Эпиграф. Цель оправдывает средства.
Н. Макиавелли.
Цель: определить содержание внутренней политики Ивана ІV, способствовать формированию у учащихся представления о политике реформ и политике опричнины, выяснить причины смены политического курса, способствовать развитию навыков анализа исторического материала, умения делать выводы, аргументировано высказывать свое мнение.
Оборудование: медиапроектор, экран, весы, портреты Ивана Грозного, портреты отечественных историков, учебные тексты, карточки с заданиями, листы ватмана, листы бумаги на каждого ученика в классе.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Постановка проблемы урока.
Вступительное слово учителя.
Что это такое, по вашему мнению? (ткань, сшитая из кусочков) С чем у вас это ассоциируется? Да, это словно территория Русского государства, которое было создано на рубеже XV-XV? вв. в результате объединительной политики московских князей. В этот период завершилось политическое объединение русских земель. Государям всея Руси важно было решить задачу – централизации власти! Решить эту задачу предстояло Ивану ?V. Время его правления, несмотря на многочисленные исследования историков, остается загадкой для тех, кто чуть больше узнает об этом времени, заглядывая не только в школьный учебник истории. Время царствования Ивана Грозного, охватившее пять десятилетий, было достаточно противоречивым: это политика реформ и жесткая опричная политика; правление Ивана ІV по многим признакам соответствовало деспотии восточного образца, и в то же время можно отметить появление элементов выборности, привлечение сословий к управлению государством (Земские соборы); решая задачу возрождения и централизации Русского государства подвел страну к краю пропасти – к Смуте.
Сегодня наша задача: проанализировать внутреннюю политику Ивана ІV, познакомится с оценкой этой политики в отечественной исторической науке и определить собственное отношение к внутриполитической деятельности Ивана Грозного. Знаменитый государственный деятель средневековья Н.Макиавелли вывел уникальную и в тоже время страшную политическую формулу: Цель оправдывает средства!
Целью Ивана Грозного была централизация власти (нужно было сделать так, чтобы “не было швов на материи”). Возможны были два способа осуществления данной цели: политика реформ – путь эволюционный постепенный, щадящий для общества и политика террора, с помощью которой результат достигается быстрее, но есть многочисленные жертвы.
Вопросов очень много! Почему Грозный царь с грозным характером изначально выбирает путь реформ? Почему государь отказывается от успешного курса реформ и предпочитает опричный террор? Чем был вызван отказ и от опричной политики? Почему верный в своих определениях народ не дает Ивану ІV прозвище Кровавый или Жестокий, а называет его Грозным, показывая тем самым уважение к силе и жесткой власти?
3. Работа по группам.
Вы будете работать по группам, у каждой свое задание. 1я познакомит нас с реформами Ивана ІV и Избранной рады, 2-я – с политикой опричнины. Отвечая на вопросы в карточке участники 1-й и 2-й групп, составляют опорный конспект на листе ватмана. 3-я группа представит мнение историков об эпохе Ивана Грозного. Но главное каждый из вас в результате должен определить свое отношение к политической формуле: “Цель оправдывает средства!” Вы постарайтесь найти весомый аргумент в пользу того или другого способа централизации власти. И посмотрим, чья позиция перевесит. Что вы предпочитаете в политике: кнут или пряник? Свои аргументы вы напишите на листочках, которые лежат у каждого из вас и положите на чашу весов в финале нашего урока.
Вопросы для группы: Реформы Ивана ІV и Избранной рады.
- Почему военная реформа была проведена одной из первых? На ваш взгляд, созданная войсковая система была надежной защитой для государства?
- Назовите основные положения, закрепленные в Судебнике Ивана ІV. Сравните, как рассматривался крестьянский вопрос в Судебнике 1497 и 1550 г.
- С какой целью был принят Стоглав? Почему государственная власть претендовала на церковные земли, почему ей не удалось ими завладеть?
- Охарактеризуйте приказную систему управления государством.
