимся информации необходимой, но не вошедшей в учебные пособия.
Базы знаний представляют информационные системы, содержащие замкнутый объем информации по данной теме, структурированный таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора.
Такая организация информации позволяет учащемуся изучать ее в той логике, которая ему наиболее предпочтительна в данный момент.
Библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и словари. Программные продукты, реализующие базы знаний, относятся к мультимедиа (гипермедиа). Они позволяют использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактически и развивающие игры, вызывающие интерес у обучаемых.
Экспертные системы - это компьютерное тестирование (оценочные процедуры) эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций, чтобы глубже понять потребности учащегося, учесть психологические принципы обучения, осуществить анализ знаний в предметной области.
Повышение качества обучения школьников, стимулирование познавательной активности в значительной степени определяется достижениями информатики, внедряемой в учебный процесс.
Информатизация включает в себя 3 этапа:
- Компьютеризация общества (насыщение вычислительной техникой ОУ). Идет процесс компьютерного освоения имеющихся информационных фондов в образовании и формирование основ информационной культуры.
- Персонализация информационного фонда (интенсивное применение ВТ на всех уровнях образования, перевод информации в компьютерную форму, расширение компьютерной грамотности).
- Социализация информационных фондов (высокий уровень информационной культуры полное удовлетворение информационных потребностей всего населения).
Процесс информатизации сферы образования осуществляется по 2 направлениям:
- Неуправляемая информатизация (реализуется снизу, по инициативе педагогических работников, охватывает актуальные сферы деятельности и предметные области).
- Управляемая информатизация, та, которая поддерживается материальными ресурсами, обладает концепцией и программой. <1>
Особенности информационных технологий заключаются в том, что в отличие от иных педагогических технологий, информационные имеют предметом и результатом труда информацию, а орудием труда - компьютер.
Информационные технологии включают в себя 2 проблемы:
- решение проблем пользователя;
- организация информационных процессов, которая предполагает: передачу, обработку, организацию хранения и накопления данных, формализацию и автоматизацию знаний.
Применительно к обучению можно выделить информационные технологии:
- Компьютерные обучающие программы или ПП (программные продукты) или ЭИР - электронные учебники, энциклопедии, тренажеры, самоучители, тестовые системы.
- Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий.
- Интеллектуальные и обучающие экспертные системы.
- Распределение базы данных по отраслям знаний.
- Средства телекоммуникации (электронная почта, чат, форум, телеконференции).
- Электронные библиотеки.
Информационные технологии, их применение эффективны на всех стадиях педагогического процесса:
- на этапе предъявления учебной информации обучающимся;
- на этапе усвоения (в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером);
- на этапе повторения и закрепления;
- на этапе промежуточного, итогового контроля, самоконтроля достигнутых результатов обучения;
- на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов.
Использование информационных технологий позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, поддерживать познавательный интерес обучаемых к предмету. Деятельность учителя наполняется новым содержанием и позволяет сосредоточиться на обучающих, развивающих и воспитательных функциях.
Содержание историко-обществоведческого образования обогащается с применением информационных технологий следующими ключевыми компетенциями: социальной, коммуникативной , информационной, когнитивной, специальной
Однако, чтобы получение данных ключевых компетенций стало глубже и осмысленнее необходимо выполнение следующих условий:
- создание реальных условий для обучения школьников с использованием информационных технологий;
- значительное повышение уровня профессионального и общегуманитарного взаимодействия учителей и обучаемых благодаря возможности выполнения совместных проектов, в том числе и телекоммуникационных
- появление качественно новых условий для реализации творческого потенциала обучаемых за счет доступа к электронным библиотекам, виртуальным лабораториям, к научным, учебным и другим значимым ресурсам на электронных носителях и в сети Интернет.
- повышение эффективности самостоятельной работы учащихся.
Выполнение перечисленных условий будет способствовать достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом.
В школе для учащихся должны быть созданы благоприятные условия для использования технологических возможностей современных компьютеров и средств связи, для поиска и получения информации, развития познавательных и коммуникативных способностей. Учителя, освобожденные от передачи формальных знаний, получат свободу в выборе форм взаимодействия с обучаемыми и смогут приложить силы к тому, что составляет суть их работы. Речь идет о выработке подходов к изучению той или иной учебной дисциплины с учетом индивидуальных возможностей и потребностей учащихся, обучении последних в ходе дискуссий, совместном проектировании и критическом анализе полученных результатов, нестандартном взгляде на стоящие проблемы. Часы, отведенные на урок, будут наполняться новым содержанием. А время, сэкономленное за счет применения информационных технологий, может быть отдано личному общению учителей и обучаемых. С 2001 года при подготовке к урокам использую офисную программу Power Point.
