Урок истории в 10-м классе по теме "Внутренняя политика Иоанна Грозного"

Разделы: История и обществознание


Эпиграф. Цель оправдывает средства.

Н. Макиавелли.

Цель: определить содержание внутренней политики Ивана ІV, способствовать формированию у учащихся представления о политике реформ и политике опричнины, выяснить причины смены политического курса, способствовать развитию навыков анализа исторического материала, умения делать выводы, аргументировано высказывать свое мнение.

Оборудование: медиапроектор, экран, весы, портреты Ивана Грозного, портреты отечественных историков, учебные тексты, карточки с заданиями, листы ватмана, листы бумаги на каждого ученика в классе.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемы урока.

Вступительное слово учителя.

Что это такое, по вашему мнению? (ткань, сшитая из кусочков) С чем у вас это ассоциируется? Да, это словно территория Русского государства, которое было создано на рубеже XV-XV? вв. в результате объединительной политики московских князей. В этот период завершилось политическое объединение русских земель. Государям всея Руси важно было решить задачу – централизации власти! Решить эту задачу предстояло Ивану ?V. Время его правления, несмотря на многочисленные исследования историков, остается загадкой для тех, кто чуть больше узнает об этом времени, заглядывая не только в школьный учебник истории. Время царствования Ивана Грозного, охватившее пять десятилетий, было достаточно противоречивым: это политика реформ и жесткая опричная политика; правление Ивана ІV по многим признакам соответствовало деспотии восточного образца, и в то же время можно отметить появление элементов выборности, привлечение сословий к управлению государством (Земские соборы); решая задачу возрождения и централизации Русского государства подвел страну к краю пропасти – к Смуте.

Сегодня наша задача: проанализировать внутреннюю политику Ивана ІV, познакомится с оценкой этой политики в отечественной исторической науке и определить собственное отношение к внутриполитической деятельности Ивана Грозного. Знаменитый государственный деятель средневековья Н.Макиавелли вывел уникальную и в тоже время страшную политическую формулу: Цель оправдывает средства!

Целью Ивана Грозного была централизация власти (нужно было сделать так, чтобы “не было швов на материи”). Возможны были два способа осуществления данной цели: политика реформ – путь эволюционный постепенный, щадящий для общества и политика террора, с помощью которой результат достигается быстрее, но есть многочисленные жертвы.

Вопросов очень много! Почему Грозный царь с грозным характером изначально выбирает путь реформ? Почему государь отказывается от успешного курса реформ и предпочитает опричный террор? Чем был вызван отказ и от опричной политики? Почему верный в своих определениях народ не дает Ивану ІV прозвище Кровавый или Жестокий, а называет его Грозным, показывая тем самым уважение к силе и жесткой власти?

3. Работа по группам.

Вы будете работать по группам, у каждой свое задание. 1я познакомит нас с реформами Ивана ІV и Избранной рады, 2-я – с политикой опричнины. Отвечая на вопросы в карточке участники 1-й и 2-й групп, составляют опорный конспект на листе ватмана. 3-я группа представит мнение историков об эпохе Ивана Грозного. Но главное каждый из вас в результате должен определить свое отношение к политической формуле: “Цель оправдывает средства!” Вы постарайтесь найти весомый аргумент в пользу того или другого способа централизации власти. И посмотрим, чья позиция перевесит. Что вы предпочитаете в политике: кнут или пряник? Свои аргументы вы напишите на листочках, которые лежат у каждого из вас и положите на чашу весов в финале нашего урока.

Вопросы для группы: Реформы Ивана ІV и Избранной рады.

  1. Почему военная реформа была проведена одной из первых? На ваш взгляд, созданная войсковая система была надежной защитой для государства?
  2. Назовите основные положения, закрепленные в Судебнике Ивана ІV. Сравните, как рассматривался крестьянский вопрос в Судебнике 1497 и 1550 г.
  3. С какой целью был принят Стоглав? Почему государственная власть претендовала на церковные земли, почему ей не удалось ими завладеть?
  4. Охарактеризуйте приказную систему управления государством.
  5. Почему Царь отказывается от системы кормления в местном управлении?