- Почему Царь отказывается от системы кормления в местном управлении?
Учебные тексты для работы 1-й группы
Слово митрополита Филиппа при торжественном возведении его в сан предстоятеля русской Церкви (25 июля 1566 г.).
Как всегда бодрствует кормчий, так и царский многоочитый ум должен твердо содержать правила доброго закона, иссушая потоки беззакония, да не погрязнет в волнах неправды корабль всемерныя жизни. Принимай хотящих советовать тебе благое, а не домогающихся только ласкательств, ибо одни радеют воистину о пользе, другие же заботятся только об угождении власти. Паче всякой славы царствия земного украшает царя венец благочестия; славно показывать силу свою супостатам, покорным же – человеколюбие и, побеждая врагов силой оружия, невооруженною любовью быть побежденным от своих.
Так подобает тебе мудрствовать и к той же истине руководить подчиненных тебе людей, не почитая ничего выше и богоугоднее сей царственной заботы.
Содержание и значение реформ Избранной рады.
Военная реформа.
Из отрядов пищальников летом 1550 г. выделились стрельцы, которые должны были жить в Воробьевой слободе, в непосредственной близости от резиденции царя. Стрельцы набирались из городского населения. Для выплаты им денежного вознаграждения (по 4 руб. в год) был введен подворный налог – пищальные деньги.
Уложение о службе 156 г. установило единый порядок военной службы для владельцев поместий и вотчин: со 150 десятин земли каждый дворянин должен был выставить воина на коне и в полном вооружении; за лишних воинов полагалось денежное возмещение, за недодачу – штраф.
Судебник 1550 г.
В июне 1550 г. был составлен новый Судебник, который заменил свод законов 1497 г. Была уничтожена привилегия монастырей не уплачивать подати в казну. Детей боярских и выходцев из дворянского сословия законодатели запретили превращать в холопов. Затруднился переход от одного владельца к другому в Юрьев день – увеличивались размеры взимаемого с крестьян пожилого. Новый свод законов усиливал контроль над судебной деятельностью наместников. Наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума; на местах за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники (выборные люди из посадских людей и черносошных крестьян).
Стоглав 1551 г.
Избранная рада озаботилась и повышением авторитета Церкви. Многие священники были малограмотны, попы нередко приходили в храмы пьяными, во время службы бранились и даже дрались. Соответственно вели себя и миряне – стояли в шапках, разговаривали, смеялись, ругались. В монастырях происходили попойки, богослужения совершались не регулярно.
Церковный собор 1551 г. принял Стоглав – сборник решений, записанных в ста главах (статьях). Речь шла о регламентации церковной жизни – обрядовой практики, монастырского обихода. Стоглавый собор обязал духовных лиц заводить училища для обучения детей грамоте, письму, церковному пению. Священникам велено было не лаяться, не сквернословить, не драться в храмах, не входить в них пьяными. Собор запретил еще сохранившиеся на Руси языческие обычаи, все забавы: гусли, карты. Преодолевая наследие эпохи раздробленности, церковный собор унифицировал церковные обряды, а местных святых свел в общерусский пантеон. Большинство монастырей были лишены права беспошлинной торговли и обязывались платить основные налоги. Но намерения царя отписать в казну земли монастырей на соборе одобрены не были.
Реформа центрального и местного управления.
В Москве в XVІ в. складывается система приказов – отраслевых органов управления. Посольский приказ ведал внешними связями, Разрядный – дворянским войском, Поместный – землями служилых людей, Стрелецкий – стрелецким войском, Разбойный – уголовным судом, Челобитный приказ разбирал жалобы.
В середине 1550-х гг. завершилась так называемая губная реформа (губа – административная территория, округ). Постепенно власть наместников и волостелей (кормленщиков) сошла на нет. Их функции переходили к органам земского самоуправления – в лице излюбленных голов и их помощников (целовальников). Их выбирали из своей среды местные посадские люди и черносошные крестьяне.