Технология создания уроков в виде презентаций.
- Постановка целей и задач урока.
- Подбор содержания учебного материала
- Представление сценария урока в виде структуры взаимосвязанных кадров с соблюдением логической последовательности подачи учебного материала.
- Заполнение блоков сценарием
- Определение места сценария в системе урока.
- Знания, умения, навыки, формируемые учителем на учебном занятии.
Наглядность - это средство. Мышление - это действие (деятельность разума). Визуальная информация обладает замечательным свойством, она позволяет при помощи ее специальной организации и оформления естественным путем влиять на различные стороны мышления (на абстрактную, логическую).
Однако это свойство необходимо правильно реализовать - применить так, чтобы значения понятий, порождающих информацию, стало видимым. Механизмы визуального мышления являются универсальными.
Визуальное представление знаний сводится к совокупности зрительных образов так, что механизмы зрительного мышления обеспечивают овладение этим знанием. Рисунок может нести в себе информацию, соответствующую полному объему понятия и является важнейшим способом передачи знаний, служит сигналом, символом. Особое внимание уделяется качеству и содержательности иллюстрации (рисунку), т.к. если этот момент будет упущен, учитель потерпит неудачу в обучении. В слайды, в зависимости от содержания урока, вставляются графики, диаграммы, таблицы, самодельные рисунки (программа Paint), фото, картинки из коллекции office, (из файла), "со сканера или камеры", в том случае если рисунок вставляется из книги (журнала) или фото из цифрового фотоаппарата.
Можно создавать уроки разных типов:
- комбинированный урок,
- практическая работа,
- контрольная работа,
- задания в форме теста,
- урок опроса (различные виды заданий, задач),
- урок лекция (последовательность показа слайдов моделируется в соответствии с содержанием нового материала по усмотрению учителя).
При работе с презентацией используется мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Слайды являются иллюстрацией к излагаемому лекционному материалу. Объяснение может быть построено, в зависимости от поставленных целей и задач, в виде эвристической беседы, а слайды содержать вопросы и задания.
Сочетание словесной информации учителя с показом презентации активизирует внимание учащихся к содержанию учебного материала и повышает интерес к изучаемой теме. Учебная информация представляется на слайдах (которые учитель заранее разрабатывает в программе Power Point ). Слайды имеют звуковое сопровождение, анимацию, информация может быть подана с помощью диаграммы, таблицы, схемы, в слайды можно вставлять видеофрагменты.
В общую презентацию вставляются слайды,
осуществляющие функции контроля (тесты, вопросы),
которые позволяют проверить уровень усвоения
основ излагаемого учебного материала, это
позволяет своевременно осуществлять коррекцию и
устранять недостатки. Одной из современных форм
обучения является проектно - исследовательская
работа. Она учит учащихся анализировать, строить
обоснованные выводы, применять
исследовательские приемы, определять
перспективы своей деятельности и пути ее
дальнейшего совершенствования. Завершает работу
ученическая конференция, на которой ученики
защищают свои проекты, она делает результаты
работы зримыми, подчеркивает ее общественно
значимый характер, активизирует самостоятельную
учебно-познавательную деятельность.
С одной стороны она связана с культурой
умственного труда, с другой позволяет
совершенствовать речевые навыки и развивать
основы ораторского искусства. Защита рефератов,
проектов универсальна уже тем, что обобщает
результаты, подводит итоги самостоятельной
работы. Успех исследовательской работы зависит
от правильно организованной подготовки
обучаемых к самостоятельной творческой и
познавательной деятельности. Учащиеся намечают
проблему, раскрывают ее теоретические аспекты,
работают с дополнительной литературой, затем,
они аргументированно защищают свою позицию,
выражают свои убеждения. Чтобы правильно
оформить свою работу провожу индивидуальные
консультации и оказываю необходимую
методическую помощь. Исследовательская работа
возможна и эффективна только на добровольной
основе. Учебные исследования разворачиваюся вне
уроков и обычной учебной работы как
дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.
Материал подбирается доступный для
исследования, и выполнение работы относительно
простое. У учащихся эта работа создает мотивацию
к обучению и творческой деятельности.
Исследовательская работа выполняется одним
учеником или группой. На ученика ложатся задачи
наблюдения, описания и обобщения результатов
работы. Учитель играет роль консультанта,
подсказывает направления, редактирует текст.
