Пояснительная записка
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях; овладения умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе и компьютерных; воспитания убежденности в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Исходные документы для составления программы:
- Федеральный базисный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03.2004г.;
- Федеральный перечень учебно-методических изданий;
- письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.Н. Гара / к учебнику Рудзитис Г.Е. / соответствующей федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования (базовый уровень) и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях. Программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких, как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний, в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей учащихся каждого класса в параллели.
Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение самостоятельных и контрольных работ.
В результате изучения химии на базовом уровне учащийся должен:
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве.
Базисный учебный план предусматривает изучение курса химии по два часа в неделю в 8-9 классах. Данный объем часов недостаточен для реализации стандарта основного общего образования по химии. За счет сокращения часов, у учителя практически не остается времени для отработки полученных знаний и умений, решения расчетных задач, а именно задач обеспечивающих закрепление теоретических знаний, которые учат логически мыслить, творчески подходить к их решению, то есть служат формированию культурологической системообразующей парадигмы.
Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования, за курс основной школы, отработать навыки решения практических задач валеологического и экологического направления, и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.
Основные задачи:
- Формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка.
- Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления.
- Формирование умений грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни, т.е. начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся.
- Отработать навыки решения простейших задач и подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах.
Содержание элективного курса соответствует минимальным требованием стандарта образования, а так же содержит элементы по углублению курса химии в 8-ом классе (кристаллогидраты, качественные реакции, растворы, различные способы выражения состава раствора). Каждая тема состоит из теоретического и практического (большая часть) разделов. Именно такое распределение позволяет формировать навыки анализа, сравнения, обобщения; умения устанавливать причинно-следственные связи между различными фактами, делать выводы на основе самоанализа. Использование разноуровневых заданий способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, что повышает интерес к предмету.
На курс отводится 34 часа, и предполагает изучение его в течение всего года по одному часу в неделю.
Ожидаемый результат:
- Знание основных законов и понятий химии.
- Умение составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций, объяснять свои действия.
- Умение проводить простейшие расчеты.
- Успешное применение знаний в последующих классах.
Учебно-тематический план
Темы |
Всего часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия (отработка ЗУН) |
1.Введение |
1 |
1 |
|
2.Химические формулы веществ |
5 |
2 |
3 |
3.Уравнения химических реакций |
3 |
|
3 |
4.Количество вещества |
3 |
|
3 |
5.Тепловой эффект химических реакций |
2 |
|
2 |
6.Газы. Газовые законы |
2 |
|
2 |
7.Растворы |
4 |
1 |
3 |
8.Основные классы неорганических соединений. |
4 |
1 |
3 |
9.Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева |
3 |
1 |
2 |
10.Химическая связь |
3 |
1 |
2 |
11.Галогены |
4 |
1 |
3 |
Содержание изучаемого курса
Последовательность тем в разделе |
Последовательность занятий в теме |
Базовые понятия |
Ожидаемый результат |
1. Введение |
1. Знакомство с целями и задачами, курса химии. Основные этапы в истории развития химии |
Алхимия. Смеси. Чистые вещества. Химический элемент |
Примут установку на продуктивную работу. |
2. Химические формулы веществ |
1. Молекулы и атомы. Основные положения атомно-молекулярного учения. Простые и сложные вещества. Химические элементы и их знаки. 2. Химические формулы. Индекс и коэффициент. 3. Валентность. Составление формул по валентности химических элементов и определение валентности элементов по формулам. 4. Вычисление относительных молекулярных масс, массовых отношений химических элементов в сложном веществе. Вычисление массовых долей химических элементов. 5. Вывод химических формул, если известны массовые доли химических элементов, входящих в составляющую вещества. |
Молекула, атом, химический элемент, простые и сложные вещества, индекс и коэффициент, относительная атомная и молекулярная масса, массовые доли элементов. |
Умеют составлять формулы веществ и определять валентность по формулам веществ, решать задачи на ЗСМВ, вычислять относительные молекулярные массы веществ, массовые доли химических элементов и определять их массовые отношения, выводить формулы веществ, зная массовые доли элементов. Дать понятие «парниковый эффект», «кислотные дожди», их действие на организм человека и окружающую среду. |
