Тема: Экскурсия в музей. Вышивка – один из видов народного творчества.
Цели:
- обобщить знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве - о вышивке;
- развивать у школьников умения структурировать информацию;
- продолжать отрабатывать умения и навыки у детей по выполнению вышивки;
- продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей;
- содействовать развитию детей умений общаться;
- обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи;
- способствовать воспитанию любви к Родине, содействовать формированию интереса к историческому прошлому своего края.
Оборудование: экспонаты школьного музея, музыкальный ряд, коллекция «лен», коллекция ниток, папки для труда, таблицы по ТБ, выставка книг по рукоделию.
Тип занятия: повторительно-обобщающий.
Место проведения: школьный музей.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие участников занятия: Добрый день, дорогие друзья, мы вас приветствуем на занятии, тема которого «Вышивка – один из видов народного творчества». Это занятие необычное. На этом занятии ученицы 8 класса поделятся своими знаниями, которые они получили на уроках технологии о вышивке, с учениками 1 класса.
Проверка готовности к занятию.
Учитель технологии: Эпиграфом нашего занятия будут слова:
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
(Вадим Шафиер.)
2. Сообщение темы и цели занятия
Сегодня мы еще раз на нашем занятии коснемся русской культуры – многогранной, богатой традициями и обычаями, потому что без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.
Удивителен мир народного искусства! В каждом уголке России живут и развиваются родники бесконечно доброго народного мастерства. Белгородский край не исключение. Здесь словно на удивление собраны во множестве неповторимые красоты природы: чистый воздух, аромат цветущих трав и деревьев, вековые леса, журчащие ручейки и неторопливые реки.
Но, рассматривая сегодня традиции русской культуры, мы не должны забывать о том, что не только у россиян была богатая культура. У каждого народа есть свое историческое наследие, и оно достойно уважения. Вот скоро и закончится учебный год. Ученицы 8 класса почти 2 четверти занимались вышивкой. Их можно назвать уже мастерами этого дела. Вот посмотрите на выставку, здесь представлены работы, которые выполнены руками этих мастериц. А некоторые работы уже отправлены на выставки нашего района и области.
3. Приветствие первоклассников
Учитель технологии: Ну, а теперь слово, вам, дорогие первоклассники.
Выступление первоклассников.
Мы – веселые девчонки
Ваши младшие сестренки.Мы - веселые мальчишки
Ваши младшие братишки.Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Старинное русское слово!Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Всем говорить я готова!Какие вы хорошие, красивые, родные!
Здравствуйте люди маленькие и большие.
4. Слово учителя начальных классов
Сколько добрых людей пришло к нам в гости! И пусть сегодня на занятии царствуют знания и доброта.
Дорогие ребята! 2008год начался с приятного для всех нас известия – он был объявлен годом семьи. Сегодня мы собрались нашей школьной, дружной семьей в музее и совершим путешествие в далекое прошлое. Хотите попутешествовать?
Для этого нужно закрыть глаза и немного пофантазировать.
Звучит русская народная музыка.
Послушайте внимательно и представьте:
На горке, у речки Валуя
Стоит небольшой городок.
Кудрявые ивы волнуя,
Гуляет по ним ветерок.
Возвратимся лет на сто назад и представим, как выглядел наш городок.… Посмотрим по сторонам и увидим маленькие хатки покрытые соломою, камышом. Зайдем в дом. Посередине избы стоит печь, вдоль стен лавки, на которых сидят женщины. Каждая занята своею работой, одна прядет, другая ткет полотно, третья шьет ребенку рубаху, ну а самые младшие вышивают.
Женщин этих давно уже нет, а вещи, созданные, их трудолюбивыми руками живут, до сих пор. Эти вещи бережно хранились и передавались из поколения в поколение. Так и дошли они до наших дней.
5. Рассказ учителя технологии
Народная одежда, полотенца, тканые половики – символ богатейшей истории края.
Мы не зря сейчас находимся в стилизованной народной избе. Посмотрите, как жили наши предки, какие предметы быта у них были. Давайте назовем те предметы, которые изготавливали сами, в домашних условиях, а какие приходилось покупать на ярмарках. (Ответы ребят.) Правильно, приходилось покупать, ребята те предметы, которые невозможно было изготовить в домашних условиях. Это самовары, железные утюги, чугуны, лампы и т. д. Покупалось это все на ярмарках, которые проходили в нашем городе по 3 ярмарки в год. Очень многие предметы быта изготавливались в домашних условиях для своей семьи, а остатки продавали на ярмарке. Так зарождались и развивались ремесла в нашем крае. Какие ремесла были характерны для нашего края? (Ответы учащихся.)
Люди выращивали сами лен и ткали из него ткань, позднее стали разводить овец и прясть пряжу, сами выделывали кожу. Женщины были обязаны напрясть, наткать все необходимое для своей семьи. Они не только изготавливали, но и украшали. Опыт передавался от поколения поколению. И у нас с вами на занятии будет так же: старшие будут учить младших вышивать швом – крестик.
