I .Оргмомент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Записали число, классная работа. Слово шестнадцатое от слова шесть. Подчеркнули в слове шестнадцатое букву т.
1 слайд.
Тема урока: “Закрепление изученных орфограмм”.
Цель урока:
- закрепление умения находить слова, в которых есть изученные орфограммы, и объяснять их написание;
- работать над развитием речи;
- развивать внимание, каллиграфическую аккуратность.
II. Минутка чистописания.
чн нч
- Какое правило спряталось в минутке
чистописания?
- чк, чн, нч, нщ, рщ, чт – пишутся без мягкого знака.
- Запишем несколько слов с этими сочетаниями.
Девочка, печка, речной, закончили, барабанщик, морщины, почта, мачта.
III. Словарная работа.
(На доске на магнитах бумажные капли с буквами е, о, и, я, о, е )
Падают капли дождя
В ладошку поймаю их я
Какие из них попросить
Чтоб эти слова оживить?
(На доске записаны словарные слова с пропущенными буквами:
м..дведь, ..лень, к..рова, л..са, за..ц, с..бака, п..тух).
- Как можно назвать их одним словом? (Животные)
- Какие бывают животные? (Дикие, домашние)
- Чем они различаются? (Домашние животные не
добывают сами себе пищу, не строят жильё).
- Закрыли тетради. (Вытереть с доски).
2-3 слайд.
(На слайде картинки животных: медведя, лисы, зайца, оленя, собаки, петуха, коровы, верблюда).
1) - Посмотрите внимательно на фотографии
животных и определите, название какого животного
мы ещё не записали? (Верблюд).
- Запишем три раза. Это новое для вас слово.
(Учитель пишет на доске).
- Поставим ударение, подчеркнем буквы, которые
нужно запомнить.
2) - Запишем и разберем предложение с этим словом.
Выносливые верблюды быстро передвигаются по пустыне.
- Главные члены предложения. (И рассказать
определение).
- Связь слов. (Определение словосочетания).
- Части речи. ( И рассказать определение).
IV. Работа по теме урока.
1) Однокоренные слова
- Какое сейчас время года по календарю? А вот вчера шел снег, значит, возможно, скоро наступит зима. А на следующей страничке нашего урока снежная сказка.
4 слайд.
Снежная сказка
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
- Вы представили эту снежную картину?
- Работа над словами снегурки, снегири.
5 слайд.
С наступлением холодов, с первым робким снежком к нам на зимовку прилетают с севера снегири. От слова снег и птице название дали – снегирь. Снегирь – самая красивая зимняя птица. А вот песня у него тихая, с грустинкой, словно полозья саней по снегу скрипят.
6 слайд.
- Давайте мы выпишем, какие встретились здесь однокоренные слова.
(Снежная, снегам, снежные, снегири, снеговикам, заснеженной, снежном, снежки, снегурки).
- Какие орфограммы вы увидели в этом стихе?
- Разбор по составу слов: снежная, снегам, заснеженной, снежном, снежки.
V. Физминутка.
- Для глаз.
- Для кистей рук.
- Мы писали, …, а затем все дружно встали.
2) Работа над безударной гласной.
7 слайд.
- Посмотрите на текст.
- Выписываем слова с пропущенной буквой,
объясняем орфограммы.
- Прочитаем теперь получившийся текст,
выговаривая все слова.
8 слайд.
1. – А что такое текст?
- Тема текста?
2. – Запишем первое предложение этого текста.
Побелели поля и луга.
- Сколько семей в этом предложении? Докажи.
- Начерти схему.
3) Определение на слух изученных орфограмм.
- А сейчас постарайтесь внимательно послушать и назвать слова, в которых есть изученные орфограммы.
(Звучит на диске стих А. С. Пушкина “Уж небо осенью дышало…”)
- Назовите мне слово из этого стихотворения, в котором есть:
- безударная гласная в корне слова (осенью);
- слово с сочетаниями ча, жи, чн(с печальным, ложился, скучная)
- словарное слово (караван).
4) Работа детей за компьютером.
- Первая группа работает с пиктограммами,
составляя отрывок стиха С.Я. Маршака “Багаж”.
- На какие изученные орфограммы вам встретились
слова?
- Вторая группа в это время выполняет
фонетический разбор слова заяц.
- Вторая группа работает с пиктограммами,
составляя отрывок стиха С.Я. Маршака “Вот какой
рассеянный”.
- На какие изученные орфограммы вам встретились
слова?
- Первая группа в это время выполняет
фонетический разбор слова осень.
5) Если останется время.
- Тут перед уроком на перемене заходила ко мне Мальвина. Она пожаловалась на безграмотность Буратино. Он ей прислал приглашение.
- Прочитайте текст приглашения. (На доске).
Приглашение
Мальвина, приходи в гости. У меня есть мёт, сог, шоколат, арбус и другие вкусные вещи. Приходи, я приготовил пирох. Буратино.
- С какой орфограммой не дружит Буратино? Давайте ему поможем.
- Расскажите правило.
VI. Итог урока.
- Что мы сегодня учились делать на уроке? Что
нового вы узнали?
- Поощрение, выставление оценок. Дом. зад. Упр. 191
стр.67
- Кроссворд.
9 слайд.
- Сколько ног у паука? (Восемь)
- Сколько солнышек на небе? (Одно)
- Самая плохая оценка в школе. (Кол)
- 12 месяцев – что это? (Год)
- Сколько глаз у совы? (Два)
- А – это буква, 8 – это … (Цифра)
- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. (Берёзы)
Молодцы!