Учащиеся самостоятельно создают презентации
учебного занятия, доклада, сообщения. Они
работают с информацией, выделяют в содержании
главное, основное, структурируют,
систематизируют. Подготовка презентации
является творческой деятельностью.
В основе решаются 2 задачи.
- Ученики, подбирая учебный материал для презентации, работают с учебником, энциклопедией, дополнительной литературой. Отбирают необходимое содержание, запоминают историческую информацию, с которой работают (даты, основные события, исторические персоналии).
- Работая с компьютером, ученики совершенствует свои навыки как пользователи.
- Информационные (компьютерные) технологии и их применение обеспечивают:
- Повышается интерес и производительность труда учителя и учащихся на уроке.
- Устанавливается межпредметная связь уроков информатики с историей и обществознанием.
- Создавая презентацию, учащийся совершенствует навыки работы на компьютере, проявляет творческие способности, участвуя в проектной, деятельности.
- Создание презентаций, совершенствует умение выделять в содержании учебного материала главное, существенное, а также подавать подготовленный материал в строгой логической последовательности.
- Возрастает уровень использования наглядности на уроке рассчитанные на визуально-вербальное восприятие учащихся. Это способствует более основательной реконструкции широких картин исторической действительности, развивает познавательные способности.
- Лучшее и более глубокое понимание и усвоение учебного материала.
- Индивидуализация процесса обучения, использование эффективных приемов и средств самостоятельной работы.
- Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся.
- Развитие коммуникативных способностей. Учащимся приходится руководить работой своих товарищей, при создании совместных проектов, видоизменять, монтировать, создавать новый продукт.
- Умение решать широкий круг задач, заниматься сбором, анализом, синтезом данных, самостоятельно мыслить, развивает общие и когнитивные способности.
- Экономия времени.
- Полученные знания задерживаются в памяти на более долгий срок, кроме того, позднее ,такие знания легче восстанавливаются для применения на практике.
Результаты успеваемости и качества обученности учащихся (диагностика)
Уроки в традиционном режиме | Уроки с использованием информационных технологий | Учебный год | ||
Успеваемость (%) |
Качество обученности (%) |
Качество обученности (%) |
Успеваемость (%) |
|
99 | 72 | 90 | 100 | 2006-2005 (7 "а") |
100 | 72 | 93 | 100 | 2006-2007 (8 "а") |
100 | 71,5 | 97 | 100 | 2007-2008 (9 "а") |
Показатели:
1 - внимательность учащихся на уроке (в среднем, по 5-балльной шкале);
2 - средняя частота ответов на уроке (на одного ученика);
3 - тщательность выполнения задания на уроке (в среднем, по 5-балльной шкале);
4 - правильность выполнения заданий (в среднем, по 5-балльной шкале);
5 - средняя частота уточняющих вопросов (на одного ученика);
6 - средняя частота проблемных вопросов (на одного ученика).
Литература
- "Педагогические технологии" под ред. В.С. Кукушкина, Ростов на Дону " МарТ" 2002
- Андреев А.А " Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования" журнал " Школьные технологии" № 3 ,2001
- Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник А. А. статья "Понятие информационной среды процесса обучения" и "Школьные технологии" № 2, 2002г. М· , "Народное образование".
- ж. "История и обществознание в школе" № 6 2002г.
- Ж.. "Школьные технологии" № 3; 2002г. М· "Народное образование"
- Жилина Л.В. "Программа информатизации школьного образовательного пространства журнал" Школьные технологии" № 5 ,2002
- Захарова И.Г. " Информационные технологии в образовании" Москва, 2003
- Короткова М. В., Студеникин М. Т. "Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях" М· , "Владос" 1999г.
- Лернер П.С." Информатизация продуктивного образования старших школьников" журнал " Школьные технологии" № 4, 2002
- Пахомова Н.Ю " Метод учебного проекта в ОУ" М., 2003
- Полторак Д. И., Аппарович Н. И., Думин С. В. "Методика использования средств обучения в преподавании истории", М· , "Просвещение" 1987г.
- Студеникин М. Т. "Методика преподавания истории в школе" М., "Владос" 2000.
- Селевко Г.К. " Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса" М., стр. 114
- Чернов А. В. "Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания" стр. 46 ж. "Преподавание истории в школе" №8 2001г.
- "Современные педагогические технологии" (авт. Гульчевская В.Г., Гульчевская Н.Е.) Ростов Н/Д 1999г. стр. 11