С 1530-х гг. власть на местах постепенно переходила к выборным людям. Посадские жители (городские купцы и ремесленники) и крестьяне тех уездов, где было мало поместий и вотчин, избирали земских старост. В уездах с развитием землевладения дворяне избирали губных (окружных) старост, обязанных бороться с разбоями. Губными старостами рекомендовалось избирать тех, кто по возрасту или здоровью не годился для военной службы. Государство не имело возможности платить им жалование. Не удивительно, что к своим обязанностям многие из выборных относились спустя рукава. Реформа местного управления, начавшаяся еще при Е.Глинской, к 156 г. вероятно, зашла достаточно далеко, поскольку в том году были отменены кормления. Бояре потеряли часть своих доходов, но получили некоторую компенсацию. Население областей с выборной администрацией теперь платило кормленчий налог. Из него служилым людям (дворянам, боярам) выдавалась “помога” для выхода на военную службу.
Вопросы для 2-ой группы. Опричнина
- Каковы причины отказа от реформ?
- Как произошел опричный переворот? Какова цель раздела страны на земщину и опричнину?
- С какой целью царь совершает карательный поход на Новгород?
- Почему Иван ІV отменяет опричнину в 1572 г.?
- Каковы последствия опричной политики? Можно ли считать опричнину основной причиной прикрепления крестьян к земле?
- Существовала ли в XV? веке альтернатива опричнине?
Учебные тексты для работы 2-й группы
Смерть митрополита Филиппа.
Небольшая темная келья Отроча монастыря в Твери. Перед образом на коленях молится великий подвижник, смиренно склонив свою седую голову. Он молится за мир, за родину и за гонителя своего. Еще несколько поклонов – и святитель встал.
- Вот и приблизился конец моего подвига, – тихо прошептал он.
Прошло быстро пронеслось перед его глазами. Вспомнился царский дворец, блеск, роскошь; он – сын знатного боярина Степана Колычева, друг молодого царя. Но жизнь во дворце не по душе ему, душа ищет молитвенного уединения.
С посохом в руках, в одежде простолюдина отправляется они златоглавого Кремля на далекий север, в Соловецкий монастырь, где стал послушником. Многие годы тяжелой, почти невыносимой жизни, и он избирается игуменом.
Слух о его святой подвижнической жизни распространяется далеко по Руси, достигает и царя. Вспомнил Иван Васильевич грозный друга молодости и потребовал его Москву. Где святитель был возведен в сан митрополита Московского.
Но не тот оказался теперь царь, каким оставил его Филипп. По обязанности архипастыря принялся святитель за увещания. Но не слушал царь обвинений в своей адрес. Осенью 1567 г. новая волна казней и кровавых расправ побудила митрополита Филиппа воспользоваться древним правом печалования и выступить в защиту опальных людей. Весной следующего года, не стерпев очередного обличения, Иван Грозного решил расправиться со своими бывшим другом и устроил над ним “суд Собора”, который приговорил предстоятеля русской Церкви к пожизненному тюремному заключению…
Тесна келья, но гроб еще теснее. Гроб, в котором скоро придется лежать святителю.. В келью вошел Малюта Скуратов – безжалостный палач, запачкавший свои руки и душу множеством козней и казней. Злобой сверкает его глаза, злобой искаженно лицо. Но не вздрогнул Филипп, хотя и предвидел цель его посещения.
- Владыка святый, – приняв смиренный вид, заговорил палач, – преподай благословение царю на поход в Новгород.
- Делай то, зачем послан, – ответил святитель и, встав на колени, стал произносить свою последнюю земную молитву.
Нетеперливо ждал Малюта окончания молитвы. Наконец не выдержал, бросился на святителя и задушил его подушкой.
Опричнина и ее последствия.
