Урок русского языка с элементами информатики в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


I .Оргмомент.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

- Записали число, классная работа. Слово шестнадцатое от слова шесть. Подчеркнули в слове шестнадцатое букву т.

1 слайд.

Тема урока: “Закрепление изученных орфограмм”.

Цель урока:

  • закрепление умения находить слова, в которых есть изученные орфограммы, и объяснять их написание;
  • работать над развитием речи;
  • развивать внимание, каллиграфическую аккуратность.

II. Минутка чистописания.

чн нч

- Какое правило спряталось в минутке чистописания?
- чк, чн, нч, нщ, рщ, чт – пишутся без мягкого знака.
- Запишем несколько слов с этими сочетаниями.

Девочка, печка, речной, закончили, барабанщик, морщины, почта, мачта.

III. Словарная работа.

(На доске на магнитах бумажные капли с буквами е, о, и, я, о, е )

Падают капли дождя
В ладошку поймаю их я
Какие из них попросить
Чтоб эти слова оживить?

(На доске записаны словарные слова с пропущенными буквами:

м..дведь, ..лень, к..рова, л..са, за..ц, с..бака, п..тух).

- Как можно назвать их одним словом? (Животные)
- Какие бывают животные? (Дикие, домашние)
- Чем они различаются? (Домашние животные не добывают сами себе пищу, не строят жильё).
- Закрыли тетради. (Вытереть с доски).

2-3 слайд.

(На слайде картинки животных: медведя, лисы, зайца, оленя, собаки, петуха, коровы, верблюда).

1) - Посмотрите внимательно на фотографии животных и определите, название какого животного мы ещё не записали? (Верблюд).
- Запишем три раза. Это новое для вас слово. (Учитель пишет на доске).
- Поставим ударение, подчеркнем буквы, которые нужно запомнить.

2) - Запишем и разберем предложение с этим словом.

Выносливые верблюды быстро передвигаются по пустыне.

- Главные члены предложения. (И рассказать определение).
- Связь слов. (Определение словосочетания).
- Части речи. ( И рассказать определение).

IV. Работа по теме урока.

1) Однокоренные слова

- Какое сейчас время года по календарю? А вот вчера шел снег, значит, возможно, скоро наступит зима. А на следующей страничке нашего урока снежная сказка.

4 слайд.

Снежная сказка

Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.

- Вы представили эту снежную картину?

- Работа над словами снегурки, снегири.

5 слайд.

С наступлением холодов, с первым робким снежком к нам на зимовку прилетают с севера снегири. От слова снег и птице название дали – снегирь. Снегирь – самая красивая зимняя птица. А вот песня у него тихая, с грустинкой, словно полозья саней по снегу скрипят.

6 слайд.

- Давайте мы выпишем, какие встретились здесь однокоренные слова.

(Снежная, снегам, снежные, снегири, снеговикам, заснеженной, снежном, снежки, снегурки).

- Какие орфограммы вы увидели в этом стихе?

- Разбор по составу слов: снежная, снегам, заснеженной, снежном, снежки.

V. Физминутка.

  1. Для глаз.
  2. Для кистей рук.
  3. Мы писали, …, а затем все дружно встали.

2) Работа над безударной гласной.

7 слайд.

- Посмотрите на текст.
- Выписываем слова с пропущенной буквой, объясняем орфограммы.
- Прочитаем теперь получившийся текст, выговаривая все слова.

8 слайд.

1. – А что такое текст?
- Тема текста?

2. – Запишем первое предложение этого текста.

Побелели поля и луга.

- Сколько семей в этом предложении? Докажи.
- Начерти схему.

3) Определение на слух изученных орфограмм.

- А сейчас постарайтесь внимательно послушать и назвать слова, в которых есть изученные орфограммы.

(Звучит на диске стих А. С. Пушкина “Уж небо осенью дышало…”)

- Назовите мне слово из этого стихотворения, в котором есть:

  • безударная гласная в корне слова (осенью);
  • слово с сочетаниями ча, жи, чн(с печальным, ложился, скучная)
  • словарное слово (караван).

4) Работа детей за компьютером.

- Первая группа работает с пиктограммами, составляя отрывок стиха С.Я. Маршака “Багаж”.
- На какие изученные орфограммы вам встретились слова?
- Вторая группа в это время выполняет фонетический разбор слова заяц.
- Вторая группа работает с пиктограммами, составляя отрывок стиха С.Я. Маршака “Вот какой рассеянный”.
- На какие изученные орфограммы вам встретились слова?
- Первая группа в это время выполняет фонетический разбор слова осень.

5) Если останется время.

- Тут перед уроком на перемене заходила ко мне Мальвина. Она пожаловалась на безграмотность Буратино. Он ей прислал приглашение.

- Прочитайте текст приглашения. (На доске).

Приглашение

Мальвина, приходи в гости. У меня есть мёт, сог, шоколат, арбус и другие вкусные вещи. Приходи, я приготовил пирох. Буратино.

- С какой орфограммой не дружит Буратино? Давайте ему поможем.

- Расскажите правило.

VI. Итог урока.

- Что мы сегодня учились делать на уроке? Что нового вы узнали?
- Поощрение, выставление оценок. Дом. зад. Упр. 191 стр.67
- Кроссворд.

9 слайд.

  1. Сколько ног у паука? (Восемь)
  2. Сколько солнышек на небе? (Одно)
  3. Самая плохая оценка в школе. (Кол)
  4. 12 месяцев – что это? (Год)
  5. Сколько глаз у совы? (Два)
  6. А – это буква, 8 – это … (Цифра)
  7. Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. (Берёзы)

Молодцы!

Презентация