Химия в валеологических и экологических задачах

Разделы: Химия


Пояснительная записка

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях; овладения умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе и компьютерных; воспитания убежденности в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Исходные документы для составления программы:

  • Федеральный базисный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03.2004г.;
  • Федеральный перечень учебно-методических изданий;
  • письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.Н. Гара / к учебнику Рудзитис Г.Е. / соответствующей федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования (базовый уровень) и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях. Программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких, как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний, в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей учащихся каждого класса в параллели.

 Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение самостоятельных и контрольных работ.

 В результате изучения химии на базовом уровне учащийся должен:

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве.

Базисный учебный план предусматривает изучение курса химии по два часа в неделю в 8-9 классах. Данный объем часов недостаточен для реализации стандарта основного общего образования по химии. За счет сокращения часов, у учителя практически не остается времени для отработки полученных знаний и умений, решения расчетных задач, а именно задач обеспечивающих закрепление теоретических знаний, которые учат логически мыслить, творчески подходить к их решению, то есть служат формированию культурологической системообразующей парадигмы.

Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования, за курс основной школы, отработать навыки решения практических задач валеологического и экологического направления, и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.

Основные задачи:

  • Формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка.
  • Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления.
  • Формирование умений грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни, т.е. начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся.
  • Отработать навыки решения простейших задач и подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах.

Содержание элективного курса соответствует минимальным требованием стандарта образования, а так же содержит элементы по углублению курса химии в 8-ом классе (кристаллогидраты, качественные реакции, растворы, различные способы выражения состава раствора). Каждая тема состоит из теоретического и практического (большая часть) разделов. Именно такое распределение позволяет формировать навыки анализа, сравнения, обобщения; умения устанавливать причинно-следственные связи между различными фактами, делать выводы на основе самоанализа. Использование разноуровневых заданий способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, что повышает интерес к предмету.

 На курс отводится 34 часа, и предполагает изучение его в течение всего года по одному часу в неделю.

 Ожидаемый результат:

  • Знание основных законов и понятий химии.
  • Умение составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций, объяснять свои действия.
  • Умение проводить простейшие расчеты.
  • Успешное применение знаний в последующих классах.

Учебно-тематический план

Темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия (отработка ЗУН)

1.Введение

1

1

 

2.Химические формулы веществ

5

2

3

3.Уравнения химических реакций

3

 

3

4.Количество вещества

3

 

3

5.Тепловой эффект химических реакций

2

 

2

6.Газы. Газовые законы

2

 

2

7.Растворы

4

1

3

8.Основные классы неорганических соединений.

4

1

3

9.Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева

3

1

2

10.Химическая связь

3

1

2

11.Галогены

4

1

3

Содержание изучаемого курса

Последовательность тем в разделе

Последовательность занятий в теме

Базовые понятия

Ожидаемый результат

1. Введение

1. Знакомство с целями и задачами, курса химии. Основные этапы в истории развития химии

Алхимия. Смеси. Чистые вещества. Химический элемент

Примут установку на продуктивную работу.

2. Химические формулы веществ

1. Молекулы и атомы. Основные положения атомно-молекулярного учения.

Простые и сложные вещества. Химические элементы и их знаки.

2. Химические формулы. Индекс и коэффициент.

3. Валентность. Составление формул по валентности химических элементов и определение валентности элементов по формулам.

4. Вычисление относительных молекулярных масс, массовых отношений химических элементов в сложном веществе. Вычисление массовых долей химических элементов.

5. Вывод химических формул, если известны массовые доли химических элементов, входящих в составляющую вещества.

Молекула, атом, химический элемент, простые и сложные вещества, индекс и коэффициент, относительная атомная и молекулярная масса, массовые доли элементов.

Умеют составлять формулы веществ и определять валентность по формулам веществ, решать задачи на ЗСМВ, вычислять относительные молекулярные массы веществ, массовые доли химических элементов и определять их массовые отношения, выводить формулы веществ, зная массовые доли элементов. Дать понятие «парниковый эффект», «кислотные дожди», их действие на организм человека и окружающую среду.

3. Уравнения химических реакций.

1. Составление уравнений химических реакций.

2-3. Основные типы химических реакций.

Исходные вещества, продукты реакции, коэффициент, индекс, ЗСМВ. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

Уметь составлять уравнения реакций, расставлять коэффициенты согласно ЗСМВ. Определять тип химической реакции. Производить простейшие расчеты по уравнениям химических реакций.

4. Количество вещества.

1-2. Количество вещества.
3. Пересчитанные частицы.

Количество вещества, моль, молярная масса, атом, молекула.

Уметь решать задачи с использованием понятия «моль»; находить число атомов в молекуле данного вещества.