Учебные тексты для работы 1-й группы

Слово митрополита Филиппа при торжественном возведении его в сан предстоятеля русской Церкви (25 июля 1566 г.).

Как всегда бодрствует кормчий, так и царский многоочитый ум должен твердо содержать правила доброго закона, иссушая потоки беззакония, да не погрязнет в волнах неправды корабль всемерныя жизни. Принимай хотящих советовать тебе благое, а не домогающихся только ласкательств, ибо одни радеют воистину о пользе, другие же заботятся только об угождении власти. Паче всякой славы царствия земного украшает царя венец благочестия; славно показывать силу свою супостатам, покорным же – человеколюбие и, побеждая врагов силой оружия, невооруженною любовью быть побежденным от своих.

Так подобает тебе мудрствовать и к той же истине руководить подчиненных тебе людей, не почитая ничего выше и богоугоднее сей царственной заботы.

Содержание и значение реформ Избранной рады.

Военная реформа.

Из отрядов пищальников летом 1550 г. выделились стрельцы, которые должны были жить в Воробьевой слободе, в непосредственной близости от резиденции царя. Стрельцы набирались из городского населения. Для выплаты им денежного вознаграждения (по 4 руб. в год) был введен подворный налог – пищальные деньги.

Уложение о службе 156 г. установило единый порядок военной службы для владельцев поместий и вотчин: со 150 десятин земли каждый дворянин должен был выставить воина на коне и в полном вооружении; за лишних воинов полагалось денежное возмещение, за недодачу – штраф.

Судебник 1550 г.

В июне 1550 г. был составлен новый Судебник, который заменил свод законов 1497 г. Была уничтожена привилегия монастырей не уплачивать подати в казну. Детей боярских и выходцев из дворянского сословия законодатели запретили превращать в холопов. Затруднился переход от одного владельца к другому в Юрьев день – увеличивались размеры взимаемого с крестьян пожилого. Новый свод законов усиливал контроль над судебной деятельностью наместников. Наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума; на местах за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники (выборные люди из посадских людей и черносошных крестьян).

Стоглав 1551 г.

Избранная рада озаботилась и повышением авторитета Церкви. Многие священники были малограмотны, попы нередко приходили в храмы пьяными, во время службы бранились и даже дрались. Соответственно вели себя и миряне – стояли в шапках, разговаривали, смеялись, ругались. В монастырях происходили попойки, богослужения совершались не регулярно.

Церковный собор 1551 г. принял Стоглав – сборник решений, записанных в ста главах (статьях). Речь шла о регламентации церковной жизни – обрядовой практики, монастырского обихода. Стоглавый собор обязал духовных лиц заводить училища для обучения детей грамоте, письму, церковному пению. Священникам велено было не лаяться, не сквернословить, не драться в храмах, не входить в них пьяными. Собор запретил еще сохранившиеся на Руси языческие обычаи, все забавы: гусли, карты. Преодолевая наследие эпохи раздробленности, церковный собор унифицировал церковные обряды, а местных святых свел в общерусский пантеон. Большинство монастырей были лишены права беспошлинной торговли и обязывались платить основные налоги. Но намерения царя отписать в казну земли монастырей на соборе одобрены не были.

Реформа центрального и местного управления.

В Москве в XVІ в. складывается система приказов – отраслевых органов управления. Посольский приказ ведал внешними связями, Разрядный – дворянским войском, Поместный – землями служилых людей, Стрелецкий – стрелецким войском, Разбойный – уголовным судом, Челобитный приказ разбирал жалобы.

В середине 1550-х гг. завершилась так называемая губная реформа (губа – административная территория, округ). Постепенно власть наместников и волостелей (кормленщиков) сошла на нет. Их функции переходили к органам земского самоуправления – в лице излюбленных голов и их помощников (целовальников). Их выбирали из своей среды местные посадские люди и черносошные крестьяне.