В воскресенье 3 декабря 1564 г. из ворот Кремля выползал бесконечный поезд из карет, возков и саней – царь, сопровождаемый царицей Марией Темриковной, детьми, свитой и охраной, молча, угрюмо покидал свою резиденцию. С повелителем везли казну, одежды, драгоценности, иконы и кресты.
3 января 1565 г. Иван прибыл в Александровскую слободу, к северу от Москвы. В столицу доставили два послания. Боярам, дворянам, приказным царь объяснил отъезд “их великим изменами” и полной невозможностью эти измены пресечь: каждая его попытка наказать виновных якобы оказывалась безрезультатной из-за вмешательства архиереев и бояр. Вот почему монарх покидает престол.
В грамоте горожанам царь уверял москвичей, что не гневаться на них, и во всех нестроениях обвинял бояр-изменников.
После переговоров с делегацией из Москвы, прибывшей в Александрову слободу, Иван Грозный пообещал вернуться на трон при исполнении трех условий:
- признание права казнить изменников по царскому усмотрению;
- введение опричнины для обеспечения царского обихода и безопасности;
- выплата на первоначальное устройство этой опричнины (особого монаршего удела) огромной суммы денег – 100 тысяч рублей (деньги следовало собрать в земщине – на землях, не включенных в опричнину).
В годы опричнины Иван ?V развернул в стране дотоле невиданный политический террор. Казнили не только бояр, находившихся в оппозиции центральной власти, но и всех подозреваемых в измене, членов их семей, конфисковывали их земли, имущество. Были убиты многие представители старинных княжеских и боярских родов Оболенских, Морозовых, Головиных, Шеиных. Опричники безнаказанно грабили население страны, разоряли города и села. В 1570г. при участии царя подвергся разграблению Новгород, где погибло около 15 тысяч мирных жителей. Массовыми казнями в Москве был отмечен день 25 июня 1570 г., когда на Красной площади в присутствии царя и его старшего сына Ивана лишили жизни более ста человек. Казни продолжались и в последующие дни.
В годы опричнины страна (за исключением юго-западных и юго-восточных уездов) была разорена. В несколько раз сократилось число сел и деревень, значительно уменьшилось население. При этом налоговый гнет не был ослаблен. Массовым явлением стали побеги зависимых крестьян. В такой ситуации правительство использовало практику ограничения права земледельцев покидать поместья и вотчины, провозглашая заповедные лета.
В 1581 г. Иван ?V ввел запрет на выход крестьян в Юрьев день; в следующие годы этот запрет возобновлялся.
Задание для 3-й группы.
Покажите, какое отражение в трудах отечественных историков нашла эпоха Ивана Грозного? Как историки оценивают внутреннюю политику Ивана Грозного, его реформы и опричнину?
Возможен электронный вариант выступления – презентация.
На работу в группах 15мин. Затем каждая группа выступает с презентацией своей работы (1 и 2 группа на ватмане), 3-я группа с презентацией Иван Грозный.ppt.
В заключении каждый ученик пишет на листочке свой аргумент за то или иное средство (реформы или опричнина), выбранное Иваном Грозным для централизации власти и кладет листочек на ту или другую чашу весов. Наглядно определяем: какое средство поддержало большинство учеников в классе.
Обсудить! Действительно ли цель оправдывает средства?
4. Подведение итогов урока
.Оценивание работы групп и выступлений учащихся.
5. Домашнее задание.
Изучить внешнюю политику Ивана ІV (учебник Данилова стр.191-196) и ответить на вопросы:
1. Какое влияние внутренняя политика Ивана Грозного оказывала на его внешнюю политику?
2. Почему нам удалось присоединить большие территории на востоке, но мы не смогли завоевать земли на западе и выйти к Балтике?
Литература
1. Ельянов Е. Субъективные интерпретации Отечественные историки об эпохе Ивана Грозного. – История. – № 42, 2001.
2. Хуторской В. Правление Ивана Грозного. – История.- № 1, 1999 г.
3. Шокарев С. “А што есмь учинил опришнину…”. – История.- № 47, 1996 г.