5. Тепловой эффект химических реакций.

1-2. Тепловой эффект химических реакций

Тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения, экзотермические и эндотермические реакции.

Уметь решать задачи с использованием понятия тепловой эффект, различать
экзотермические и эндотермические реакции, вычислить количество теплоты, выделяемое при сжигании различных видов топлива. Дать понятие “медленное окисление” и его практическое применение.

6. Газы. Газовые законы.

1. Газообразное составление вещества. Газовые законы.
Относительная плотность газа.

2. Решение комбинированных задач.

Молярный объем, закон Авогадро, постоянная Авогадро, относительная плотность. Плотность вещества.

Уметь решать задачи с использованием постоянной Авогадро, применять закон объемных отношений газов, вычислять относительную плотность газов, находить количество атомов в молекуле данного вещества, осуществлять переход от данной формулы к другой, уметь вычислять массовые доли вредных газов в атмосфере. Дать понятие о фреонах и их разрушительном действии на «озоновый слой».

7. Растворы.

1. Растворимость. Растворы.
Разные способы выражения состава раствора.

2. Различные действия с растворами (разбавления, смешивание, уваривание).

3. Кристаллогидраты

4. Решение задач по уравнениям с участием растворов.

Растворы, растворитель, растворимое вещество, массовая доля раствора, молярность, нормальность, кристаллогидраты.

Уметь решать задачи используя формулы выражения состава раствора; проводить расчеты по уравнениям химических реакций, использовать полученные знания для бережного отношения ко своему здоровью.

8. Основные классы неорганических соединений.

1-2. Обобщение сведений о химических свойствах основных классов неорганических соединений.

3-4. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Оксиды, основания, кислоты, соли, генетическая связь, количество вещества.

Уметь составлять уравнения реакций, с участием веществ основных классов неорганических соединений. Знать вредное и полезное действие различных классов веществ на окружающую среду и организм человека.

9. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева.

1.Строение атома.

2. Расположение электронов по энергетическим уровням элементов I – IV периодов. Энергетическая диаграмма.

3. Характеристика элемента по положению в периодической системе Д.И.Менделеева.

Химический элемент, изотопы, электроны, ядро, протоны, нейтроны, группа, период, энергетический уровень, энергетическая диаграмма.

Уметь распределять электроны по энергетическим уровням элементов I – IV периодов; строить энергетические диаграммы; характеризовать элемент по положению в периодической системе. Дать понятии «тяжелые металлы», вредное влияние выхлопных газов на окружающую среду и организм человека.

10. Химическая связь.

1. Электроотрицательность. основные типы химической связи.

2-3. Степень окисления. Составление уравнений ОВР.

Электроотрицатель-ность, ионная, ковалентная связь, степень окисления, окислитель, восстановитель, процесс окисления, процесс восстановления.

Уметь определять основные типы химической связи, определять степень окисления, окислитель и восстановитель. Уметь составлять уравнения ОВР.

11. Галогены.

1-2. Окислительные свойства галогенов.
Соляная кислота.

3-4. Составление уравнений ОВР, используя метод электронного баланса.

Качественная реакция на ионы, количество вещества, окислитель, восстановитель, процесс окисления и восстановления.

Уметь проводить качественные реакции на ионы, составлять уравнения ОВР, знать и умело использовать полезные и вредные свойства галогенов.

Список литературы для учителя

 1.Глинка Н.А. Общая химия. Ленинград: химия, 1988.
2.А.С.Егоров. Химия: пособие – репетитор для поступающих в вузы.
3.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. «2500 задач с решениями». Москва: Дрофа; 2000г.
4.Г.П.Хомченко, И.Г.Хомченко: Сборник задач по химии для поступающих в вузы. Москва: Новая волна, 2002г.
5.З.Д. Белых Проводим химическую олимпиаду. Пермь; книжный мир, 2001г.
6.Цитович И.К.; Протасов П.И. «Методика решения расчетных задач по химии».
7.Адамович Т.П., Васильева Г.И. «Сборник задач по химии для учителя».

Список литературы для учащихся

1. И.Г.Хомченко Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. Москва: Новая волна, 2002г.
2. Л. Аликберова. Занимательная химия. Москва: АСТ – ПРЕСС 1999г.
3. Н.Е. Кузьменко, В.В.Еремина Справочник школьника по химии. Москва: Экзамен, 2006г.
4. Энциклопедический словарь юного химика. Москва, 1989г.
5. Габриелян О.С. «Химия в тестах, задачах, упражнениях» 8-9 класс.

Методическое обеспечение

1. Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс
2. Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии. 8 класс.
3. Суровцева Р.П. « Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе».

СД

1. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
2. Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003.