А сейчас вам подробнее о вышивке в нашем крае расскажут ученицы 8 класса.
6. Выступления учениц 8 класса
1. Ребята, вы обратили внимание на то, как живописен русский национальный костюм? Это потому, что в его украшении чаще всего применялась вышивка. Вышивка - один из распространенных видов народного творчества.
2. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависят от географического положения страны, ее истории и культуры.
3. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины, как в бедной, так и в богатой семье.
4. Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать как книгу. Каждый элемент вышитого рисунка имел свое значение и смысл.
Ученые отмечают три значения:
- Слава божеству! Праздник.
- Просьба плодородия.
- Благодарность Богу за содеянное.
5. Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.
6. У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивы и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты. В них преобладают ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих же элементов состоят фигуры людей, зверей и птиц, изображения растений.
7. Особые знаки – символы вышивались мастерицами и в нашем Валуйском районе. Солнце вышивали в виде круга и ромба; Дом – двойной квадрат или ромб с точкой посередине, обереги - тройной треугольник, прямая горизонтальная линия- это поверхность земли, горизонтальная волнистая – вода, вертикальная линия - дождь. (Демонстрация одежды с вышитыми узорами.)
8. Традиционен был и цвет в вышивке для нашего района, вышивали красным, черным и желтым цветом. Нитки использовали в основном льняные, которые пряли и красили сами. (Демонстрация коллекции «Лен».)
9. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали тканым, вышитым и набивным узором.
10. Национальный костюм уникален. Скажем, среди тысяч русских крестьянских нарядов, хранящихся в музеях, не найдется и двух одинаковых: то состав иной, то ткань, то вышивка.… И ведь все своими руками! Словом, хозяйке всегда было чем удивить подружек.
7. Физкультминутка
Игра «Ручеек».
Песни русские народные в исполнении школьного фольклорного ансамбля «Ручеек».
8. Загадки из сундучка
Загадки об инструментах загадывают ученицы 8 класса.
Загадки
1. |
Два конца, два кольца, а посередине гвоздь. (Ножницы) |
2. |
Умный Ивашка, красная рубашка, |
3. |
В Полотняной стране, по реке Простыне, |
4. |
На пальце одном |
5. |
Я одноухая старуха |
Учитель начальных классов: Ребята, вы тоже на уроках труда уже знакомились с вышивкой, пробовали вышивать. Вам понравилось?
Какие инструменты используют при вышивке? (Игла, ножницы.) Пяльцы и наперсток – это приспособления.
Давайте вспомним, какие правила ТБ вы должны соблюдать при выполнении вышивки.
Рассказ ПТБ при работе с иглами и ножницами, а девочки 8 класса им помогают.
9. Вводный инструктаж к практической части урока
Учитель технологии: Молодцы ребята, вы хорошо знаете ПТБ можно тогда приступать и к практической части нашего занятия. Сегодня на занятии девочки продемонстрируют вам свои умения по выполнению вышивки, покажут, как надо правильно выполнять вышивку швом «крестик», а потом и вы попробуете самостоятельно выполнить этот шов. Будьте внимательны и аккуратны. Ну а теперь пора и за работу. А девизом в вашей работе пусть будет пословица:
НЕ БУДЕТ СКУКИ, КОЛИ ЗАНЯТЫ РУКИ! (Хором читают первоклассники.)
10. Практическая работа
Ну-ка, Машеньки, Дашеньки,
Мариночки, да Ириночки,
Берите пяльцы, иголки, да ниточки.
Будем шить – вышивать.
Ребятишек обучать.
Демонстрация правильных приемов вышивки швом «крестик» ученицами 8 класса ученикам 1 класса, а затем ученики 1 класса выполняют пробные упражнения.
11. Итог практической части занятия
Выставка работ.
Итог для старшеклассниц: поделитесь впечатлениями от нашего занятия.
Итог для малышей.
Учитель начальных классов: Можно ли считать наше путешествие в прошлое интересным полезным. Что вам понравилось? Какой мастерице вам хотелось бы поаплодировать?
Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им, дивитесь.
Не привыкайте к небесам.
Глазами к ним тянитесь.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так или не так
Через одно мгновенье.
Девочка протягивает пирог со словами:
Не красна изба углами,
А красна пирогами.
Чай пить – не нитями шить,
Прощайте, угощайтесь,
Здоровья набирайтесь.
Приглашаем всех на чай.
Используемая литература
- Беликова Т.П., Емельянова М.И.Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура: Учебное пособие. – Старый Оскол: «ТНТ», 2003.
- И.Г. Пархоменко. Белгородская губерния. Белгород. (Социально-экономический и историко-культурологический очерк). Издательство Белгородской ГСХА. 2002.