3. Уравнения химических реакций. |
1. Составление уравнений химических реакций. 2-3. Основные типы химических реакций. |
Исходные вещества, продукты реакции, коэффициент, индекс, ЗСМВ. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. |
Уметь составлять уравнения реакций, расставлять коэффициенты согласно ЗСМВ. Определять тип химической реакции. Производить простейшие расчеты по уравнениям химических реакций. |
4. Количество вещества. |
1-2. Количество вещества. |
Количество вещества, моль, молярная масса, атом, молекула. |
Уметь решать задачи с использованием понятия «моль»; находить число атомов в молекуле данного вещества. |
5. Тепловой эффект химических реакций. |
1-2. Тепловой эффект химических реакций |
Тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения, экзотермические и эндотермические реакции. |
Уметь решать задачи с использованием понятия тепловой эффект, различать |
6. Газы. Газовые законы. |
1. Газообразное составление вещества. Газовые законы. 2. Решение комбинированных задач. |
Молярный объем, закон Авогадро, постоянная Авогадро, относительная плотность. Плотность вещества. |
Уметь решать задачи с использованием постоянной Авогадро, применять закон объемных отношений газов, вычислять относительную плотность газов, находить количество атомов в молекуле данного вещества, осуществлять переход от данной формулы к другой, уметь вычислять массовые доли вредных газов в атмосфере. Дать понятие о фреонах и их разрушительном действии на «озоновый слой». |
7. Растворы. |
1. Растворимость. Растворы. 2. Различные действия с растворами (разбавления, смешивание, уваривание). 3. Кристаллогидраты 4. Решение задач по уравнениям с участием растворов. |
Растворы, растворитель, растворимое вещество, массовая доля раствора, молярность, нормальность, кристаллогидраты. |
Уметь решать задачи используя формулы выражения состава раствора; проводить расчеты по уравнениям химических реакций, использовать полученные знания для бережного отношения ко своему здоровью. |
8. Основные классы неорганических соединений. |
1-2. Обобщение сведений о химических свойствах основных классов неорганических соединений. 3-4. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. |
Оксиды, основания, кислоты, соли, генетическая связь, количество вещества. |
Уметь составлять уравнения реакций, с участием веществ основных классов неорганических соединений. Знать вредное и полезное действие различных классов веществ на окружающую среду и организм человека. |
9. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. |
1.Строение атома. 2. Расположение электронов по энергетическим уровням элементов I – IV периодов. Энергетическая диаграмма. 3. Характеристика элемента по положению в периодической системе Д.И.Менделеева. |
Химический элемент, изотопы, электроны, ядро, протоны, нейтроны, группа, период, энергетический уровень, энергетическая диаграмма. |
Уметь распределять электроны по энергетическим уровням элементов I – IV периодов; строить энергетические диаграммы; характеризовать элемент по положению в периодической системе. Дать понятии «тяжелые металлы», вредное влияние выхлопных газов на окружающую среду и организм человека. |
10. Химическая связь. |
1. Электроотрицательность. основные типы химической связи. 2-3. Степень окисления. Составление уравнений ОВР. |
Электроотрицатель-ность, ионная, ковалентная связь, степень окисления, окислитель, восстановитель, процесс окисления, процесс восстановления. |
Уметь определять основные типы химической связи, определять степень окисления, окислитель и восстановитель. Уметь составлять уравнения ОВР. |
11. Галогены. |
1-2. Окислительные свойства галогенов. 3-4. Составление уравнений ОВР, используя метод электронного баланса. |
Качественная реакция на ионы, количество вещества, окислитель, восстановитель, процесс окисления и восстановления. |
Уметь проводить качественные реакции на ионы, составлять уравнения ОВР, знать и умело использовать полезные и вредные свойства галогенов. |
Список литературы для учителя
1.Глинка Н.А. Общая химия. Ленинград: химия, 1988.
2.А.С.Егоров. Химия: пособие – репетитор для поступающих в вузы.
3.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. «2500 задач с решениями». Москва: Дрофа; 2000г.
4.Г.П.Хомченко, И.Г.Хомченко: Сборник задач по химии для поступающих в вузы. Москва: Новая волна, 2002г.
5.З.Д. Белых Проводим химическую олимпиаду. Пермь; книжный мир, 2001г.
6.Цитович И.К.; Протасов П.И. «Методика решения расчетных задач по химии».
7.Адамович Т.П., Васильева Г.И. «Сборник задач по химии для учителя».
Список литературы для учащихся
1. И.Г.Хомченко Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. Москва: Новая волна, 2002г.
2. Л. Аликберова. Занимательная химия. Москва: АСТ – ПРЕСС 1999г.
3. Н.Е. Кузьменко, В.В.Еремина Справочник школьника по химии. Москва: Экзамен, 2006г.
4. Энциклопедический словарь юного химика. Москва, 1989г.
5. Габриелян О.С. «Химия в тестах, задачах, упражнениях» 8-9 класс.
Методическое обеспечение
1. Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс
2. Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии. 8 класс.
3. Суровцева Р.П. « Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе».
СД
1. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
2. Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003.