В "Концепции модернизации российского образования до 2010 года" сказано: "Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования". Проблему эффективного формирования общеучебных умений и навыков можно отнести к числу вечных. Особую актуальность она приобретает применительно к начальной школе. Именно, в первые школьные годы происходит становление ученика как субъекта нового вида деятельности (учебной), поэтому необходимо формирование общих способов действий, то есть общеучебных умений и навыков. Данной проблеме посвящено немало работ, в которых описаны особенности различных систем обучения при формировании общеучебных умений и навыков (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Г.Ю. Ксензова, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, Г.Д. Кириллова и др.). Еще В.А. Сухомлинский, писал: "Главная задача начальных классов - это научить ребенка учиться. Научить его пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим, неспособным". А этот инструмент - общеучебные умения и навыки. Для того чтобы умения и навыки не стали чисто механическими функциями у учащихся, а перешли в их личностные качества, приобрели для них социальную значимость, учителю, необходимо видеть главную цель - это воспитание компетентного человека.
Для успешного формирования общеучебных умений и навыков необходимо проводить мониторинг, который помогает увидеть результат работы, составить план дальнейших действий. Тесты, проведенные совместно с психологом, а также анализы контрольных работ, срезов, проверки техники чтения (на осознанность, беглость, выразительность) позволяют увидеть реальную картину достижений и проблем. Проводимая диагностика дает возможность планировать деятельность в нужном направлении, видеть сильные и слабые стороны, как учителя, так и учеников.
В процессе работы появился прием "Восхождение". На основании данных диагностики выстраиваю две горы:
- гора Достижений;
- гора Проблем.
Почему именно гора? Человеку в этой жизни свойственно стремиться к достижениям во всем, в том числе и в знаниях. А это движение вперед, вверх.
Гора Достижений показывает, в чем класс и каждый ученик добился наибольших успехов (начиная снизу вверх), чем ниже находится данное качество, тем больше оно сформировано. Гора Проблем, наоборот, показывает, над чем еще предстоит работать, чем выше находится данная проблема, тем больше усилий необходимо приложить для ее преодоления. Графики гор составлены для каждого ученика индивидуально и для класса в целом. Детям предлагается самостоятельно определить свое местоположение на данных схемах, что позволяет им провести анализ своей деятельности и как результат данного самоанализа определить для себя следующую цель ближайшего развития, т.е. следующую ступень восхождения. От учителя ребенок обязательно должен услышать вопрос: "Как ты будешь действовать? Пойдешь ли ты к вершине в одиночку либо тебе нужна помощь?". Каждый ученик знает, что за помощью он может обратиться к одноклассникам, учителю, родителям. В классе действует правило: "Если можешь и умеешь сам, то обязательно предложи помощь другому". Видя наглядное отражение своих успехов и проблем, ученики будут более осознанно и ответственно подходить к выполнению заданий, начинают составлять план действий, пробуют прогнозировать результат, каждый стремится вырасти в своих достижениях, так как от его успеха зависит успех всей команды. Очень важно, что дети должны знать, если у них что-то не получится, им помогут, поддержат. Чтобы данный прием работал эффективнее, на уроках необходимо вводятся минутки нравственности об общечеловеческих ценностях: семье, дружбе, Родине, взаимопомощи и т.д. Родительское участие - это одно из главных условий эффективности работы данного приема.
Гора достижений