С 1530-х гг. власть на местах постепенно переходила к выборным людям. Посадские жители (городские купцы и ремесленники) и крестьяне тех уездов, где было мало поместий и вотчин, избирали земских старост. В уездах с развитием землевладения дворяне избирали губных (окружных) старост, обязанных бороться с разбоями. Губными старостами рекомендовалось избирать тех, кто по возрасту или здоровью не годился для военной службы. Государство не имело возможности платить им жалование. Не удивительно, что к своим обязанностям многие из выборных относились спустя рукава. Реформа местного управления, начавшаяся еще при Е.Глинской, к 156 г. вероятно, зашла достаточно далеко, поскольку в том году были отменены кормления. Бояре потеряли часть своих доходов, но получили некоторую компенсацию. Население областей с выборной администрацией теперь платило кормленчий налог. Из него служилым людям (дворянам, боярам) выдавалась “помога” для выхода на военную службу.

Вопросы для 2-ой группы. Опричнина

  1. Каковы причины отказа от реформ?
  2. Как произошел опричный переворот? Какова цель раздела страны на земщину и опричнину?
  3. С какой целью царь совершает карательный поход на Новгород?
  4. Почему Иван ІV отменяет опричнину в 1572 г.?
  5. Каковы последствия опричной политики? Можно ли считать опричнину основной причиной прикрепления крестьян к земле?
  6. Существовала ли в XV? веке альтернатива опричнине?

Учебные тексты для работы 2-й группы

Смерть митрополита Филиппа.

Небольшая темная келья Отроча монастыря в Твери. Перед образом на коленях молится великий подвижник, смиренно склонив свою седую голову. Он молится за мир, за родину и за гонителя своего. Еще несколько поклонов – и святитель встал.

- Вот и приблизился конец моего подвига, – тихо прошептал он.

Прошло быстро пронеслось перед его глазами. Вспомнился царский дворец, блеск, роскошь; он – сын знатного боярина Степана Колычева, друг молодого царя. Но жизнь во дворце не по душе ему, душа ищет молитвенного уединения.

С посохом в руках, в одежде простолюдина отправляется они златоглавого Кремля на далекий север, в Соловецкий монастырь, где стал послушником. Многие годы тяжелой, почти невыносимой жизни, и он избирается игуменом.

Слух о его святой подвижнической жизни распространяется далеко по Руси, достигает и царя. Вспомнил Иван Васильевич грозный друга молодости и потребовал его Москву. Где святитель был возведен в сан митрополита Московского.

Но не тот оказался теперь царь, каким оставил его Филипп. По обязанности архипастыря принялся святитель за увещания. Но не слушал царь обвинений в своей адрес. Осенью 1567 г. новая волна казней и кровавых расправ побудила митрополита Филиппа воспользоваться древним правом печалования и выступить в защиту опальных людей. Весной следующего года, не стерпев очередного обличения, Иван Грозного решил расправиться со своими бывшим другом и устроил над ним “суд Собора”, который приговорил предстоятеля русской Церкви к пожизненному тюремному заключению…

Тесна келья, но гроб еще теснее. Гроб, в котором скоро придется лежать святителю.. В келью вошел Малюта Скуратов – безжалостный палач, запачкавший свои руки и душу множеством козней и казней. Злобой сверкает его глаза, злобой искаженно лицо. Но не вздрогнул Филипп, хотя и предвидел цель его посещения.

- Владыка святый, – приняв смиренный вид, заговорил палач, – преподай благословение царю на поход в Новгород.

- Делай то, зачем послан, – ответил святитель и, встав на колени, стал произносить свою последнюю земную молитву.

Нетеперливо ждал Малюта окончания молитвы. Наконец не выдержал, бросился на святителя и задушил его подушкой.

Опричнина и ее последствия.

В воскресенье 3 декабря 1564 г. из ворот Кремля выползал бесконечный поезд из карет, возков и саней – царь, сопровождаемый царицей Марией Темриковной, детьми, свитой и охраной, молча, угрюмо покидал свою резиденцию. С повелителем везли казну, одежды, драгоценности, иконы и кресты.

3 января 1565 г. Иван прибыл в Александровскую слободу, к северу от Москвы. В столицу доставили два послания. Боярам, дворянам, приказным царь объяснил отъезд “их великим изменами” и полной невозможностью эти измены пресечь: каждая его попытка наказать виновных якобы оказывалась безрезультатной из-за вмешательства архиереев и бояр. Вот почему монарх покидает престол.

В грамоте горожанам царь уверял москвичей, что не гневаться на них, и во всех нестроениях обвинял бояр-изменников.

После переговоров с делегацией из Москвы, прибывшей в Александрову слободу, Иван Грозный пообещал вернуться на трон при исполнении трех условий:

- признание права казнить изменников по царскому усмотрению;

- введение опричнины для обеспечения царского обихода и безопасности;

- выплата на первоначальное устройство этой опричнины (особого монаршего удела) огромной суммы денег – 100 тысяч рублей (деньги следовало собрать в земщине – на землях, не включенных в опричнину).

В годы опричнины Иван ?V развернул в стране дотоле невиданный политический террор. Казнили не только бояр, находившихся в оппозиции центральной власти, но и всех подозреваемых в измене, членов их семей, конфисковывали их земли, имущество. Были убиты многие представители старинных княжеских и боярских родов Оболенских, Морозовых, Головиных, Шеиных. Опричники безнаказанно грабили население страны, разоряли города и села. В 1570г. при участии царя подвергся разграблению Новгород, где погибло около 15 тысяч мирных жителей. Массовыми казнями в Москве был отмечен день 25 июня 1570 г., когда на Красной площади в присутствии царя и его старшего сына Ивана лишили жизни более ста человек. Казни продолжались и в последующие дни.

В годы опричнины страна (за исключением юго-западных и юго-восточных уездов) была разорена. В несколько раз сократилось число сел и деревень, значительно уменьшилось население. При этом налоговый гнет не был ослаблен. Массовым явлением стали побеги зависимых крестьян. В такой ситуации правительство использовало практику ограничения права земледельцев покидать поместья и вотчины, провозглашая заповедные лета.

В 1581 г. Иван ?V ввел запрет на выход крестьян в Юрьев день; в следующие годы этот запрет возобновлялся.

Задание для 3-й группы.

Покажите, какое отражение в трудах отечественных историков нашла эпоха Ивана Грозного? Как историки оценивают внутреннюю политику Ивана Грозного, его реформы и опричнину?

Возможен электронный вариант выступления – презентация.

На работу в группах 15мин. Затем каждая группа выступает с презентацией своей работы (1 и 2 группа на ватмане), 3-я группа с презентацией Иван Грозный.ppt.

В заключении каждый ученик пишет на листочке свой аргумент за то или иное средство (реформы или опричнина), выбранное Иваном Грозным для централизации власти и кладет листочек на ту или другую чашу весов. Наглядно определяем: какое средство поддержало большинство учеников в классе.

Обсудить! Действительно ли цель оправдывает средства?

4. Подведение итогов урока.

Оценивание работы групп и выступлений учащихся.

5. Домашнее задание.

Изучить внешнюю политику Ивана ІV (учебник Данилова стр.191-196) и ответить на вопросы:

1. Какое влияние внутренняя политика Ивана Грозного оказывала на его внешнюю политику?

2. Почему нам удалось присоединить большие территории на востоке, но мы не смогли завоевать земли на западе и выйти к Балтике?

Литература

1. Ельянов Е. Субъективные интерпретации Отечественные историки об эпохе Ивана Грозного. – История. – № 42, 2001.

2. Хуторской В. Правление Ивана Грозного. – История.- № 1, 1999 г.

3. Шокарев С. “А што есмь учинил опришнину…”. – История.- № 47, 1996 г.